Поделиться

Текст: Оксана Семенова

Время летит быстро. Еще вчера ваш ребенок – первоклассник, а сегодня он уже в 9-м.
И тут многие родители задаются вопросом – что дальше?
На самом деле, конечно, однозначного ответа быть не может. Здесь решение нужно принимать сравнительным анализом. И не возлагайте ответственность за выбор на ребенка. Подросток еще не может самостоятельно принять решение, ему нужно помочь всё взвесить и сориентироваться.
Еще несколько лет назад свое обучение в школе на девяти классах заканчивали те, кто не мог похвастаться хорошими оценками в дневнике. Сегодня же учебные заведения теряют после девятого класса хорошистов, а порой даже отличников.

Причина — сокращение бюджетных мест в высших учебных заведениях и повышение оплаты за учебу.
Руководство страны во всеуслышание с экранов тв заявляет, что «такого количества университетов нигде в мире нет, у нас около тысячи ВУЗов и еще две тысячи филиалов». Поддерживают Правительство и другие чиновники: «У нас чересчур много специалистов с высшим образованием, тогда как уровень знаний даже у тех из них, кто в вузе учился хорошо, иногда оставляет желать лучшего. Да и не может быть в стране на одного рабочего пять руководителей».
В результате, ВУЗы, деятельность которых будет признана неэффективной — будут закрыты. Какие-то высшие учебные заведения ждет объединение и укрупнение.

К слову, в Выборге неэффективных филиалов ВУЗов не оказалось. Увы, все, что касается образования в нашей стране — туманно. Родители школьников боятся, что через пару лет «вышка» станет недоступной для многих семей. Тогда, как быть? Куда пристроить своего сына или дочь? Как дать им образование, если денег катастрофически не хватает и на текущие нужды? В результате родители, опасаясь, что их чадо останется вообще без профессии, решаются забрать его после девятого класса.

Алексей Костиков, директор Выборгского филиала Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии Информатизации Образования.

— В жизни у людей встречается много различных препятствий, которые необходимо уметь преодолевать, чтобы выходить на новый жизненный этап.

Итоговую государственную аттестацию после 9 класса или Единый государственный экзамен после 11 класса можно рассматривать именно таким барьером, который необходимо преодолеть.

Я успел еще поучиться в советское время и тогда всем: и учителям, и родителям, и самим учащимся было понятно, кто идет после 9 класса в ПТУ (профессиональные технические училища, нынешние колледжи), а кто остается учиться дальше в 10 и 11 классе. Скажу прямо, в ПТУ после 9 класса всегда шли троечники, и ни у кого из их числа не возникало даже мысли остаться в 10-11 классе. Все знали «свое место».

Обучение в 10-11 классе всегда воспринималось наиболее престижным, этим ты создавал себе определенный имидж и мог рассчитывать на поступление в институт, академию или университет. С 2009 года был введен экзамен в виде ЕГЭ, который необходимо сдать после 11 класса. Но это и понятно, во всеобщей неразберихе 90-х годов, в 10-11 классы стали идти просто все независимо от успеваемости.

И в настоящее время у выпускников 9 классов тоже есть возможность выбора: поступить в различные учреждения среднего специального образования (СПО) или продолжить обучение в 10-11 классах, чтобы потом поступить в ВУЗ.
Сегодня существует потребность государства и общества в высококвалифицированных рабочих кадрах, которых как раз и готовят учреждения СПО.

И если вы настроены идти на рабочие специальности, получив диплом о среднем профессиональном образовании, то лично я это только поддерживаю. А вот поступать в учреждения СПО только для того, чтобы получить возможность быть зачисленным в ВУЗ без сдачи ЕГЭ (т.к. после профильного среднего профессионального образования можно не сдавать ЕГЭ, а по результатам внутривузовского тестирования поступить в высшее учебное заведение), по меньшей мере, не этично и не патриотично!

Я считаю, что люди амбициозные, с хорошей успеваемостью просто обязаны идти в 10-11 класс, пройти ЕГЭ и попытаться поступить в ВУЗ. Это просто дело чести!

Валентина Федосеева, начальник отдела ВР Выборгского филиала СПбГУСЭ:

— Современный выпускник школы действительно оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, стремление любой ценой поступить в ВУЗ (и, желательно, на бюджет). С другой, непростая ситуация на рынке труда и неутешительные прогнозы экспертов по поводу перспектив трудоустройства выпускников ВУЗов. К тому же непростые времена, которые сейчас высшие учебные заведения переживают в связи с всевозможными реорганизациями, реструктуризациями, оптимизациями. Но никакие возможные риски не останавливают учеников и их родителей, и большинство выпускников школ делает свой выбор в пользу ВУЗа.

