Почем нынче «опиум для народа»?

Поделиться

В пятницу, как обычно, коллеги из Светогорска занесли в редакцию ivbg.ru свежий выпуск газеты «Вуокса». Рядовой номер: жизнь приграничного городка, насущные проблемы его жителей. Но вот одна статья заинтересовала особенно. Вернее, заинтересовали цифры, приведенные в ней: на 20 тысяч жителей Светогорска приходится 8 религиозных конфессий! Сразу же захотелось узнать, что ж за город такой религиозной толерантности наш сосед.

Если честно, в списке светогорских конфессий ожидалось увидеть традиционных православных, мусульман, лютеран… может быть буддистов. А что увидели, кроме РПЦ? Церковь христиан адвентистов седьмого дня, церковь евангелистских христиан баптистов, русская благовестническая община евангельских христиан, церковь христиан веры Евангельской пятидесятников, церковь христиан веры евангельской «Церковь Божия», свидетели Иеговы… Ощущение такое, ей Богу, что девочки в одной песочнице рассорились, прости Господи! Ах, да, еще одну позабыли – МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ (ни больше, ни меньше) организация церкви христиан Евангелия «Огонь пробуждения». Как говорится, серьезная заявка на победу.

Нужно отметить (мне кажется, нужно), из всего этого богатства церквей официально зарегистрировано, помимо РПЦ, только две. То есть остальные пять НЕ ИМЕЮТ правоспособности юридических лиц. А значит, не имеют зарегистрированной за официальным юрлицом собственности и права на какие-либо движения финансов. Закон допускает такое объединение граждан и трактует его, как «религиозную группу». При этом полагает, что «помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками».

Собственно, почему я заостряю на этом внимание? Потому, что жертвуя некие материальные блага в пользу такой религиозной группы, человек, фактически, передает их руководителю группы и уповает на его честность. И что любопытно, случаи щедрых дарений в Светогорске уже есть. Вплоть до квартир и домов. По закону все безупречно – человек добровольно распорядился своим имуществом. Родственники недовольны? Ну так это ж их проблемы. Сами дарители никаких заявлений в органы не делают: во-первых, все действия совершались вроде бы в трезвом уме…, а во-вторых…. Ну кто добровольно покается, что его обвели вокруг пальца, одурачили? Психологи в один голос заявляют, что люди, поддавшиеся на обещания невероятных благ (например, спасение души, быстрой прибыли или чудесного исцелений) за небольшой взнос, а потом еще небольшой, а потом побольше, а для закрепления успехов за совсем уж неприлично большой, никогда не признаются в своей ошибке. Более того, они начинают сами себя и попутно всех окружающих убеждать в том, как им несказанно повезло, и какое сказочное счастье на них свалилось.

Дело в том, что некоторые религиозные группы (не буду говорить огульно, что все), пользуясь своим правом осуществлять обучение религии, делает это с использованием набора вполне четких психологических уловок. Например, все вокруг плохие, только мы хорошие, только мы помогаем; посмотрите, как всем вокруг плохо живется, а мы знаем, как жить хорошо; весь мир катится в ад, и только мы знаем путь к спасению; все вокруг обманывают и наживаются, одни мы всю правду говорим, за правду боремся и за чисто символическую плату устроим вам вечное блаженство.

― Могу предположить, что люди, попадающие в подобные организации, имеют несколько схожих черт: внутреннее «сиротство», и тогда секта выступает как замещение семьи; недоверие к миру и себе; потенциальная зависимость от людей. В секте и обществе адептов люди ищут легкого утешения, поддержки, избавления от всех проблем. Это дарит иллюзию и подмену настоящей жизни. Моменты внутренней мнимой радости «якорят», и человек устремляется душой в то место, где было хорошо. Обычно те, кто попадают под влияния секты, становятся отрешенными и перестают контактировать с близкими людьми, их чувства и эмоции притупляются, —  объясняет психолог Татьяна Кушниренко.

Ну, возьмем, хотя бы понравившуюся мне межконфессиональную организацию (!) «Огонь пробуждения». Спрашиваем о таковой у гугла и получаем: место регистрации – Украина, Днепропетровск. Там же нашелся и отзыв одного из посетителей собрания церкви о проповеди некоего пастора Константина: «Две основных темы, которые постоянно подчёркивались в этой проповеди — церкви очень нужны деньги и спасётся только тот, кто слушается пастора.» Потом след церкви отыскался во Франции… Далее выясняется, что церковь опирается на саентологию. Ту самую, запрещенную во многих странах мира, отцом основателем которой является Рон Хаббард (заработавший на религии миллиарды и автор цитаты «Все люди ― мои рабы»), а одним из известнейших адептов – премьер-министр Украина Арсений Яценюк.

И за правду прихожане «Огня пробуждения» борются весьма основательно. Члены религиозной группы являются руководителями и активными участниками Ленинградской областной региональной общественной организации «Центр содействия реализации конституционных прав и законных интересов граждан «Энсо» и Филиала Межрегиональной Общественной Организации «Центр социальной работы «Святая Русь». Если честно, не совсем, а вернее, совсем не понимаю, как зародившееся в Америке религиозное течение связано со Святой Русью…

Иерей Артемий Шатов, руководитель информационно-консультативного центра священномученика Макария по проблемам сект, объяснил, что саентологию назвать религией сложно. Скорее это коммерческий культ с эзотерическими практиками, использующий психологические методики для привлечения и удержания адептов. Вначале людей приглашают пройти курсы в разног рода центрах таких, как «Дианетика». Впрочем, существуют и другие дочерние организации секты, занимающиеся всем подряд – от лечения наркомании и защиты окружающей среды до чуть ли не преподавания иностранных языков (не правда ли, что-то напоминает?). Потом в общение постепенно начинают вводить саентологические религиозные идеи. Суть учения сводится к тому, что человек ― это дух (тэтен), заключенный в теле. В течение жизни тэтен накапливает неправильные сведения (инграммы) о себе и мире, которые мешают ему быть абсолютно счастливым. Когда человек избавляется от всех инграмм путем проговаривания их под наблюдением одитора, он становится «очищенным» ― клиром. По словам отца Артемия, чтобы пройти все ступени «очищения», нужно потратить 15 лет жизни и почти полмиллиона долларов. Обычно россияне останавливаются на низких или средних ступенях в пути к достижению саентологической свободы.

От саентологов за помощью в реабилитационный центр для пострадавших от сект пока никто не приходил. Но это не значит, что пострадавших нет. Иерей Артемий Шатов лично разговаривал с медиками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского ― те ужасались потоку бывших приверженцев саентологии, адептов других деструктивных сект: сломанная психика, разрушенная личность…

Конечно, каждый человек имеет право выбирать, во что верить. Но прежде стоит серьезно задуматься, кому вы вручаете свои душу и разум.