Поделиться

Этот новый год семья Иляхиных из Выборга встретила в аварийном доме на Кленовой, 8. В опустевшем здании половина окон сейчас заколочена, из подъезда все съехали. Тем временем в местном суде уже год рассматривается иск Иляхиных к местной администрации и областному правительству. Адвокат семьи указывает на нарушения при расселении, а новоселы-переселенцы – на аховое качество только построенного жилья.

Фото: окна Кленовой, 8

Дом без вида на будущее

Семья Иляхиных живет в квартире на Кленовой, 8 с 1997 года. В 2009-м им пришло первое постановление от администрации о том, что дом еще в 94-м признан аварийным (при покупке квартиры семья об этом не знала) и до 2014 года его планируют расселить под снос. На 5 лет всё затихло. Вместо расселения в 2014-м году в аварийном доме поменяли крышу и по периметру уложили новый асфальт.

«Спрашивается, зачем это делать, если дом собираются сносить? — удивляется Евгений, глава семейства. – Но затем было еще интереснее: мы зашли на официальный сайт госуслуг и нашли там таблицу расселения ветхого жилья в Ленобласти. В ней было написано, что наш дом уже расселили!».

В электронном фонде правовой документации мы действительно нашли похожие сведения. В документе под названием «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах» (с изменениями на 12 декабря 2016 года)» было указано, что предположительный срок расселения дома по Кленовой, 8 в городе Выборг — 30 ноября 2015. А 31 декабря 2015 года указана как предварительная дата его сноса (или реконструкции).

В 2015 году в подъезде своего дома Иляхины обнаружили прилепленный скотчем к стене листок с сообщением, что их переселяют. В поселок Калинина (он же мкр Калининский)! С момента первого постановления о переселении прошло уже 6 лет. За это время, как утверждает семья, ни одного собрания по вопросам переселения с жильцами администрация не проводила.

«Знаете, что самое смешное? Мы тут живем и нам приходят квитанции об оплате капремонта. Я звоню вот в эту контору и говорю: «Извините, у нас дом переселяют, какая плата за капремонт?». «А, да? Ну не платите тогда», — ответили нам. Вот квитанции приходят, а мы не платим».

Фото: У Иляхиных уютная квартира, с виду и не скажешь, что живут они в аварийном доме.

Отделу координации жилищных программ администрации Евгений сообщил, что его семья переезжать в поселок Калинина не хочет: район Выборга с развитой инфраструктурой или поселок за городом – разница есть. Тем более в квартире на Кленовой живет больная мать, которой важно находиться именно в городе. Но Иляхиных поставили перед фактом – переселение. И выбора у них не оказалось.

Управление хаосом

В соответствии с законом адресную программу переселения и его способ определяет правительство Ленобласти. В жилищном отделе выборгской администрации ivbg.ru сообщили, что в 2014 году муниципалитет подавал заявку на 82 квартиры исходя из рыночной суммы на квадратный метр (порядка 36 тысяч рублей). Затем прошел аукцион на строительство.

Адвокат Иляхиных Анатолий Байкалов рассказывает: «Когда ко мне обратились жильцы этого дома и рассказали ситуацию, я сразу пошел в жилищный отдел города. Там на мой вопрос о предусмотренной по закону компенсации ответили: «Если вы хотите лет десять ждать, то ради бога». Оказалось, что денежная компенсация за изымаемое жилье областной целевой программой не предусмотрена».

В Земельном кодексе четко прописано, что переселение возможно только с согласия жильцов, говорит Байкалов. Здесь этого не сделано.

Фото: Кленовая, 8

Взявшись за дело, он обнаружил многочисленный хаос в бумагах. Так, на первом заседании адвокат затребовал у представителя администрации акт о признания дома аварийным и акт об изъятии земельного участка. У администрации этих документов не оказалось.

«Бюрократия сама себя защищает в этом хаосе. И это сходит ей с рук», — только пожимает плечами юрист.

Через несколько месяцев список ответчиков в деле расширился. К администрации Выборгского района добавился КУМИГ, правительство Ленобласти и областной комитет по строительству.

В итоге, уже год идет процесс получения полного пакета документов от чиновников, заседания суда постоянно переносятся. Простая бумажная формальность, с которой по идее должно всё начинаться, затянулась на сотни дней.