При этом, многие традиционно руководствуются представлениями о том, что без высшего образования карьеру не построишь, да и социальная оценка труда представителей рабочих профессий невысока. Я бы поддержала такой выбор, мотивируя несколько иными аргументами. Ведь наряду с багажом профессиональных знаний и компетенций вчерашний школьник приобретает в ВУЗе уникальный социальный опыт, попадая в неповторимую атмосферу университетского братства, особую академическую и одновременно демократичную образовательную среду. И эта уникальная среда формирует и воспитывает, а порой разумно и деликатно корректирует личность молодого человека. И наблюдая за студентами с первого до пятого курса, и дальше уже после выпуска лишь утверждаюсь в оценке высокой значимости и полезности ВУЗа как в судьбе молодого человек, так и для всего общества в целом.

Что же касается среднего профессионального образования, то это совершенно достойная и замечательная альтернатива образованию высшему.

По крайней мере, у каждого подростка, вступающего в большую жизнь, должна быть возможность выбора.

Ольга Лобанкова, директор МБОУ «СОШ № 10»:

— Уходить из школы после 9 или идти в 10 класс – все зависит от того, какие перспективы видят выпускник и его родители. Самое трудное и самое главное – поставить цель, понять, для чего идешь в колледж, лицей или в 10 класс. Учиться и трудиться придется везде!

Как правило, 10 класс для тех, кто будет «ботанить» два года, честно готовиться к ЕГЭ, шесть дней в неделю писать сочинения, эссе и конспекты, решать задачи, «зубрить» устные предметы, отвечать на бесконечные предметные тесты. Отсидеться два года, не прикладывая никаких усилий, не получится. Самое обидное – уходить после 10 класса, теряя год, или, бывает и такое, закончить школу без аттестата, со справкой.

В любом случае, каждому необходимо стремиться к тому, чтобы стать успешным, нужным, полезным и профессиональным в деле, которому решил посвятить себя. А школа всегда поймет и поддержит своего ученика».

Иван Кучко, заместитель директора Выборгского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет гражданской авиации», почетный работник транспорта России, Почетный работник среднего профессионального образования:
«Мысль о том, что особые способности и мотивация, выходящие за пределы знаний, необходимых для учебы в ВУЗе, тесно связаны с последующими академическими успехами или неудачами, находит поддержку в выводах международных исследований. Существует общее мнение (UNESCO, 1995), что подготовленность студентов высших учебных заведений зависит в первую очередь от способностей и мотивации выпускников средних школ, желающих продолжать образование на более высоком уровне.

В этой связи необходимо осознавать, что уровень приобретенных знаний в школе является необходимым, но недостаточным требованием для поступления в ВУЗ. Как показывает опыт, не каждый может учиться в высшей школе. Поэтому высшее образование сейчас — это в основном только престиж и «корочка» — в лучшем случае для устройства на работу. Вывод: не мучайтесь сами и не мучайте детей — 11 классов и только СПО – нужна в жизни специальность, а не образование (ВПО), про ВПО жизнь потом покажет!..

Михаил Амиридзе, директор МБОУ «СОШ № 12»:

— С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В статье 66 пункте 5 прописано следующее: «Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее». Следовательно, получение среднего общего образования это норма.

Вопрос стоит в следующем. Всем ли выпускникам необходимо оканчивать школу и проходить в обязательном порядке испытание в виде единого государственного экзамена? Содержание учебного материала основной школы должно быть для всех единым лишь для формирования функциональной грамотности и общекультурной компетентности. А дальше каждый выпускник выбирает свой образовательный маршрут. В случае ориентирования себя на получение профессии необходимо идти в учреждения среднего профессионального образования (СПО).

Результат тот же – аттестат о среднем общем образовании. В случае желания продолжить обучение в высшей школе необходимо позиционировать себя в качестве ученика 10 класса. Для удовлетворения индивидуальных потребностей в углубленном изучении какой-либо дисциплины существует профильность обучения, элективные курсы и проектная деятельность. А дальше ЕГЭ и обучение в ВУЗе. Обязательное среднее общее образование является «показателем европейского качественного уровня, к которому в идеале должны стремиться все страны». Однако, надо учитывать и мнение российских педагогов, согласно которому далеко не каждый школьник готов отучиться 11 классов.

Моё мнение по вопросу 9 или 11 классов для выпускника строго индивидуально. Здесь уместно перефразировать известное высказывание – «от каждого по желанию, каждому по способностям». Идти учиться в среднюю школу и не окончить её – это преступление по отношению к ученику, системе образования и государству. Стране нужны серьезные специалисты во всех областях, на современном производстве требуются высококвалифицированные рабочие кадры.

