Таможня Выборга опять «прославилась» на всю Россию

Поделиться

Уже несколько лет крупные российские учёные, включая академиков, а также депутаты, эксперты в один голос утверждают, что Федеральная таможенная служба, возглавляемая Андреем Бельяниновым, в нынешнем своём виде давно перестала отвечать национальным интересам страны. А некоторые заходят ещё дальше, утверждая, что ФТС, похоже, всё чаще и чаще работает против нашей страны. С таких слов начинается публикация очередного расследования журналиста Марата Хайруллина, опубликованная сегодня в газете «Версия». Далее мы приводим статью без изменений.

Последняя оценка, услышанная мной в стенах Государственной думы на прошлой неделе, звучит так: Андрей Бельянинов так распустил своих таможенников, что они уже могут представлять угрозу национальной безопасности. И я лично, как журналист-расследователь, согласен с этой оценкой. И подтверждением этому служит совершенно невероятная история, произошедшая на российско-финской границе в конце прошлого года.

Причём обстоятельства всего произошедшего настолько наглядно, как мне кажется, иллюстрируют всю катастрофу и степень разложения таможни, что я начну немного издалека, так сказать, с сопутствующих обстоятельств, которые тем не менее могли привести к чудовищным последствиям. Повторюсь: уж очень хорошо они иллюстрируют то, в каком состоянии находится таможня. Причём необходимо подчеркнуть: с моей личной точки зрения, это прямая ответственность Андрея Бельянинова, так как созданные им правила игры и привели к нынешнему состоянию дел.

Криминальные караваны микроавтобусов

Я не знаю, почему, возможно, из-за того, что внимание общественности было отвлечено на события на Украине, ни пресса, ни экспертное сообщество не обращали внимания на небольшой городок Выборг под Санкт-Петербургом. А происходящее здесь по нынешним временам иначе как уникальным назвать нельзя. Начать нужно с того, что, поскольку Выборг является пограничным городком, здесь расположена крупная таможня, в ведомстве которой три пограничных поста на российско-финской границе – Святогорск, Торфяновка и Брусничное. В Выборге, где нет особых промышленных предприятий, таможня и, в частности, эти три поста выполняют роль градообразующего предприятия – жизнь каждого горожанина так или иначе связана с таможней, поскольку через неё идёт огромный поток грузов.
С финской стороны между городами Лаппеэнранта и Нуйамаа (а это десятки километров) создана огромная, практически сплошная сеть складов. И каждый горожанин, как житель приграничной зоны (при этом нужно понимать, что многие из них, как этнические финны, имеют в придачу двойное гражданство), может спокойно ездить на эти склады, отовариваться шалабужками (на местном сленге) и провозить их по льготному тарифу через таможню. Собственно, это и стало основой местного теневого бизнеса. Спецслужбы официально зафиксировали целые караваны микроавтобусов – по 100–150 за раз. Они регулярно пересекают финскую границу, причём иногда по два-три раза в день. В каждом автобусе сидят по три-четыре человека, а всё остальное пространство забито шалабужками. Это такой местный заработок – ты в качестве прикрытия катаешься с этими караванами, якобы возя груз лично для себя, а на деле участвуя в огромной серой схеме, покрывая «бизнесменов».

самолёт прибывает в Финляндию раз в неделю и требуется примерно 300 микроавтобусов, чтобы завезти нелегальный груз в Россию, то получается, что с каждого такого самолёта наша страна недополучает таможенных пошлин примерно на 0,5 млрд рублей Водители и пассажиры – это своего рода местные гастарбайтеры. Водитель получает за рейс до 300 долларов, а лжепассажиры – по 70 долларов. В основном таким манером завозится турецкий ширпотреб, который раз в неделю привозится в Финляндию самолётом. О «наваре» можно судить по операции, которую провели спецслужбы в сентябре прошлого года. По информации спецслужб, тогда было задержано 35 микроавтобусов, где находилось 15 тонн турецкой одежды. Причём в момент задержания было зафиксировано пересечение границы 100 микроавтобусов. В задержанных авто оказался груз стоимостью 35 млн рублей. А пошлина, которая не была уплачена государству, составила 10 млн рублей.

Но самое удивительное, что, несмотря на резонансное задержание, мало что изменилось в Выборге – караваны микроавтобусов продолжают беспрепятственно пересекать границу России. Я почему так открыто об этом говорю, потому что в распоряжении редакции есть запись видеорегистратора, на которой видно, как по «зелёному коридору», причём по выезду, предназначенному исключительно для автобусов, проносится эта колонна «Фольксвагенов», а сотрудник таможни ещё и отчаянно крутит палкой, подгоняя: мол, быстрее давай, ещё быстрее. То есть можно предположить, что таможня как-то и где-то даже причастна к этим колоннам, то бишь в деле, раз уж так трогательно заботится, чтобы эти микроавтобусы без досмотра и проблем пересекли границу. И даже больше, как мне рассказывают местные жители, с финской стороны очень часто эти колонны встречают местные полицейские с мигалками.