«Из нашего подъезда все переехали, а вот в соседнем живут. Они не хотят переезжать в новый дом в Калинина и ждут результатов нашего суда», — говорит Евгений Иляхин.

Мы поехали в новостройку в Калинина чтобы понять, почему все её так боятся.

Новый дом для переселенцев в микрорайоне Калининский

Шило на мыло

Трещины в доме, построенном в поселке Калинино для переселенцев из аварийного жилья (в том числе и Кленовой, 8) почему-то отсылают мыслями к фильму «Дурак» Быкова. С той лишь разницей, что в киноистории опасная трещина была в старом доме, а здесь – в только что построенном. Трещины в бетонном полу, на стенах, на потолках квартир и даже на фасаде. Весь новенький, с виду красивый, дом — сплошная сеть трещин.

Фото: Трещина на потолке в одной из квартир

«Я снимаю здесь квартиру. Въехал три месяца назад. Вот этой трещины на потолке не было, — показывает Алексей, — а сейчас посмотрите какая! Так если трещина растет по сантиметру в месяц, что же с нами будет через пару лет?».

Дом на Сайменском шоссе, 30 «б» сдали этим летом – всего полгода назад. А проблемы у жильцов начались практически сразу же. Подвал дома оказался затоплен грунтовыми водами из-за отсутствия гидроизоляции, на стенах обнаружились разрастающиеся щели и плесень, протекала кровля, люди жаловались на отсутствие вентиляции и звукоизоляции.

Фото: Трещина в полу в подъезде дома

Многие жильцы с иронией отмечают, что в ветхом жилье, откуда они переехали, было комфортнее, чем здесь. И в самом деле, тот же дом на Кленовой, 8 на первый взгляд выглядит крепче и более пригодным для жизни.

Аукцион на строительство дома на Сайменском шоссе выиграла компания ООО «Инновационные технологии строительства» (ИТС). Контроль над строительством вела муниципальная организация «Служба заказчика». Дом полностью, также как и квартиры для переселенцев, принимала комиссия с участием представителей местной администрации и профильных комитетов Ленобласти.

Фото: Трещина в стене от одного окна первого этажа к второму

Мы обратились к компании-застройщику «ИТС». В ответе на запрос редакции (имеется в распоряжении ivbg.ru) генеральный директор компании Денис Тархов сообщил, что все проблемы дома ему хорошо известны, однако информацию жителей об увеличивающихся трещинах он назвал «откровенным враньем». По его словам, трещины, возникшие в доме, результат «распространенного явления в строительстве» — «естественной усадки». По вопросу затопления подвала директор «ИТС» посоветовал жильцам обращаться в свою управляющую компанию, которую позже в тексте назвал дискредитировавшей себя. В затоплении подвалов виноваты сами жильцы, уверяет застройщик, потому что «стали сливать, выкидывать в унитазы тряпки, пакеты, предметы личной гигиены (в том числе, женской)» (то есть, со слов Тархова, забили канализацию буквально за пару месяцев нахождения в доме – прим. ред). Сообщения о плохой вентиляции и звукоизоляции в доме директор назвал «несостоятельными».

Председатель комитета по капитальному строительству местной администрации Николай Столяров утверждает, что тоже в курсе проблем дома, связанных как со строительством, так и с текущем обслуживанием. «Вопросы решаются, работа ведется. Вообще там не всё так просто, нужно говорить конкретно по каждой проблеме», — говорит чиновник.

Дом на Сайменском шоссе, 30 «б»

Теперь у новосёлов Сайменского шоссе действительно есть развлечение – бесконечные комиссии и собрания, на которые приезжают представители администрации, управляющей компании «Северная столица» и застройщика «ИТС». И каждый раз конечно обещают всё исправить.

Иляхины пока не собираются съезжать с Кленовой, 8 — они уверены, что их дом сносить никто не собирается.

В официальном ответе администрация МО «Выборгский район» сообщила, что «не располагает возможностью найти альтернативные способы решения вопроса». Единственное предложение к Иляхиным – въехать, а потом перепродать квартиру. Найдутся ли желающие на покупку такого жилья – сказать сложно.

Эльза Рада