Поделиться

Текст: Елена Березовская

В одном из номеров нашего журнала мы уже писали о путешествии Максима Николаенко на яхте. Тогда это было плавание под парусами на Канарские острова. Этим летом Максим с тремя сотоварищами совершил недельный поход вдоль берегов Голландии. И своими морскими впечатлениями он поделился с читателями «Верных Решений»

Старт

Это путешествие совершено на яхте «Балтика», которую мой друг, уже много лет живущий в Германии, приобрел совсем недавно. Можно сказать, мы ее впервые обкатали. «Припаркована» лодочка в Голландии, в Анжике. Оказывается, это выгоднее, чем держать яхту в немецком порту. Все путешествие вдоль побережья Голландии туда и обратно заняло неделю. Маршрут прорабатывал капитан, по какому курсу мы пойдем, сколько времени надо на переход затратить, где остановки делать. Из-за погодных условий наш маршрут несколько изменился, но в общем, удалось все выдержать. Переходы из порта в порт не большие — 4-5 часов (на Канарах самый короткие переходы составляли 8-10 часов). Это не океан, здесь все компактно. Море достаточно спокойное, нет особо больших волн и какого-то невероятного экстрима. Температура все время была +24-25°С, климат мягкий. Там и зимой температура плюсовая. Очень комфортные условия для путешествия на яхте. Правда, в отличие от Канар здесь необходимо было учитывать течения, которые достаточно сильны, и приливы-отливы.

Попутного ветра!

Ветры практически постоянно дуют. Иногда достаточно сильные. В первый день путешествия вместо расчетных 8 утра вышли в море только в 12, потому что налетел шквал, ливень, которые совершенно не давали никуда двинуться. К полудню ветер утих и мы смогли начать путешествие. Правда, еще часа 3 шли под проливным дождем. Это, как раз, не страшно. Для такой погоды существует специальная непромокаемая одежда и специальная обувь (обязательно на белой подошве, даже резиновые сапоги… яхта всегда должна быть чистой). А потом совершенно чудесным образом разъяснилось, выглянуло солнце и установилась прекрасная погода, которая сопровождала нас практически все путешествие. Ветер был всегда, но не экстрим абсолютно, а очень приятный для яхтинга, позволяющий идти под парусом.

Мы практически всегда из нашей лодки выжимали ее максимально заявленную скорость. На парусе идти вообще интересно. Есть, к примеру, большие яхты, катамараны, которые включают двигатель и «загорают». Это отдых, схожий с пляжным. А когда идешь под парусом, все время нужно что-то делать: следить за ветром, следить за парусом, управлять рулем, чтобы выйти на нужный курс. Много встречного ветра было. А при встречном ветре вообще всегда «при деле»: приходится идти зигзагом и постоянно перекладывать курс. К тому же судоходство в водах вдоль Голландии очень оживленное.

dscf2966
06_093
37_043
40_243
dscf3188

Вместо велосипеда

Лодка для голландцев – явление абсолютно нормальное. Две страны в мире, Швеция и Голландия, где лицензии на право управления яхтой не требуется вообще. Они считают, что если ты голландец, то управление яхтой у тебя в крови. И, в общем то, правы. Очень много путешествуют на яхтах. Для них это так же, как для нас выехать за город на пикник. Зачастую каналы проходят по городу прямо как улицы: на берегах стоят домики и тут же причалены яхты, лодочки. И они ими часто пользуются. Например, мама может покатать на лодочке детей в качестве прогулки. Видели, как на небольшой яхте бабушка с дедушкой лет по 70 совершенно спокойно управляются. И так у них это все просто выходит! Фактически яхта для голландца что-то вроде велосипеда для нас.

Морской кемпинг

Марина – это гавань… Если сравнивать с сухопутным туризмом, это кемпинг для яхт. Парковочные места ранжируются по размерам лодок. Стоянка яхты в среднем около 30 евро. Достаточно дорого. В Амстердаме – 17 евро. Зачастую марины располагаются едва ли не в центре города с проходом к ним по каналам. И на всем пути небольшие подъемные мостики, которые поднимают и опускают ради всего одной яхты. Тут же рядом с мостом есть будочка, где сидит, скажем так, дежурный, и отслеживает ситуацию на канале. На подходе к подъемному мосту есть указатель с информацией, на какой частоте ты можешь предупредить о своем появлении по рации.

