Остановка по требованию суда

Поделиться

40 лифтов в выборгских многоэтажках остановлены. 23 февраля сотрудники Управляющей компании и Лифтремонта отключили их в 24 домах в рамках добровольного исполнения УК по ЖКХ исполнительного производства по решению Выборгского городского суда. По требованию судебных приставов в 10:00 24 февраля все 40 лифтов должны стоять. Об этом около 9 тысяч выборжцев были извещены накануне объявлениями.

— Почему суд проводил заседание без участия представителей жильцов, которые являются собственниками этих лифтов? Ну и наконец — как УК собирается решать этот вопрос? Достаточно ли у неё в штате людей, которые теперь будут помогать поднимать пакеты с продуктами, матерям поднимать коляски и детей, да и остальным людям после рабочего дня помогать покорять высоты, — вопрошают выбожцы в соцсетях, по пути выражая недоумение, что в объявлении в их подъезде указано решение суда № 2-2241 от 2014 года всего с 4 адресами, а отключают 42 лифта. Надеемся, изложенное ниже даст ответы, по крайней мере, на эти вопросы.

Существует легенда, о которой test.ivbg.ru стало известно из неофициальной беседы, что вся эта история началась в 2013 году, когда некое петербургское предприятие, возглавляемое г-ном Учителем, предложило УК по ЖКХ свои услуги для освидетельствования лифтов. За свои услуги по проведению оценки соответствия требованиям ТР «О безопасности лифтов» предприятие запросило по 50 тыс. руб. за 1 лифт. В то время средние расценки на данный вид услуг на рынке колебались от 20 до 30 тыс.руб, что и послужило веской причиной отказать компании г-на Учителя. А следом от того же самого господина, теперь уже возглавляющего юридическую фирму, в выборгскую прокуратуру пришел пакет заявлений. Результатом их рассмотрения стали десятки решений Выборгского городского суда от 2014 года. Например, решение №2-1754 от 22.05.2014, которое запретило УК по ЖКХ эксплуатацию лифтов по Гагарина, д.18, Кутузова, д.9, Суворова, д.13. Более того, г-н Учитель являлся экспертом, которого прокуратура пригласила для того, чтобы разъяснить суду свои требования. Стоит отметить, что аналогичные заявления поступали и в прокуратуру Санкт-Петербурга, и в прокуратуры некоторых городов Ленобласти. Но там к этим заявлениям отнеслись, скажем так, прохладно.

Татьяна Третьяк, директор по общим вопросам УК по ЖКХ

— В 2014 году решением Выборгского городского суда было запрещено эксплуатировать некоторые лифты до проведения оценки соответствия требованиям безопасности. Тогда УК по ЖКХ заключила договор с ООО «Региональный Центр Сертификации». РЦС имеет статус действующей и является организацией аккредитованной и уполномоченной в порядке, установленном РФ, что подтверждено наличием аттестатов, дополнительного письменного подтверждения полномочий, сделанного Федеральной службой по аккредитации РФ по запросу выборгского суда, и фактом вхождения РЦС в единый реестр органов по оценке сертификации и испытательных центров Таможенного союза. После проведения необходимых ремонтных работ по замене (модернизации) установленного оборудования, указанных органом сертификации и СЗУ Ростехнадзор, получено заключение о продлении использования лифтов (разрешение на продление сроков эксплуатации выдается на срок от 1 до 5 лет – прим.ред.). Таким образом, мы посчитали требования суда исполненными. Однако, по мнению Выборгской городской прокуратуры, ООО «Региональный Центр Сертификации» не является организацией, аккредитованной надлежащим образом. И на основании протеста прокуратуры в мае 2015 года служба судебных приставов возобновила исполнительное производство. Управляющая компания оспорила эти действия в Выборгском городском суде, но в феврале 2016 года в удовлетворении требований нам было отказано. Далее мы подали в адрес судебных приставов ходатайство об отложении мер по запрещению эксплуатации лифтов до момента рассмотрения дела в Ленинградским областным суде по апелляционной жалобе. А пока эта жалоба рассматривается, мы все-таки вынуждены выполнить требование судебных приставов, — пояснила директора по общим вопросам УК по ЖКХ Татьяны Третьяк.

Согласно требованию судебных приставов «лифты останавливают до проведения оценки соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы, специальным требованиям безопасности лифтов организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном в Российской Федерации и получении заключения о продлении использования лифтов.» Вот здесь, собственно, и возникает главный законодательный казус.

— Ростехнадзор в письме, выпущенном 4 февраля 2016 года, выступает за изменения законодательства в части безопасности эксплуатации лифтов. Письмо говорит, что в РФ в настоящее время отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к обеспечению безопасности на опасных объектах: лифтах, подъемных платформах для инвалидов, входящих в систему инженерно-технического обеспечения зданий. Это имеет косвенное отношение к нашей ситуации, однако свидетельствует о том, что Ростехнадзор – организация, уполномоченная для проведения проверок, лифтов в том числе, находится в некотором замешательстве по поводу сложившейся ситуации. Однако, наше твердое убеждение, и есть факты, это подтверждающие, что оценка состояния лифтов проведена в соответствии с законодательством. Поскольку Росаккредитация является надлежащим органом, уполномоченным на выдачу сертификатов и аккредитаций. Соответственно, заключения РЦС имеют законную силу. Таким образом, наша прокуратура ставит под сомнение полномочия федеральной службы, — попыталась прояснить законодательную казуистику юрист УК по ЖКХ.

