Поделиться

У студентки-москвички Ирины Сангаловой всё объединено тягой к путешествиям и испытанию себя: за спиной скаутский отряд, Школа юного спасателя, увлечения спортивным туризмом и альпинизмом. Следующая проверка себя — на велосипеде от Выборга до Петрозаводска за четверо суток. Ирина поделилась с ivbg.ru рассказом о Балтике, Ладоге и Онеге, местных красотах и трудностях в пути.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста4 июля

Утром сдан последний экзамен. Два часа до поезда, я бегу домой с только что раздобытым рюкзаком, едва не сбивая зазевавшихся пешеходов. Полтора часа. Запихиваю в рюкзак палатку, спальник, стратегический запас продуктов и разных важных мелочей, на бегу захлопываю балкон. И вот мы с Тасей уже активно перемещаемся в сторону Курского вокзала. Двадцать минут. Купить багажный билет, разобрать велик. В порыве энтузиазма снимаю даже второе колесо. – Вот придумала же – ворчит Тася, волоча по платформе рюкзак. Семь минут. – С животным, что ли? – не сразу соображает проводница. Я, улыбаясь в тридцать два зуба, сую ей два билета и паспорт. Еще чуть-чуть – и поезд отправляется, увозя меня в Петербург. В плацкарте соседствую с семьей, которой доставляю некоторые неудобства, однако ночью у них под столом взрывается банка с помидорами, и мы остаемся квитами, поскольку это все уравновешивает.

5 июля

Поезд приходит в семь на Ладожский. Толпа быстро растворяется в здании вокзала, а я, тем временем, в неярком свете фонаря принимаюсь собирать своего коня. Процесс не отнимает много времени, однако на мелочах, о которых раньше вообще никогда не задумывалась, начинаю немного тупить. Седло креплю минут пять, вертя в руках некую фиолетовую детальку, которая откуда-то отвалилась, но сообразить удалось. Креплю рюкзак на багажник, обнаруживаю, что чехол от дождя на него не одевается, и начинаю свой путь наверх. Ах, как же в Питере любят лестницы и ступеньки! Протащив ставшим довольно тяжелым велик через весь этот ужас, выруливаю на Заневский и отправляюсь прямиком к Финляндскому вокзалу. Дождик из неприятной холодной мороси перерастает в ливень, ветер едва не сдувает с дороги. Где-то к девяти утра оказываюсь на Финляндском, где уже идет посадка в Выборгскую электричку. Вся насквозь мокрая бегу покупать билеты, но неудачно прислоняю к креслу велосипед и очень больно прищемляю палец. Кровь капает на шорты, на пол. Женщины, сидящие рядом, спешно отворачиваются. Я судорожно нахожу в аптечке бинт и перекись, заливаю глубокий порез. Помочь решил только один человек – юноша из Киргизии, имя которого я, к сожалению, не запомнила. Он завязал конец бинта красивым бантиком. Пока происходил сей перформанс, моя электричка благополучно ушла без меня. Присматриваюсь к расписанию, и с ужасом обнаруживаю, что следующая только часа через четыре. Однако, во всем есть положительные стороны – за это время успеваю переодеться в сухое и согреться, сидя в зале ожидания в уютных шерстяных носках и развесив мокрые вещи на велосипеде. В два часа дня наконец-то удается уехать, и в четыре я уже благополучно протискиваюсь сквозь турникет на станции Выборг.
Первым моим желанием было хоть одним глазком увидеть Балтийское море. Дождь уже не такой сильный, настроение – замечательное. На всех парах лечу по мосту, мимо замка, на Петровский пляж. И вот оно – море! Волны с силой бьются о мокрый песок. Первая мысль – надо купаться, когда ж я еще на море попаду? Но черный флаг на мачте и осознание, что мокрые вещи никогда не высохнут, удержали меня от этого шага. А так хотелось…

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедистаНагулявшись по щиколотку в воде, собрав камешков и ракушек, возвращаюсь к замку. Хоть и понимаю, что время поджимает, но мимо пройти не могу. Не снимая каски, прохожу по музею и, весьма довольная собой, еду к выезду из города по Светогорскому шоссе. По шоссе ехать неприятно – много грузовиков, с которыми я не умещаюсь на одной полосе.