Елена Журинская, директор Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А. С.Пушкина»:

— Выпускники 9 классов должны более точно определиться с выбором: чем раньше, тем лучше. Но в основе – направления профессиональной подготовки. Если получать профессию в учебном заведении, где имеется два уровня подготовки: среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, то правильнее – поступать в такой ВУЗ сразу после 9 класса. Сегодня достаточно таких ВУЗов, с хорошей научно-методической и материально-технической базой. В условиях такого образовательного учреждения всегда достигается сочетание теоретической и практической подготовки. Молодой человек имеет все необходимые условия для положительной мотивации в учении и в построении своей профессиональной карьеры.

Он строит свой индивидуальный маршрут, устанавливает необходимые отношения в профессиональной деятельности. Производственная практика студентов среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с учебным планами подготовки и подлежит контролю и руководству. Студенты высшего профессионального образования постоянно испытывают трудности с прохождением профессиональной практики. Это важнейший положительный фактор в профессиональной подготовке молодых специалистов. В конечном итоге, к 20 годам можно иметь профессиональное образование, быть трудоустроенным и продолжать свое образование на протяжении всей жизни. ВУЗы готовят специальные ускоренные программы по профилю специальности, вводятся различные формы получения высшего образования. Т.е., сразу после 9 класса школы, можно строить свою карьеру в профессии, если был сделан правильный выбор, если образование получено для трудоустройства.

Можно сразу, после получения среднего профессионального образования по конкретному профилю подготовки, не трудоустраиваться, а продолжить получать высшее образование очно в том же ВУЗе, но по другой специальности. И в этих случаях, «свой» студент СПО поступает на ВПО. Выпускникам не приходится сдавать ЕГЭ после окончания подготовки по программе среднего профессионального образования, если сохраняется профиль подготовки. Но, в случаях, когда профиль меняется, выпускники организованно сдают ЕГЭ по необходимым предметам.
Я желаю всем выпускникам школ Выборга и района и их родителям правильного профессионального выбора, удачи в итоговой аттестации, а педагогическим коллективам – профессионального удовлетворения и хороших учеников.

Стэлла Кравченко, директор филиала ФГБОУ ВПО «Санкт — Петербургский государственный экономический университет» в г. Выборге, к.э.н., доцент.

— Перед выпускниками 9 и 11 классов открывается много дорог и каждому предстоит сделать серьезный выбор. Чтобы занять определенную нишу для реализации своих возможностей, он должен быть осознанным. На данный момент в стране идет процесс объединения и присоединения вузов и филиалов с целью сокращения их количества и достижения желаемого качества образования выпускника. Следовательно, высшее образование с каждым годом будет менее доступным и более затратным. Когда лучше поступать, после 9-го или 11-го класса? Каждый решает для себя сам. Если следовать логике, в каждом варианте есть «плюсы» и «минусы». Рассмотрим их.

При поступлении после 9-го класса в учреждение среднего профессионального образования (СПО) Вы имеете возможность:
Начать постигать азы выбранной профессии за 2 года до окончания школы;
Через 3 года получить не только среднее (полное) общее образование, но и профессию;
Пойти работать сразу же после окончания СПО (при желании продолжить обучение в ВУЗе по заочной форме);
Продолжить обучение в ВУЗе по этому профилю без сдачи ЕГЭ;
Получить высшее профессиональное образование по сокращенной программе;
При желании изменить профессию, сдав ЕГЭ, поступить в ВУЗ на другую специальность;
Юношам — получить отсрочку от службы в армии до окончания обучения или до 20 лет.
По окончании 11 классов Вы имеете возможность:
Еще 2 года подумать о правильности выбора;
Подготовиться к сдаче ЕГЭ;
Поступить в ВУЗ при условии успешной сдачи ЕГЭ и прохождении по конкурсу;
Юношам — получить отсрочку от службы в армии до окончания обучения в ВУЗе;
Не сдать ЕГЭ либо не пройти по конкурсу в ВУЗ.
Кстати, все эти варианты обучения можно осуществить в нашем городе.

В любом случае современный работодатель предъявляет очень высокие требования к специалисту — выпускнику среднего или высшего профессионального образования. Поэтому за период обучения студенту необходимо будет приобрести не только багаж знаний, но и выработать необходимые практические умения, навыки, овладеть инновационными технологиями и пр.

Желаю выпускникам успешно сдать ГИА или ЕГЭ, осуществить свою мечту, правильно выбрав учебное заведение и, в дальнейшем, стать грамотным, успешным и востребованным специалистом на современном рынке труда.