Одним словом, сам по себе этот бизнес, мягко говоря, очень прибыльный. Вы посчитайте: если самолёт прибывает в Финляндию раз в неделю и требуется примерно 300 микроавтобусов, чтобы завезти нелегальный груз в Россию, то получается, что с каждого такого самолёта наша страна недополучает таможенных пошлин примерно на 0,5 млрд рублей. А в год – около 20 млрд рублей. Хорошая арифметика, правда? И это только одна маленькая таможня в Выборге.

Бандиты вывозят их в лес и ломают руки

При этом природа не терпит пустоты, и раз появились серые схемы, появятся и те, кто будет извлекать из них прибыль. В данном случае в городе Выборге мгновенно появились преступные организованные группировки, которые стали брать под контроль эти схемы – и, думаю, не без помощи официальных органов. А раз появились криминальные банды, то уже как неизбежность появятся наркотики, оружие и прочие прелести криминального бизнеса.

В частности, сегодня в Выборге открыто говорят о банде спортсменов под названием МС-47, которая, условно говоря, «крышует» этот пограничный бизнес. С ней активно соперничает дагестанская группировка. Причём, как рассказывают мне сотрудники спецслужб, многие из них ходят с характерными лопатообразными бородами. Выходит, что приверженцы радикального ислама теперь «крышуют» контрабанду на северо-западе страны. Возможно, следующих терактов исламистов нам следует ждать в районе Питера?

иногда просто не могут не брать взятки, потому что тогда бандиты их вывозят в лес и ломают руку Более того, никто особо и не скрывает, что эта группировка открыто сотрудничает с таможней. И даже больше. Если вдруг по каким-то причинам тот или иной сотрудник таможни отказывается сотрудничать с бандитами или сотрудничает не с той бандой, в городе вдруг начинают происходить всякие нехорошие происшествия. Так, у руководящих сотрудников таможни по фамилиям Терновых и Косатый, вдруг сгорели соответственно автомобиль и садовый дом. А с рядовыми сотрудниками таможни вообще не церемонятся. Вот что мне рассказывает один из бывших следователей по особо важным делам Северо-Западного управления Следственного комитета на транспорте Денис Брутов, в чьём ведении находится Выборгская таможня:

– Очень часто в кулуарных разговорах рядовые таможенники мне рассказывали, что иногда просто не могут не брать взятки, потому что тогда бандиты их вывозят в лес и ломают руку…

Хотя в Выборге существуют и другие версии – таможенников начинают калечить чуть ли не рядовые «челноки», когда они слишком задирают размеры мзды. Насколько это правда, мне трудно сказать, но всё это, судя по всему, выглядит именно как чистая правда. Потому что в Выборге произошёл своего рода социальный бунт. Местные жители и сотрудники таможни, невыносимо устав жить в этой дикой реальности, объединились и начали в Интернете, на сайте антикоррупционной службы «Кобра», что называется, в режиме онлайн выкладывать информацию о преступных схемах, о том, какие машины с контрабандой, наркотиками пропустили без досмотра того или иного числа выборгские таможенники. С фамилиями водителей, номерами машин. Информация настолько скрупулёзная, что указывают даже сумму мелкой взятки: «…таможенник (фамилия, дата, время) получил сегодня от водителя (фамилия, номер машины) 180 евро». Дошло до того, что, если, например, начальник Выборгской таможни даёт негласное распоряжение повысить по тому или иному направлению сумму взятки, об этом сразу же сообщают на сайте «Кобры». Это своего рода сводки с фронта.

В своей практике я встречал подобное только один раз. В середине 90-х в Тольятти, считавшемся одним из самых криминальных городов страны, одна из местных газет публиковала такие же отчёты о сходняках банд. Почему?

Потому, что война группировок достигла такого накала, а бездействие правоохранительных органов было настолько демонстративным, что для местных жителей это было единственным выходом – просто публиковать эту информацию открыто, они даже перестали бояться бандитов.

И здесь возникает закономерный вопрос: почему правоохранительные органы в Выборге не обращают на эту информацию совершенно никакого внимания? Ведь сейчас всё-таки не 90-е.

Моральный ущерб за взятие с поличным

Об этом я говорю с одним из тех, кто на сайте «Кобры» открыто выступил против системы, сложившейся на Выборгской таможне. Андрей Ханнолайнен в советское время был членом сборной СССР по велоспорту. Сейчас после многочисленных спортивных травм он, будучи инвалидом второй группы, зарабатывает тем, что собирает и чинит велосипеды для российских спортсменов. Соответственно закупается он в Финляндии и поэтому довольно часто пересекает границу в Выборге. Андрей, отец пятерых детей, специально показывает мне свою машину, как он говорит – «маленький, бабский «Ниссан», увешанный наклейками велосипедных гонок.