В попытке посмотреть камни поближе, я бодренько двинулась к ним и тут же по грудь провалилась в болото.
Приходилось постоянно их пропускать, съезжая на обочину, неровную и замусоренную. Однако, спустя километров десять количество машин значительно уменьшается, и уже можно спокойно ехать по краю асфальта. Заметила, что на дороге буквально через каждые пятьдесят метров валяются отвалившиеся части машин – то бампер, то стекла, то зеркало. Брр. На карте через пятнадцать с лишним километров обозначен заманчивый поворот на некие Пяльцевские скалы, про которые мне вроде как говорили знакомые. После недолгих раздумий я свернула с шоссе в лес. Скалы предстали передо мной во всей красе, однако комариное облако, сгустившееся над головой, заставляло быстрее подумать – ночевать здесь или ехать дальше? У подножия скал рос красивый идеально зеленый мох. В попытке посмотреть камни поближе, я бодренько двинулась к ним и тут же по грудь провалилась в болото. Испуг, зарождение паники и тут же в голове картинка – скаутское занятие по выживанию, фраза «если вы провалились в болото, не дергайтесь, а постарайтесь как можно большей площадью опереться на поверхность и вылезти». Последовав этому мудрому совету, я выбралась. Хорошо, не с велосипедом пошла. До этого мой штормовой костюм был мокрый только снаружи, а теперь еще и внутри. Великолепно. Тем временем, армия комаров сдаваться не собиралась и мне оставалось только побыстрее уносить ноги. К слову, товарищи мои имели ввиду вовсе не те скалы, как оказалось. Выбравшись из этого малоприятного приключения, я довольно быстро двинулась дальше. На ночевку встала километрах в двадцати от Выборга в довольно густом леске на обочине шоссе. К слову, все озера, так красиво выглядящие на спутнике, имели отвратительные заболоченные берега, что не позволяло набрать воды. Воды налили из скважины в придорожном магазинчике, куда я явилась уже после посещения болота в самом парадном виде.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста
Дорога на Светогорск

6 июля

Будильник прозвонил в пять. Вечером я чувствовала себя тритоном, потому что уже не могла отличить сухое от мокрого и легла спать прямо так. За ночь одежда подсохла, спальник на + 10 грел прекрасно, и мне было настолько тепло и уютно, что сама была удивлена. Переставила на шесть, в итоге встала в семь. Все еще шел дождь. Вот фишка одиночки – вроде как на улице ну очень мерзко, мокро и холодно, а в палатке редкостная сухость и уют, а ты сам добровольно вылезаешь в этот ад без чьих-либо напоминаний, потому что понимаешь, что надо. Под довольно сильным дождем собралась и часов в восемь двинула дальше. Ехалось хорошо, машин было мало. Сегодняшняя цель была нагнать вчерашний остаток километров в двадцать пять и постараться сделать пятьдесят сегодняшних, чтобы заночевать под Приозерском. Это было очень важно, так со станции Кузнечное, что недалеко от Приозерска, нужный мне поезд до Лахденпохьи ходил только по вторникам и четвергам, а сегодня была уже среда.
К одиннадцати часам утра я была уже в Боровинке, в которой планировала вчера ночевать. После Боровинки асфальт кончался, и начиналась грунтовка, которая несла в себе следы дождя, который только-только кончился. Однако, ехать по грунтовке, вопреки моим ожиданиям, оказалось намного приятнее, нем по асфальту. Она была не слишком раздолбана, машин практически не было, а пейзажи вокруг были очень живописные. К часу дня дорога привела меня в село Бородинское, где мне удалось полакомиться малиной с огромного куста и узнать от продавщицы в магазине, что до Приозерска еще километров шестьдесят. Еще чуть-чуть – и грунтовка кончилась, а на смену ей пришел очень приличный асфальт. Учитывая, что дорога почти все время шла либо прямо, либо вниз – в Приозерск я долетела буквально за несколько часов. Пока я думала, где заночевать, подошла электричка из Питера, конечной станцией которой было так нужно мне завтра Кузнечное. Ноги сами завели меня в вагон, и через пятнадцать минут я уже сползала с платформы в этом поселке городского типа. Утренний поезд до Яккимы уходил в восемь сорок, а сейчас нужно было найти место для ночевки.

