Поделиться

В 1991 году она вошла в здание будущей гимназии, получив для начала организации учебного процесса один стол, один стул и напутствие первого мэра Выборга Николая Васильевича Смирнова: «Добро, конечно, даю, но денег нет!»

За плечами 20 лет работы педагогом, полное отсутствие опыта хозяйственника и профессиональные споры с чиновниками и коллегами. И задача – создать новое учебное заведение. Восстановить традиции гимназического образования в Выборге. Под силу ли это было молодой женщине в не слишком благоприятные годы…

Людмила Тумашова: Самая главная задача, которую я перед собой ставлю - научить ребенка быть думающим читателемСпустя 20 лет Людмила Тумашова, успешный руководитель одной из первых в Ленинградской области гимназии, женщина заметная и неоднозначная, продолжает поражать своей энергией. У людей, с ней знакомых, Людмила Петровна вызывает, подчас, полярные чувства. Ее стиль управления не всем нравится. Кому-то претят прямые оценки людей и событий. Другие восхищаются ее силой духа и приверженностью традициям, ее инициативностью и умением «зажечь» в учениках уважение к слову, любовь к литературе. Но как бы к Людмиле Петровне ни относились, одно остается неизменным – она Заслуженный учитель Российской Федерации. Она – Учитель и Женщина с большой буквы.

— Людмила Петровна, в Выборге о вас нет нейтрального мнения. Есть либо хорошее, либо плохое. Что вы по этому поводу думаете?

— Честно говоря, это радует, потому что я вижу в этом подтверждение правила: о ярких людях говорят полярно, они, их поступки вызывают оценочные суждения. Нет безразличия! Следовательно, есть интерес.
Я думаю, что те, кто меня по-настоящему знает, кто общался со мной не поверхностно, а тогда, когда проверяется позиция человека, когда он эту позицию мотивирует, те люди, которые имели такую возможность, склонны скорее к положительной оценке. Интерес вызывает общение по существу. Тогда и выводы логичны и правомерны. Ко мне всегда применяются повышенные стандарты. Во всём. Ну и я не отстаю.

Мне каждый человек по-своему очень интересен. И в этом, наверное, моя беда. Почему беда? Вы знаете, если говорить о достоинствах и недостатках, то один из моих серьёзных недостатков – доверчивость. Очень доверчивый человек, я всегда и всем даю большую фору, сразу начинаю очаровываться человеком, предпочитаю увидеть весь заложенный в человеке потенциал. И начинаю общаться, работать с человеком, если это коллега, ориентируясь на его максимально положительную оценку. Ну вот такая у меня позитивная натура. Мне нравится работать с интересными людьми, мне скучно общаться с людьми, которые смотрят, предположим, «Дом 2». Мне интересны люди, которые способны мыслить. Я всегда открыта к общению с такими людьми.

Но из-за того, что даю человеку мощную фору, естественно, моё общение всегда проходит один и тот же путь: от романтизации, от иллюзии к разочарованию. Это неизбежно. Мой папа говорил: «Прощай людей. Люди гораздо лучше, чем другие о них думают, и гораздо хуже, чем думают они о себе сами». «Это такая банальная истина, — говорил он мне, – но к этому нужно прийти. Ты же к этому, видимо, не придешь никогда»…

Мне все люди сначала кажутся хорошими. А потом часто приходит разочарование… Знаете, я очень долго терплю, я как бы всё даю, даю, даю… возможность человеку проявить себя. Но рано или поздно наступает предел натяжения. Это как последняя капля в эффекте поверхностного натяжения… Помните физику? Так вот, когда последняя капля падет, я теряю интерес к человеку. Я продолжаю с ним работать, считаюсь с его личностными проявлениями, но яркого общения с ним у меня уже не будет никогда. Человек мне становится неинтересен. Вот это, наверное, людей и обижает. Планка высоковата. Не всегда это адресуется к интеллекту. Но к человеку в целом – да.

Я знаю, что люди ко мне очень тянутся, но когда они сталкиваются с этой чертой моего характера, когда не дотягивают до той планки, которую я оставляю право за собой устанавливать, у них и появляется обида. Поверьте, эта обида – от незнания меня. Потому что на самом деле мой круг общения —  очень разные люди очень разного возраста. Например, Люба Иванова годится мне в дочки! Но мы с ней очень много лет дружим, и эта дружба у нас абсолютно полноценная и абсолютно взаимно обогащающая. Мне действительно с ней интересно, и я знаю, что она и другие женщины её возраста очень дорожат общением со мной. И это действительно дружба, мы проводим вместе праздники, справляем Дни рождения, мы встречаемся, когда возникают какие-то проблемы для их разрешения. Я дружна с моим бывшим учеником и его семьёй, который так же молод, как мои собственные сыновья. И это общение обогащает мою жизнь. Таким образом, кто выдерживает, тот со мной навсегда.