– Я даже если захочу, много лишнего товара на нём не провезу, – говорит мне Андрей.

Тем не менее в прошлом году Андрея начинают регулярно задерживать на таможенном посту Светогорск и, что называется, с пристрастием досматривать – иногда по пять часов. Причём всегда один и тот же сотрудник – молодой стажёр по фамилии Ятчев.

– В последний раз он вывалил на асфальт все мои личные вещи, включая паспорта моих детей, при этом в машине сидел младший ребёнок – шестилетний мальчик – и всё это наблюдал, как этот стажёр Ятчев чуть ли не ногами пинает мои вещи. Меня заперли на три часа в комнате, а ребёнок сидел все это время в машине, – с обидой говорит Андрей.

Тем не менее ни в этот, ни в предыдущие разы Ятчев лишнего груза у Андрея не нашёл и вынужден был отпустить. А спустя несколько дней после этого Андрею позвонил таможенник по фамилии Антонов и предложил решить проблему с Ятчевым. Естественно, за деньги. И тогда Андрей написал заявление в ФСБ. И я хочу сказать, что чекисты сработали просто блестяще. Они два месяца прослушивали телефонные переговоры Антонова и Ятчева, устроили образцовый проезд, когда Ятчев по договорённости с Антоновым пропустил без досмотра машину Андрея. А затем с мечеными купюрами взяли Антонова на выходе из квартиры Андрея.

При этом я хочу отметить один момент, который есть в материалах уголовного дела: сумма взятки составляла всего 200 евро. Антонову до выхода на пенсию оставалось всего два месяца… Как мне рассказывает Денис Брутов, к которому попало это дело, на первом же допросе Антонов соглашается, что брал взятку по предварительному сговору, то есть в составе преступной группы (то бишь банды). Можно сказать, что дело увенчалось полным успехом, осталось только отправить его в суд.

– Знаете, а дальше происходит невероятное. Я возвращаюсь из отпуска, и вдруг выясняется, что прямым распоряжением моего начальника уголовное дело в отношении Антонова закрыто и он выпущен из-под стражи, – рассказывает мне Денис.

Оказывается, начальник Дениса, заместитель начальника Северо-Западного управления СК на транспорте по расследованию особо важных дел, нашёл постановление Верховного суда, где сказано, что если взяточник берёт взятку как бы не за исполнение своих прямых обязанностей, он не попадает под статью УК о даче взятки. И Антонова быстренько освобождают.

– Но погодите, ведь в УК есть ещё мошенничество, вымогательство в составе преступной группы. Почему эти статьи к Антонову не были применены? Почему его так поспешно отпустили на свободу? – возмущается Денис.

Эти вопросы я хотел задать лично начальнику Дениса Брутова, но он наотрез отказался говорить со мной, обвинив во всём Андрея Ханнолайнена – мол, он… виноват, что Антонов ещё не сидит, «неправильно ведёт себя».

А Дениса Брутова, который честно пытался расследовать это дело, просто выдавили из органов. Что же чувствуют ребята из ФСБ, которые блестяще провели эту операцию? Да им просто плюнули в лицо.

Антонова же не только с почётом проводили на пенсию. Он теперь решает со своим адвокатом – подавать ли иск о… моральном ущербе на 3 млн за незаконный арест. Это однажды в зале суда услышал Андрей.

Вместо с эпилога

С моей точки зрения, в этой истории самые униженные – те сотрудники таможни, которые хотят работать честно и служить Родине. Вот что лично мне сказали сотрудники Выборгской таможни: – Мы для бандитов просто лохи и шестёрки, они нас, мягко говоря, не уважают, мы для них продажные «с…ки» и «проститутки». Ведь даже у бандитов есть свои честь и понятия, а у таможенников – даже собственное начальство нас продало… И в качестве десерта они рассказывают мне версию поджога машины и дачного домика у названных выше таможенных начальников. Оказывается, «серые» потоки через Выборг настолько велики, что пропускные посты не справляются с ними. И в тот раз они не справились – эти начальники якобы не успели пропустить контрабандный груз какого-то большого начальника ФТС из Москвы. И их тут же наказали – за нерадивость. В следующих материалах я подробно расскажу, как нити из Выборга тянутся к руководителям Северо-Западной таможни, а оттуда – в Москву.

Москва – Санкт- Петербург – Выборг

Марат Хайруллин, газете «Версия», 06.04.2015

(Продолжение следует)