Это была самая страшная ночевка за все время – по шоссе ездили машины, где-то рядом вдруг появились люди, лаяли собаки.
Ноги не гнулись, болело колено и выяснилась одна очень предсказуемая вещь – сразу за чертой поселка по обе стороны от шоссе начиналось болото, конца и края которому видно не было. Тщетно объехав окрестности, я нашла малюсенькую полянку на краю болота буквально за табличкой «Кузнечное». Это была, пожалуй, самая страшная ночевка за все время – по шоссе на маленькой скорости ездили машины, где-то рядом вдруг появились люди, чьи голоса было очень хорошо слышно, лаяли собаки. Плюс буквально в нескольких сотнях метров был поворот на карьеры, где с характерным шумом работала тяжелая техника. Утром я проснулась и облегченно вздохнула – жива-здорова, велосипед на месте. Долгих посиделок в палатке сегодня не хотелось, поэтому за час до отправления моего поезда я была на станции. Местные жители называли это явление «подкидыш» — два сидячих вагончика на тепловозной тяге, отправлявшиеся с крохотной полоски асфальтированного бетона, имитировавшей низкую платформу. В своем вагончике я оказалась одна. Как только поезд тронулся, ко мне пришел усатый пограничник, который довольно долго допытывался, что да почему. Паспорт, почему одна, куда едешь, а потом куда, что там делать собираешься и так далее. Услышав самые невинные ответы, он недоверчиво посмотрел на «лисапет» и строго сказал, что «по ту сторону дороги пограничная зона, так что ни-ни!». Я честно обещала, что в Финляндию ни ногой. Эта поездка была совершенно фантастическая. Если кто-нибудь вдруг смотрел серию мультика «Маша и Медведь», где они едут отдыхать – поезд и обстановка вокруг была очень похожа на мультфильм. Крохотные деревянные домики на станциях, обязательно оснащенные резными кружевными наличниками, бабушки в платочках с корзинами, поджидающие поезд. Остановки были не только на станциях, но и на переездах, где заходило по одному-два человека. Стоянка на каждой станции была минутной, после чего тепловоз давал короткий гудок и двигался дальше. В Яккиме выходила большая часть народа, хотя поезд шел до Сортавалы. Проводница забыла открыть мне дверь, поэтому эвакуироваться пришлось очень спешно, выкинув рюкзак на платформу.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста
От Яккимы до Лахденпохьи было десять минут езды. Еще пять минут пешком по крутым городским улицам – и я на берегу Ладожского озера, которое, в общем-то, увидела первый раз в жизни. Панорама завораживала, если не смотреть на передний план, где берег был завален ржавым железом, а на воде колыхались масляные пятна. – Вы здесь одна? – окликнула меня какая-то девушка. Мы разговорились. Она являлась коренной жительницей Лахденпохьи, прожив здесь все время. – Что у нас здесь? Ну, вот фанерный комбинат. То откроют, то закроют. Лесозаготовительный пункт есть. А я училась на продавца, не доучилась, вот швеей работаю. – охотно делится она. Да и в школе учиться было не очень интересно, толком ничему не учили. Зато вокруг красиво! Вот это мы на водопадах тут недалеко. – показывает действительно красивые фотографии