Людмила Тумашова: Самая главная задача, которую я перед собой ставлю - научить ребенка быть думающим читателем

Я не умею фальшивить. А прямой разговор всегда непрост. К сожалению, бывают такие обстоятельства, когда без этого не обойтись. Но это только первая причина. Теперь вторая. Почему еще возникает неоднозначное мнение обо мне? Потому, что есть люди, которые столкнулись со мной один – два раза, поленились разобраться во мне и… закончили общение. Наверное, кому-то я показалась слишком требовательной, кому-то слишком яркой, а кому-то слишком жесткой… Высокомерной. Да, у меня высокая мера в оценке многого. Потому что я уважаю людей. Их возможности.
Уверена, что на протяжении всех лет моего учительства, преподавания литературы, я испытывала со стороны учеников искреннее уважение к себе – вот это я знаю точно. А знаете, почему? Я уважаю детей, искренне уважаю, для меня КАЖДЫЙ ребенок – личность. Поверьте, двенадцатилетний мальчик может быть гораздо более философски интересен, чем взрослый мужчина. И мне интересно читать сочинения моих учеников, потому что они видят мир совсем иначе, чем, предположим, я. Ну и еще – я очень люблю Русскую литературу. И, значит, несу ответственность за то, как её будут знать мои ученики. А некоторым родителям кажется, что мои требования слишком завышены.

Я ведь чего хочу от своих учеников? Хочу, чтобы они почувствовали магию слова! Что такое литература в школе? Самая главная задача, которую я перед собой ставлю, — научить ребенка быть читателем. Но чтобы этому научить, нужно заставить ребенка читать! Нужно помочь ему развить его умения. Ощутить эту магию слова. А дети, порой, приходят из семей, пусть меня простят выборжцы, в которых не читают, в которых не разговаривают, в которых слово – просто «дым», в которых, сквернословят, в которых отсутствует Книга…

Из нашего обихода ушли книжные шкафы, ушли книги!  У нас произошла замена источника знаний. Может быть, кому-то кажется, что эквивалентная, но на самом деле — это очень большая потеря. Ведь одно дело – смотреть в экран компьютера или планшета и совсем другое дело – держать в руках книгу…

В моей домашней библиотеке есть очень старые книги. Когда понимаешь их ценность, предполагаешь, СКОЛЬКО людей перелистывали эти страницы, возникает чувство магии книги, магии слова. Когда я начинаю об этом говорить, некоторым родителям кажется, что это избыточные чувства и избыточные требования к детям. А я кажусь несовременно строгой. Уверена — это проблема в разнице культурного уровня, в разнице понимания места человека в культурном пространстве, в понимании задачи человека, в вопросах его развития. Иногда в понимании родителей литература – это всего лишь школьный предмет, а на уроках дети читают и пересказывают. Знаете, у меня в прошлом году произошла интересная история. В одном из классов, которые я вела, родители не понимали, чего я хочу от их детей, и попросили разрешения посидеть на уроках. И после этого мама одна, образованная мама, подошла ко мне и сказала: «Людмила Петровна, я теперь все поняла. Мы вообще не имели понятия, что такое литература». Обида на учителя появляется тогда, когда, и это вполне естественно, родители считают, что их ребёнок самый умный, а учитель его не понимает. Но, поверьте, это совершенно не так. Каждый учитель стремится понять своего ученика, он ему интересен априори. Но общение же взаимный процесс! Не правда ли?! Должно быть встречное движение ученика и его семьи. Таковы условия обучения. Взаимное движение.

— Что важнее: любить преподавателя или уважать его?

— А давайте от обратного! Я уверена, учителю необходимо уважение ученика. Сегодня это очень актуальный и болезненный вопрос. Общество агрессивно к учителю настроено. Учитель стал во всем виноват. Избрали «мальчика для битья»; перенесли ответственность семьи на школу, подменили понятия. Но это тема отдельного разговора. Ясно, без уважения учителя учиться нельзя.