Полина Ротарь, выпускница школы № 37, студентка Выборгского филиала СПбГУСЭ:

— Я считаю, что нужно заканчивать 11 классов. Потому что это позволяет участвовать в олимпиадах, научно-практических конференциях, форумах, фестивалях. Ты можешь, участвуя, познакомиться с интересными людьми.
Конечно, многие боятся ЕГЭ. Но хочу сказать, если тщательно готовиться — то всё получится. Я, например, благодаря ЕГЭ стала лучше знать историю и увеличила круг своих интересов. Кроме того, учеба в 10-11 классе — это еще парочка лет беззаботного детства.

Артур Аксенчик, выпускник:

— Моё мнение сложилось из личного опыта. Мне кажется, что лучше окончить 9 классов из 11. В последних двух я не был и судить не могу, о том как там живется, но мне кажется, так же, как и в предыдущих. Я после 9-го пошёл в педагогический колледж, в котором мне и дали всё то, что преподают в той же школе, при условии, что я уже начал изучать дополнительные предметы, такие, как педагогика, психология, риторика и много чего интересного. Более того, при переходе «на другой уровень», соответственно меняется и человек. И когда мои бывшие однокашники закончили только 11-й класс, я уже был студентом 3-го курса! А это звучит! И не просто как слово, а состояние души!

Да и как оказалось, мои друзья в школе говорили, что не многому они там научились за последние 2 года, было только усилие на ЕГЭ, а это – шаблон, под который всех подгоняют (но, это если критиковать систему образования… хотя, мы о ней и говорим). Я спокойно закончил колледж и, имея уже специальность, огромный багаж нового опыта и знаний, пошёл работать. При этом у меня была возможность продолжить обучение, чтобы получить диплом о высшем образовании, причем, уже за более короткие сроки. Это здорово.

Полина Лобанкова, учащаяся школы №12:

— Я считаю, что каждый ученик должен понять, чего хочет от жизни. Если ты хочешь поскорее получить профессию, по-моему, лучше закончить 9 классов. А если ты хочешь продолжить свое обучение в институте, то тебе нужно идти в 10 класс.

Я пошла в 10 класс потому, что хочу продлить счастливые минутки детства, хочу побольше пообщаться с любимыми одноклассниками и учителями, а уже потом поступить в институт.

Яна Землянская, студентка курса языковой и профессиональной подготовки Карлова Университета:

— Могу сказать за себя. Я уехала учиться из России в Чехию. Уже полгода тут живу и учусь. Многие спрашивают, как же ты могла уехать из страны, какой же ты патриот? Не слушайте подобные реплики в свой адрес, это глупость!

Есть Родина, которую можно любить, а есть государство, которое не может обеспечить учебу на таком же уровне, как в Европе. Мы уезжаем в другую страну за дипломом, не потому что не патриоты, а потому что учеба там перспективнее, ДЕШЕВЛЕ. Шанса поступить в европейский ВУЗ больше, чем в российский, не буду этого скрывать. Бесплатное образование в государственных ВУЗах, пожалуй, самый большой плюс европейской системы образования. Конечно, есть свои трудности, с которыми можно столкнуться. Одна из них — это языковый барьер. Другая проблема — это психологический аспект данного вопроса. Я видела здесь людей, которые впадали в депрессию, от того, что все непривычно. Но я думаю, это преодолимо».

Андрей Пыптев, выпускник:

— Знания – сила! Человек обучается в процессе всей своей жизни. Но только в юном возрасте человек способен с легкостью усваивать очень много разнообразной информации. Поэтому, для облегчения собственной жизни, по возможности, как можно больше нагружайте себя именно с детства или юношества. Школа позволяет раскрыть в себе новые возможности и интересы, а обучение здесь самое простое, нежели в проф. училищах или институтах.

Так что, по- моему скромному мнению, не стоит терять драгоценные плодотворные школьные годы. Научитесь совмещать занятия – в жизни это точно пригодится, и оттачивайте свое мастерство, начиная именно со школы. Не ленитесь, посещайте различные кружки, секции, дополнительные занятия, занимайтесь спортом и все это в процессе обучения школьной программы.

Не стоит торопиться во взрослую жизнь. Старательно подготовьте себя к ней. Окончите 11 классов, научитесь совмещать дела и улавливать важную информацию, и тогда вам откроется весь горизонт. А способные ученики, начавшие подрабатывать (без вреда учебе) уже в старших классах, будут чувствовать себя комфортно и в университете, и в армии, и на работе.

Приучив себя к такому ритму жизни, получив полное среднее образование, а потом и высшее, для вас не будет ничего не возможного».