на экране телефона. Распрощавшись, я решаю еще раз пройтись по крохотному городку – практически все здания деревянные, заброшенный бетонный дом культуры, магазины. Бойко идет торговля на рынке. Выведя велосипед наверх, с радостью заметила указатель – Сортавала 35. Помня свой вчерашний марш-бросок километров на сто тридцать, я была в предвкушении быстрой победы. Однако первое, что встретило меня на новом участке пути, была большая горка с уклоном градусов с сорок пять. И еще одна. И еще. Но оно того стоило, поскольку после каждой такой горочки меня ждал головокружительный спуск с многочисленными поворотами, огибающими скалы. Повезло, что машин почти не было. Однако, продвижение шло не очень быстро, хотя скорость на спуске более-менее компенсировала крайне медленные подъемы. Скалы кончились и передо мной стали открываться сказочные пейзажи – широкие поля с пасущимися коровами и аккуратные деревни с финскими названиями. Немного портила общее впечатление еще вчера заболевшая правая коленка. Напрягать её было крайне неприятно, особенно когда дело шло к горке. На одной из остановок я натерла её мазью и замотала бинтом – вроде стало получше, хотя тут скорее сработал эффект плацебо. В какой-то момент я уперлась… в автомобильную пробку! Немного озадаченная, объехала хвост длинной около километра и узнала, что работает только одна полоса. А на второй километрах в пятнадцать впереди работает техника, но мне на велике вполне можно ехать и там. На зависть водителям, практически весь оставшийся участок пути до Сортавалы я ехала по отдельной полосе со свежим, еще немного липким асфальтом, периодически объезжая разную технику.
Сортавала встретила меня дождиком. Город оказался больше и современней, чем мне казалось. Проехав через мост, я тут же возымела желание хоть раз за это путешествие сфотографироваться. Моим фотографом оказался гражданин Финляндии, который на ломаном русском объяснил, что они с товарищем тоже приехали сюда на велосипедах. Через несколько минут я уже выспрашивала у местной жительницы, что можно посмотреть в городе и из нескольких вариантов выбрала для себя музей Кронида Гоголева – художника и резчика по дереву, поселившегося в Сортавале в шестидесятых годах. В музее действительно представлены шедевры – сложно представить, что это создано человеком. В общем, на меня произвело неизгладимое впечатление.
Дальше за чаем с калиткой — карельской национальной выпечкой, мною было принято решение ехать дальше. До нужного поворота, судя по навигатору, было больше сорока километров. Проехав в этот вечер около тридцати из них, я встала на ночевку на полянке около реки, из которой наконец-то набрала воды. Комары в этом месте были особо злы, а еще мне показалось, что и вечером, и ночью вокруг палатки ходили какие-то животные, издававшие странные звуки, похожие на хрюканье. К слову, о еде. На местах ночевок я не готовила, так как очень боялась привлечь какое-нибудь зверье. Горячее делала на горелке на обочине дороги на привалах.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста
А это меня сфотографировал фин, который тоже приехал сюда на велике