В общем, выходит, что Федеральный орган сертификации выдает документы, которые в Выборгской прокуратуре и Выборгском суде не котируются.

— Они требуют проведения оценки соответствия. И тут же в решении суда написано, что есть пробел в законодательстве, и в настоящее время в РФ нет организаций, которые могут проводить эту оценку. Замкнутый круг: какую бы организацию мы ни привлекли, по мнению выборгского городского суда, она не имеет права на проведение таких работ. Мы готовы на все. Вплоть до того, назовите организацию, которая вас устроит, ткните пальцем. Сейчас уже даже дело не в деньгах, а скорее принципиальный, — прокомментировал суть требований Выборгского суда гендиректор ООО «Лифтремонт» Игорь Дёмкин.

Дом №12 по Ленинградскому пр., в котором по решению суда необходимо отключить несуществующий лифт

Вместе с тем, по словам Игоря Дёмкина, настораживает то, что требование идет не об остановке конкретного оборудования, а оборудования, установленного в подъезде. Каждое лифтовое оборудование имеет свой номер, наподобие регистрационного номера автомобиля. В требованиях прописаны номера, но они зачастую они не совпадают с реальными паспортными данными лифта. Тем не менее, служба судебных приставов потребовала остановить все лифтовое оборудование по адресам, не зависимо, соответствует ли номер лифта, есть ли там вообще оборудование.

— Конечно, нам говорят, что прокуратура заботится о безопасности граждан. Но в таком случае недоумение вызывает требование в шестиподъездном доме остановить лифты только в трех подъездах. При этом лифты во всем доме установлены в одно время. Выборочная какая-то забота выходит, — недоумевает директор Лифтремонта.

Недоумение вызывает еще ряд неточностей в требованиях выборгской прокуратуры и соответственно городского суда. Например, остановить лифт в доме №12 по Ленинградскому проспекту. Дело в том, что в трехэтажном доме его попросту нет. Или требование к Управляющей компании остановить лифты в доме, несколько лет находящемся в управлении ТСЖ. К кому и как в данном случае будут предъявляться претензии о неисполнении постановления суда?

Или, к примеру, пр.Суворова, д.13,где лифт 1959 года производства в 2015 году были заменен в рамках реализации программы капитального ремонта. Подчеркнем, не отремонтирован, а установлен совершенно новый.

Игорь Дёмкин, генеральный директор ООО «Лифтремонт». Подъезд дома №13 по Суворовскому пр., где в 2015 году установлен новый лифт

— Да, он производства Могилевского завода, да, это недорогой не элитный лифт. Но он абсолютно исправен, соответствует всем современным требованиям, подключен ко всем системам связи, аварийной сигнализации, и никак не может попадать под требования к 25-летним лифтам. Устанавливала его специализированная монтажная организация, которая имеет соответствующие документы. После установки оборудования в обязательном порядке происходит освидетельствование независимым инженерным центром на соответствие требованиям технического регламента. Без разрешения на ввод в эксплуатацию использовать лифт запрещается. Поэтому, все документы у нас на него имеются. И требование о его отключении у нас вызывает недоумение и непонимание. Я считаю, что прежде чем принимать решение об отключении лифта, необходимо посмотреть, есть ли он, старый ли он и в каком состоянии вообще находится, – прокомментировал test.ivbg.ru конкретный адрес руководитель Лифтремонта.

Сколько времени простоят лифты – неизвестно. Срок рассмотрения апелляции, поданной УК по ЖКХ истекает в апреле. Возможно, до этого момента Госдума принимает дополнительные законодательные акты, которые требует выборгский городской суд, чтобы закрыть пробел в нормативных актах. Или прокуратура пересмотрит свои требования и отзовет иски, или предпримет иные действия, отменяющие требование суда. В любом случае, отметил Игорь Дёмкин, остановить лифт – 10-минутное дело, а вот чтобы запустить его в эксплуатацию, особенно после месячного простоя, потребуется пара дней: необходимо будет проверить все узлы и механизмы, смазать все устройства и заново провести пуско-наладочные работы. Итого, чтобы ввести в строй все остановленные накануне лифты понадобится примерно месяц.

— Даже если лифт стоит более суток, простой актируется и производится перерасчет. Так что выборжцы все это время, пока лифты простаивают, не будут их оплачивать, — отметила Татьяна Третьяк.

Что можно сказать в итоге? Выборг, как обычно, оказался экспериментальной площадкой для отработки законодательных новшеств. Жаль, что блюстителей закона проблемы простых выборжцев, в очередной раз ставших жертвами эксперимента, волнуют в самую последнюю очередь…