Поделиться

«Добрый день, мой большой друг…» Этими словами почти каждую неделю начинает свои письма к выборжцу Олегу Симонову сикх Виджей Кумар, который сопровождал, или, скорее, которому посчастливилось быть гидом четырех россиян в их двухнедельной поездке по Индии.

Индия… Для кого-то это пляжи Гоа, наполненные местным, так непохожим на европейско-турецкий, колоритом. Для других – это мощный заряд духовной энергии. Но, как правило, ни те, ни другие самой страны-то и не видят. Некоторое время назад группа путешественников (именно путешественников, а не туристов), в число которых входил и наш земляк, проделала по этой стране сумасшедший рейс длиной в 4000 км, прорезав страну в четырех направлениях. Олег охотно рассказал «Верным Решениям» о том, что же он увидел в бывшей английской колонии.

— Что же такое Индия?

— Абсолютно другой социум. Это и нищета на грани фантастики, и великолепие Тадж-Махала и Кутаб-Минара, отсутствие правил дорожного движения и автоаварий, и невыносимая тоска и грязь общепита при величайшем изобилии разных продуктов, это священный Ганг, полный мусора, и разнообразие средств передвижения – от привычных нам велосипедов и машин до слонов. И, вы знаете, при всей этой удивительно великолепной нищете всех индийцев объединяет одно – улыбка на лице. Такое впечатление, что они все, несмотря на ужасающие условия жизни, счастливы.

— Понятно, что Вы приезжие, и к Вам относились дружелюбно. Но неужели и между собой индийцы не ругаются?

— Один раз только наш водитель ругался с другим за право первоочередного проезда. Когда такое происходит, обычно прав тот, кто выше по касте.

— Англичане так долго выступали в роли колонизаторов Индии. Неужели им не удалось хоть как-то воспитать индийский народ?

— Мне думается, что от англичан остались только фортификационные сооружения, язык, уважение к людям с белым цветом кожи, сахибам, и пепельницы, исключительно в туалетных комнатах гостиниц. Индийцы живут большими муравейниками. Для них самих то, что происходит вокруг — явно не броуновское движение, но европейцу всего этого сразу не осмыслить. Если для нас кучи мусора на улицах — грязь, то для них — просто часть жизни. Человек живет и волей-неволей мусорит. Это жизнь, не более. Кстати, мне кажется, что определение «нищий» индийцы поймут по-своему. В Индии совершенно другие образы и ценности в головах людей.

— Все знают, что в Индии корова — священное животное…

— Да, но не все знают, что в Индии священны и собака, и свинья, и вообще всякая тварь. Просто корову нельзя трогать руками. По этой причине в каждой лавке имеется ведро воды. Если это священное животное начнет позволять себе лишнее, то его пыл охлаждают водой. Кажется, что в Индии животные, как и люди — добрые. Их никто не трогает, и они, в свою очередь, ведут себя совершенно мирно. Я ни разу не слышал собачьего лая. Даже кобры, и те не вызывают шевеления волос. Понимаешь, что смертельного броска она не сделает. Скажите, где еще можно взять в руки кобру? А в Индии можно. Кстати, говоря о бездомных собаках, вспоминается, что в Выборге их было великое множество. Потом извели, причем, я слышал, очень варварскими методами. Зато сейчас расплодилась тьма тьмущая кошек, которых подкармливают сердобольные сограждане. В Индии за две недели я не видел ни единого представителя домашних кошек.

— Если животных не трогают то, соответственно, мясо в рационе питания отсутствует?

— Верно. Мясо мы не ели ни разу, и даже не видели в продаже. В состав блюд входят овощи и фрукты, редко курица. Во многих местах существует религиозная полиция, надзирающая за тем, чтобы и куриц не трогали. В принципе, можно есть рыбу, но она крайне невкусна, да и вода, в которой она водится, не самая чистая. Перед поездкой нас предупредили, что нельзя есть виноград, помидоры и вообще все, что обычно употребляют в пищу с кожурой. Дыни и арбузы можно, предварительно обработав их марганцовкой. Также и с водой. Без ущерба для здоровья пить можно только воду в бутылках. Дабы убить в себе все микробы, мы обычно перед едой употребляли местный ром «Старый монах». В средней Индии, например, многие люди являются носителями холеры и прочих неприятных болезней.  Сами они не болеют, поскольку с детства заражены, но дальше передать вполне могут.