7 июля

Вчера решила не ставить будильник – поспать до девяти, во сколько обычно просыпаюсь. Встала, посмотрела на часы и ужаснулась – одиннадцать часов! Сказались ранние подъемы в предыдущие дни. Весь день просто движение по шоссе. Машин мало, а какие есть – пропускают, можно спокойно ехать по дороге. Ни одного населенного пункта. Проезжала заброшенную финскую бензоколонку, где за мной погнались две собаки. Это было очень страшно, так как они бежали явно быстрее, чем я ехала, и имели прямую цель цапнуть за ногу. А в этом случае падение прямо в кровожадную пасть было неизбежно. Оторваться удалось, когда между нами оставалось метра два, да и то, потому их внимание переключилось на появившуюся сзади машину. Где и как ночевала – хоть убейте, а подробностей не помню. В лесу.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста8 июля
Встала, еду. Вокруг простирается одно из самых живописных мест на маршруте – Суоярвский район. Золотые сосны и голубые озера, мелькающие вдоль дороги весь ходовой день. То ли лист промок и потерялся, то ли не писала ничего – в общем, записи за эту дату нет, а вспомнить ничего, кроме умопомрачительных пейзажей, не могу.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста9 июля

Да, говорю, четверо, про себя добавив – я, я, а еще я и я. Еду дальше.
Утром выбралась из леса. На довольно удобной обочине сварила суп из пакетика. Все еще еду по шоссе, населенных пунктов практически нет, а если и встречаются – либо в нескольких километрах от дороги, либо на дороге, но там нет ни людей, ни магазина – в общем, никаких признаков цивилизации. Благо, с водой проблем нет, так как начались очень красивые озера и речки, где нет никаких сложностей с выходом на берег. В голову пришла мысль, что теперь ничего не будет до самой Пряжи. В рюкзаке ехал аварийный запас – маленькие бутылки с гречкой и овсянкой, да несколько пакетиков сухого молока и соевого мяса. На этом без проблем можно было доехать и не помереть с голоду, однако, удовольствие было бы довольно сомнительное. Плюс периодически хотелось устроить некий пятиминутный перекус, что с данным набором было невозможно. По идее, еще вчера я проезжала синий дорожный щит с довольно обнадеживающей надписью – «Колатсельга – 50». Но мне казалось, что эти пятьдесят километров были преодолены еще вчера, а никакой Колатсельги так и не наступило, и уже начали закрадываться абсурдные мысли – а есть ли она вообще? Может, был поворот, а я не заметила? Но к часу дня я совершенно внезапно въехала в поселок, с виду ничем не отличающийся от деревень, которые были вчера утром. К моей радости, за поворотом обнаружился настоящий культурный центр – кафе, магазин и даже некий стенд, рассказывающий об истории Колатсельги. В начале двадцатого века здесь был чугонноплавильный завод, на остатки которого теперь водят экскурсии. Захожу в магазин, начинаю немножко подвисать – понимаю, что есть особо нечего, смотрю на витрину, а сосредоточиться и сказать что-либо не могу. Хорошо, я там была единственной покупательницей. Потом захожу в кафе, беру какой-то пирожок и вливаюсь в толпу туристов, вышедших во время короткой остановки некого туристического автобуса. Мысленно представляю, как пока автобус пакуется, экскурсовод говорит что-то типа «а теперь, господа бравые туристы, в правое окно вы можете наблюдать настоящего лесного бомжа». В насквозь мокрой тельняшке, мужском термаке в вытянутыми коленями и с руками, заляпанными маслом от цепи, я вполне подхожу под эту категорию. Вдоволь насидевшись под крышей и изучив дальнейший маршрут, выдвигаюсь дальше, предварительно спросив у продавщицы, далеко ли до Пряжи. Она удивленно смотрит на меня и задумчиво протягивает – «Ну, больше сотни километров. А ты на велосипеде что ли? И много вас?» Да, говорю, четверо, про себя добавив – я, я, а еще я и я. Еду дальше. Погода налаживается, косые оранжевые лучи освещают следующий населенный пункт, делая деревню потрясающе красивой. Камера уже второй день валялась в рюкзаке разряженная, но ради такого дела было не жалко задержаться на несколько минут и вытащить повербанку. Понимая, что до Пряжи мне сегодня уже не добраться, не спеша еду с горки на горку. Становится как-то темновато, лезу посмотреть время и обнаруживаю, что все три гаджета – мобильник, камера и навигатор, показывают разное. На одном восемь вечера, на других – девять и десять. Сколько на самом деле – вопрос сложный, потому что спросить не у кого, а визуально определить трудно, белые ночи делают свое дело. Решаю, что пора, да и как раз по пути попадается симпатичный пригорок, покрытый мягким ковром из мха и золотистыми соснами, как раз позволяющими вместить меж собой палатку. Прячусь от комаров внутрь, даю отдохнуть гудящим ногам. Контрольная смска – все впорядке, встала. Кстати, сколько время? Ответ не заставил себя долго ждать – девять часов. Значит, когда я смотрела на приборы, правильно показывал мобильник, на котором было восемь. Надо запомнить. Хочу уснуть, пока не спустились сумерки – на солнышке определенно спокойней. Однако, часов в двенадцать ночи просыпаюсь от истошных криков птицы, скачущей настолько близко, что кажется, вот-вот – и заденет стенку. Крик высокий, монотонный и очень громкий. Переворачиваюсь на другой бок, закрываю уши руками, засыпаю.