Что же касается любви учителя к ученику, ученика к учителю… Любовь – это семейное право, это прерогатива матери и отца. А вот для ученика… Знаете, у ребёнка это чувство любовью не стоит называть. Скорее — уважение, обожание, удивление, признание. Нет, любовь – это не то слово. Когда взрослые говорят: «У меня был любимый учитель», — это уже оценка чувства спустя годы. И в этой оценке – благодарность за открытие себя и мира, благодарность учителю. Это не любовь, это чувство удивления перед новым миром, который учитель открывает ученику. В том числе мир собственных возможностей. Ведь хороший учитель помогает растущему человеку увидеть в себе то, что может стать главным на всю жизнь.

— Людмила Петровна, как вы думаете,должен ли учитель обладать харизмой?

— Учитель – массовая профессия, как, например, инженер, как строитель… Но в каждой массовой профессии есть свой средний уровень, что ли, а есть люди, добившиеся успеха и получившие признание общества. Станешь ли ты в своей профессии успешным, зависит и от того, есть ли у тебя харизма. Харизма, в моём понимании, — такое качество личности, когда человек умеет вызвать внутри себя мощную эмоцию, энтузиазм и внешне его демонстрировать. Эта способность делает человека интересным, притягивает внимание людей. Ему хотят подражать.

Вы знаете, будучи юной девушкой, я не понимала, кем хочу стать. Метаний было много – артистка, журналистка, криминалистка (Людмила Петровна улыбается…) А потом я посмотрела фильм «Сельская учительница», героиня в исполнении Веры Марецкой меня просто очаровала. Тогда и поняла, что я – учительница…

А потом был мой первый класс и первый урок. Класс мне достался, как бы вам объяснить… Учеников их классная руководительница утихомиривала так: у нее была громадная такая связка ключей, она открывала дверь и бросала эту связку на кафедру – все вздрагивали, затихали, и только тогда мог начаться урок. Так вот, сумасшедший класс в провинциальной школе, начало урока, и тут вхожу я, такая вся из себя, девочка-ленинградка, соответствующе выглядящая молодая учительница, и… дети замолкают. Сразу. Все. Я начала говорить, и с той минуты по сию пору не знаю, что такое налаживать дисциплину. Она у меня в любом классе создается сама собой. Я не понимаю, когда учителя говорят, что нет дисциплины, когда приходят жаловаться на учеников. Я не понимаю этого, поэтому мне кажется, что если учитель хороший, у него есть харизма. В личности всегда есть харизматичное начало.

Но! Даже при наличии харизмы ты не добьешься результата, если ты не будешь всё время находиться «на лезвии бритвы», не будешь подвергать сомнению свои знания, не будешь понимать необходимость всё время идти вперед. Потому что дети всегда умнее, интереснее и современнее нас. Поспевать за ними надо, чтобы обгонять, вести за собой. Впрочем, вечность назад эту мысль сформулировал Сократ: «Я только знаю, что ничего не знаю». Когда что-то знаешь по-настоящему, понимаешь, как мало знаешь. И как много еще предстоит узнать! И как это будет интересно! Таков феномен учительского труда!

— Как вы относитесь к курсу православия в школе? Что для Вас религия?

— В моей жизни мне был знак, после осознания которого я поняла: Бог есть. Крестилась в православии в 45 лет. Думаю, ответ ясен.

Что же касается школьного курса, скажу следующее: основы веры должны закладываться в семье. Мать – первый и главный наставник в духовном становлении. Отец – духовная опора растущего человека. Семья – колыбель духовности. Школьный же курс должен быть факультативным. В моём сознании история православия неразрывна с историей русского народа. Русские по крови это чувствуют. А те, кто выбрал Россию местом своего жительства, нашу историю и культуру должны знать. Веру же для себя и своих детей каждый выбирает, наверное, сам. Как и школьный курс.

В гимназии учатся дети разных национальностей. Со всеми я свободно говорю о библейских заповедях, о религиозных праздниках, в том числе и о мусульманских. Я не читаю проповедей, но как учитель помогаю увидеть общечеловеческое начало, культурологическую, историческую основу, объединяющую всё человечество. Мои ученики знают, что я верующий человек. По-моему, это делает нас ближе друг другу.

— Ваши пожелания ученикам?

— Современный мир требовательный и жестокий. Человеку предлагаются рискованные выборы, его окружают соблазны и искушения. А молодой человек почти всегда склонен к эксперименту над самим собой. Я желаю молодым быть честными: честность полезна всем. Желаю быть снисходительными к чужим недостаткам и очень требовательными к своим. Желаю развивать в себе всеми силами «привычку к труду благородную». Учитесь думать и действовать во благо себе и людям. Дорожите жизнью. Эту книгу мы пишем без черновиков.

Людмила Тумашова: Самая главная задача, которую я перед собой ставлю - научить ребенка быть думающим читателем

comments powered by HyperComments