Расскажу то, что запало в память. Представьте узкую, полную людей и животных, улицу. Мы стояли около одного из общепитовских провалов – это такое длинное помещение, похожее на тоннель. Перед этой местной столовой на низком столе стояли два чана. В одном плавало что-то светлое, похожее на картофель, в другом такое же, только темное. Запах улицы, столовой, чанов создавал совершенно непередаваемый и непереносимый аромат. Если честно —  попросту мерзко воняло. Вдруг какое-то животное смело приблизилось к чану с темными «картофелинами» и утолило из него свою жажду. А через 5 минут к этой «столовой» подъехала женщина в красивом сари. Поговорив и поулыбавшись посетительнице, хозяин рукой положил ей на условно чистую тарелку одну из темных «картофелин». Как мне показалось, женщина с аппетитом подкрепилась и, сев на мотороллер, поехала дальше по своим делам. Нам же оставалось с чисто европейским огорчением посмотреть ей вслед. Ведь есть то хочется.

— Вы сказали, что индийцы оставили пепельницы исключительно в туалетных комнатах гостиниц. А в общественных?

— В Индии нет не то что общественных туалетных комнат, но и попросту туалетов. Обычно это дырка в полу и рядом ведро с водой или кран с кружкой. Назначение воды, я думаю, понятно без слов. Для этих целей используется левая рука и поэтому она считается нечистой. Ей не едят, не здороваются… Проводя параллель с Выборгом – у нас на весь город только два общественных туалета. Если в этой сфере Индия стоит на месте, то мы прогрессируем, но весьма медленно.

— Правила дорожного движения…

— Отсутствуют полностью. В Дели еще есть светофоры, а дальше — едут как хотят. При этом мы видели за весь маршрут всего пару аварий. Основной транспорт это, конечно, велосипеды и туки — трехколесные мотоколяски. Правила перевозки пассажиров также отсутствуют. В туке 3-4 места, а иногда в него набивается 15 человек. Кажется, власти просто отдали людям все это на откуп – живите, как получится. Но выходит, что сами индийцы и без всяких правил справляются неплохо.

— За две недели Вы посетили не одну гостиницу. Как Вам уровень местных отелей?

— Плохонький. В Удайпуре была относительно нормальная трехзвездочная гостиница. Радовало то, что можно на месте сторговаться в цене. Нам сбрасывали цену на 50 процентов. Отели класса нашей «Дружбы» существуют, по-моему, только в Дели.

— Запретные удовольствия Индия предлагает?

— По всей стране произрастает всем хорошо известное растение, в аптеке на полке стоит опиум, и, наверное, где-то, в специально отведенных местах, обитают и проститутки. Я не знаю, насколько законно употребление наркосодержащих веществ в Индии, а по поводу проституции нас сразу предупредили, что иностранца могут «развести на деньги» или подставить. Вплоть до тюрьмы. А тюрьмы в Индии – даже местные жители года не протягивают. Если задаться целью найти дурман, думаю, что проблем с этим не будет никаких. Наш Кумар всю дорогу курил некую гадость, даже непонятно какую.

— Доброжелательное ко всем и всему население это уже много, но все же, что еще позитивного можно отметить в Индии?

— Безусловно, памятники архитектуры – Тадж-Махал, самый высокий в мире кирпичный минарет Кутаб-Минар, гигантские английские форты. Но самое удивительное — это так называемые народные промыслы. Изделия из разного материала, причем филигранной работы и очень недорого. Да, и лекарства в аптеках также очень высокого качества и при этом по крайне низкой цене. На каждой пачке или флаконе, однако, написано, что этот препарат разрешено продавать только в Индии и Непале.

— Насколько дорого обошелся Вам такой способ путешествия?
— На удивление дешево. Не буду говорить о стоимости авиабилетов, а вот аренда машины с водителем-гидом стоила всего 800 долларов.

— Ваш сикх-гид до сих пор Вас помнит?

— Да, пишет по электронной почте всем нам письма, зовет приехать, но уже в Непал. Он тоже не на одну зарплату работал. Куда бы он нас не привез — будь то ресторан магазин или отель, везде ему давали до 30 процентов за клиента. Для Индии это сумасшедшие деньги.

Трудно, да и, наверное, нельзя давать оценку стране, находящейся совершенно в другой плоскости жизни и сознания. Понятно одно, что ни при каких обстоятельствах «стон над великой индийской рекой» не раздается. Цивилизация, в лице британской короны, конечно, пыталась привнести в эту страну свое влияние. Однако от англичан остались пустые форты и мелкие лишаи прогресса. Индия живет своей привычной жизнью. И люди улыбаются.