Два года колонии за репост ВКонтакте

Поделиться

Пользователей Рунета стали чаще привлекать к уголовной ответственности за публикации в соцсети, содержащие экстремистские материалы. Очередной случай произошел в Твери, где за репост «Вконтакте» мужчина получил два года колонии.

Еще несколько лет назад реальные сроки за высказывания в Интернете были скорее исключением. Тренд изменился в 2012-м: в год событий на Болотной число привлечений пользователей Рунета к уголовной ответственности выросло почти втрое. Сейчас их стало еще больше: по подсчетам правозащитников, в прошлом году — около 200 случаев, пишут bfm.ru.

Напомним, ранее ivbg.ru писал о том, за какие публикации в соцсетях можно получить реальный срок.

Еще один подобный случай произошел с жителем Твери Андреем Бубеевым. Инженер Бубеев был осужден за то, что на своей страничке в «ВКонтакте» перепостил картинку с тюбиком зубной пасты и антироссийской надписью, а также статью радикального публициста, который сейчас отбывает срок. Но у Бубеева было в друзьях всего 12 человек, и что бы он ни писал, вряд ли это представляло общественную опасность.

Адвокат Бубеева Светлана Сидоркина полагает, что тверским правоохранительным органам просто надо было закрывать план. По ее словам, можно кого угодно найти в Интернете и сделать обвиняемым по делу.

«Он не является ни активистом, ни активным блогером. Он обычный пользователь Интернета, соцсетей, который имеет активную гражданскую позицию, свои взгляды относительно присоединения Крыма к России и, соответственно, интересуется этой информацией», — говорит адвокат.

Апелляцию на приговор Андрею Бубееву, который получил два года колонии за репост «ВКонтакте», суд рассмотрит 20 июля. Его дело вело ФСБ — эксперты расценили репосты Бубеева как призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации.

Большая часть приговоров выносится по материалам в соцсети «ВКонтакте»: во-первых, это крупнейшая российская соцсеть, во-вторых, идентифицировать пользователя через нее проще, чем отсылать запросы в Facebook и Twitter. По этой причине многие пользователи «ВКонтакте» сейчас стали создавать аккаунты под вымышленными именами. Понятие «экстремизм» можно трактовать широко. Вот что о деле Бубеева говорит директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский:

«Бубеев — человек, как я понимаю, националистических взглядов, проукраинской ориентации в донбасском конфликте, и в совокупности это, конечно, привлекает к нему внимание местного, я так понимаю, центра «Э». А дальше вопрос, за что именно его привлекать, является в некотором роде делом техническим, потому что всегда есть какое-то количество высказываний такого человека в Сети, которые более или менее подходят под статью».

Правозащитники говорят, что на Западе по подобным статьям дела единичны, а у нас они измеряются сотнями. Буквально весной глава Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил властям задуматься о расширении «пределов цензурирования» Рунета и ввести уголовное наказание за отрицание результатов крымского референдума