Уникальные тепловизионные исследования Выборгского замка: каков вердикт?

Поделиться

Тепловизионную диагностику Выборгского замка провел Сергей Вьялицин. Исследователь прокомментировал ivbg.ru сделанные фотографии и рассказал об особенностях методики.

 

— Вы занимаетесь исследованиями самостоятельно или представляете какую-то организацию?

— Я работаю в московском ГосНИИ Реставрации, и наша лаборатория разрабатывает методы тепловизионной диагностики музеев. Тепловизионный метод – это метод начала и конца реставрационных работ. Этот метод не дает однозначного ответа на причины температурных аномалий. Он лишь позволяет заподозрить наличие в стенах влаги или трещин, определить их местоположение для более глубокого изучения конкретных участков, но уже совершенно другими методами.  Спектр применения метода пока мал. Точнее, я не встречал пока кого-то, кто бы его широко применял.

— Диагностика замка проходила в рамках проходящей реставрации?

— В этом проекте мы не участвуем, хотя наша лаборатория климата музеев и памятников архитектуры является единственной лабораторией Минкульта, работающей в этом направлении. Ведь обрушение стен тесно связано как с наружным, так и с внутренним климатом помещений. Причиной обрушений являются влага+мороз+время. Промерзания и оттаивания стен в период, когда наружная температура положительна, а ночью отрицательна, постепенно разрушают связующий раствор кладки. За столетия разрушения уходят глубоко в стену, и теплоизоляционные свойства стен значительно ухудшаются. При реставрациях идет восстановление, как правило, наружной части стен. А внутренние трещины остаются и не обследуются.

— В чем заключается принцип диагностики?

— Историко-архитектурная диагностика — это мониторинг. Нужно искать в разное время года при разной температуре стен. Иногда внутри хорошо видно, иногда снаружи. Я в Великом Новгороде 10 раз побывал, прежде чем прийти к каким-либо выводам. В результате, предложил другую версию строительства Софийского собора. Отличную от официальной версии, которую уже более 150 лет двигают историки архитектуры. Правда, еще не вскрывали стены в тех местах, которые я указал. Поэтому это пока только версия.

— И каковы результаты диагностики Выборгского замка?

— Это только начальный этап исследований, но результаты уже есть. Мне удалось в замке, совместно с сотрудником музея Валентином Белоусовым, обнаружить замурованную в 16 веке дверь. Предположительно, это дверь в подвал башни Олафа. Несколько дней назад я пытался обнаружить еще что-то аналогичное, но, к сожалению, погодные условия не позволили это сделать. Зато хорошо были видны стены, имеющие повышенное содержание влаги. Метод не позволяет найти все и сразу. Повторюсь, это мониторинг. Очень многое зависит от температуры и влажности наружного и внутреннего воздуха и стен.

В октябре удалось снять место будущих обрушений кладки стены замка и южной крепостного вала. Метод позволяет определить места для более глубоких (в буквальном смысле этого слова) исследований стен. В месте обрушения камни лет 20-30 из стены выпирали и только сейчас упали. Но не все.

Мест на стенах, из которых могут начать вываливаться камни, много. К сожалению. В начале 90-х велись дноуглубительные работы в заливе. В том числе с использованием взрывчатки. От вибрации треснула Райская башня Выборгского замка и стала отходить от стены. Были проведены реставрационные работы. Трещину заделали инъекциями цементного раствора. Но цемент плохой теплоизолятор. Не исключено, что влага и мороз опять расширяют трещину.

 

Надо сказать, что всё же на общем фоне других памятников архитектуры Выборгский замок выглядит неплохо через объектив тепловизора. Мне есть с чем сравнивать. Есть объекты, которые через несколько лет после реставрации визуально выглядят хорошо, а через тепловизор намного хуже замка.

Замку я передал всю информацию. Однако для реставраторов её недостаточно. Это только места для дальнейшего исследования. На какую глубину необходимо проводить реставрацию, неизвестно. Да и цемент, часто используемый реставраторами, может дать отрицательный эффект.

Было бы неплохо обследовать центр города до и после реставрации. Думаю, появилось бы немало информации для реставраторов и археологов. Но это дело объемное, требующее больших трудозатрат и финансирования. Боюсь, что это никому не нужно.

Беседовала Эльза Рада