1

С чего начать?

Если вы обнаружили в магазине продукт, показавшийся вам подозрительным (например, зеленоватый фарш, который сфотографировал в магазине «Всенародный» читатель ivbg.ru), нужно обратиться в администрацию торговой точки. Там должны откликнуться на жалобу и проверить продукт. В случае, если в администрации вам отказали, следует обращаться в Роспотребнадзор.

2

Начнет ли Роспотребназдор проверку по «тревожному» звонку?

Начать проверку по звонку покупателя Роспотребнадзор не может: у него «связаны руки» федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Действия организации должны строго соответствовать ФЗ, то есть сигналом к действию должно служить письменное заявление. Иначе прокуратура может посчитать это ущемлением прав предпринимателя.

3

Что служит основанием для проведения проверки?

Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц в органы государственного контроля (надзора) или органы муниципального контроля. Это, также, может быть информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  1. возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
  2. причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;
  3. нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

4

Куда и как обращаться?

Потребитель, обнаруживший плохой продукт, может обратиться в Роспотребнадзор через интернет. Для этого можно заполнить форму обращения на сайте Управления Роспотребнадзора. Особенно отметим, что обращения в электронном виде, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания фамилии, имени и отчества, полного обратного почтового адреса рассмотрению не подлежат.

В целях сокращения сроков рассмотрения обращения Вы можете обратиться непосредственно в соответствующий территориальный отдел, расположенный в Выборге по адресу: ул. Некрасова, д. 12.

Письма учреждений, фирм, предприятий, организаций, направленные в Роспотребнадзор с данной формы, не рассматривают.

5

Никакой анонимности

Обращение не должно быть анонимным. В соответствии со статьей 10 ФЗ 294, «обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.»

6

Заявление должно быть подкреплено фактами

Чтобы Роспотребнадзор начал проверку, заявление потребителя не должно быть голословным. Например, в случае обнаружения позеленевшего фарша, заявитель должен приложить фото, где будет виден продукт. Фото также должно содержать опознавательные знаки торговой точки, в которой оно было сделано (к примеру, название магазина на ценнике). Или же вы можете принести продукт непосредственно на экспертизу.

7

Как проходит проверка?

Заявление потребителя в течение 3-ех дней согласуется с прокуратурой. Если правоохранители усматривают нарушение, тогда Роспотребнадзор начинает проверку. На исследование продукта и вынесение решения относительно юридического лица отводится месяц. Если лабораторное исследование подтвердит, что продукт представляет опасность, прокуратура будет выносить решение в отношении юридического лица, вплоть до остановки его деятельности.

В целом, понятно, что контролирующие органы должны действовать в рамках правового поля. Вот только сроки и формы реагирования, предусмотренные законом, заставляют сильно усомниться в эффективности такого надзора за благополучием граждан.