Выборг-Петрозаводск: путевые заметки велосипедиста
Ураа! Петрозаводск, солнечная погода, финиш!))

10 июля

«Вот ненормальная!» — радостно встречал меня друг.
Встаю в семь. Птица не кричит, машин не слышно – тишина да комариный звон. Выбираюсь на обочину, готовлю завтрак, одной рукой отбиваясь от комаров. До Пряжи, по моим подсчетам, километров семьдесят. Неспешно седлаю коня и отправляюсь в путь. Дорога петляет между озерами, очень много резких поворотов, спусков и подъемов. Проскакиваю Крошнозеро, мирно сидящих на берегах рыбаков, деревню Маньга и часа через четыре дорога упирается в трассу «Кола», по которой надо проехать последние тридцать километров до заветной цели. Ехать по асфальту невозможно из-за оживленного движения на довольно больших скоростях. После нескольких попыток плюю и съезжаю на обочину, к слову, довольно широкую и ровную. Местами попадаются участки с отбойником, который я с самого начала про себя называла про себя «убойником», так как если в какой-то момент на трассе встретятся два грузовика и в одну линию с ними окажется велосипедист, последнего надо будет сосрекребать. Да и встреча грузовика и легковушки почти не оставляет места. Ехать можно, но есть произойдет некий форс-мажор (как у меня через десять минут) – все может кончиться плачевно. Проехав километров десять встретила пару автостопщиков. – Мы в Питер! – А я как раз оттуда! – отвечаю, мысленно уже доехав. Распрощавшись, проезжаю еще километр, когда раздается резкий звук, переходящий в скрежет. Что-то с задним колесом. Съезжаю еще глубже на обочину, мысленно радуясь, что это произошло не во время движения вдоль отбойника. С колесом оказывается все в порядке, аварийная ситуация связана с… отвалившимся багажником, на котором от тряски разболтались все винты и один из них благополучно куда-то улетел. Под весом рюкзака все перекосило и застопорило колесо. Винтик уже не найдешь, рюкзак на багажник не положишь. Пробую ехать с ним на спине – очень неудобно и тяжело, потому что он, как минимум, для этого не предназначен. Минут десять залипаю на обочине, думая, как быть – ведь преодолены уже несколько сотен километров, осталось всего-то двадцать! Дело полутора часов. Звоню ребятам в город, говорю, мол, так и так – сломалась, пойду пешком. Про себя надеюсь к ночи дойти. Однако, через несколько минут приходит простая мысль – я же не в спортивном походе! Я путешествую. Хочу — на велосипеде, хочу – еще как-то. Бросив рюкзак на землю, одной рукой обняв покалеченный велосипед, подбираюсь поближе к краю дороги и поднимаю руку. До этого я каталась стопом всего один раз, и, впрочем, если бы не он – не решилась бы, наверное. Понимаю, что даже на такой оживленной трассе мало кто захочет (а, главное, сможет) взять на борт меня с рюкзаком и велосипедом. Но уже через десять минут тормозит ВАЗ-Патриот, и бывший дальнобойщик Александр Сергеевич запихивает мои сокровища в большой пустой багажник. До города за разговорами доезжаем буквально за пятнадцать минут – и вот я у цели! Конечно, радостно сфотографироваться у таблички «Петрозаводск» не получилось (да и, по-моему, её на нашем въезде в город и не было), однако чувство удовлетворения все равно пришло.
«Вот ненормальная!» — радостно встречал меня друг. Посмотрелась в зеркало – и правда, выгляжу диковато, – не смотря на дожди, обгореть успела основательно. Поверить не могу, что доехала. Да еще и на четыре дня раньше, чем планировалось.

Это было очень здорово. Иногда тяжело, иногда немного страшно – и ни разу не одиноко. Отличный опыт общения с собой и окружающей природой – мне очень не хватало этого в городе. Сразу после финиша подумала, что больше не рискну. Но с каждым часом понимаю – еще и не такое будет…

comments powered by HyperComments