А есть марины, которые расположены на некотором отдалении от городов. Ничего интересного там, конечно, нет. Минимальный необходимый функционал: магазин, ресторан, что-то для ремонта, пляж, ну и, понятно, санитарные удобства. Но зачастую в маринах же стоят велосипеды, которые бесплатны для тех, кто там чалится. Можно взять и поехать в город.

Правила движения

Самые простые велосипеды, без всяких «наворотов», с прямой передачей. Но очень легкий ход. Да и дороги очень комфортные. Так что километров 15 до города и обратно совершенно не ощущаются. При этом велосипед, как средство передвижения, у них в приоритете. Даже перед пешеходом. Если ты на велосипеде – тебя все пропускают. Наблюдали такую картину: узкая двухполосная дорога, по которой едут три барышни на велосипедах. Лет по 18-20. Едут все в ряд, в расслабленном темпе, разговаривают. А за ними машина. И не обогнать их никак. Так и ехала следом достаточно долго, пока не нашлось место для обгона. А у барышень даже мысли не было, чтобы уступить дорогу, посторониться…

На воде движение, как и на суше, правостороннее. Но много каналов и везде шлюзование, так как достаточно большая береговая часть Голландии лежит ниже уровня моря и отделена от него дамбой. В одном месте мы проходили по акведуку, проложенному над автомобильной трассой. И все водные коммуникации построены таким образом, чтобы судоходство было удобно.

Амстердам

В Амстердаме я бывал и раньше. Как «сухопутный» турист. Однажды с однодневной экскурсией из Германии –много там таких экскурсий практикуется — нас привезли, что-то по пути рассказали, сделали обзорку по городу, дали свободное время и увезли. Второй раз был с семьей «дикарями», снимали гостиницу, арендовали машину… А здесь совершенно другие ощущения получил.

Амстердам стоит не на побережье. Подход к нему по каналу. Движение – как на Невском проспекте: огромные суда проходят, и баржи, и маленькие лодочки местных жителей, которые просто на прогулку вдвоем вышли, а моторочек очень мало… Вернее, мотор есть на любой яхте, но как только люди выходят за пределы причалов и каналов – сразу поднимают паруса.

Все основные происшествия, которые происходят на воде, в основном происходят при причаливании или при отходе. В Амстердаме очень много судов и мест для «парковок» не хватает, яхты становятся очень плотно друг к другу. Мы стояли прямо напротив вокзала, и нас так заставили лодками, что мы откровенно боялись не выбраться оттуда. Опыта, по сравнению с голландцами, конечно, маловато у нас. Они паркуются вообще не глядя, легко, четко. Раз-раз, канаты накинули, все, встали. А мы свою лодку выводили едва ли не вручную.

Амстердам вообще город очень энергичный, там постоянно какое-то бурление происходит, народ все время куда-то движется. Причем как днем, так и ночью. Мы прибыли примерно часа в 3 дня, прогулялись по центру. А после ужина отправились в ночной город. И это полный контраст, совершенно другой город и очень красивый.

Стиль жизни

Голландцы очень бережно относятся к своим городам. Все чисто, все аккуратно. Домики, как правило, небольшие. Заметили, что фасады некоторых старых зданий построены под наклоном. Мы предположили, что это было сделано еще в те времена, когда нечистоты выливались прямо из окон, чтобы не попасть в свое же окно этажом ниже.

Фактически всю жизнь голландцы проводят на море, на воде. Даже детские городки, которые нам встречались, стилизованы под корабли и выдержаны в морской тематике. Вдоль всех каналов — жилые баржи. Я так понимаю, они регистрируются как недвижимость. У них есть адреса, почтовые ящики. В свое время в Голландии, в Амстердаме, платился налог на фасад здания. Поэтому они там все такие маленькие и построены вплотную друг к другу. А вглубь дом может уходить метров на 10. Налог на «воду», точно не скажу, то ли его не было вовсе, толи был минимальный. И они стали приспосабливать баржи под жилье. Там есть какое-то отопление, удобства, и площадь достаточная для нескольких комнат. Видели даже баржу, на которой был устроен целый цветник.

82_043
dscf3042
dscf3054
dscf3061
dscf3089

В общем, эдакий приусадебный участок. Очень часто во время плавания встречались нам крупные лодочки, на которых они устраивают тим-билдинг, корпоративы, прогулки. На этих судах большие паруса и плоское дно (без килевые), соответственно устойчивость очень плохая. Поэтому придуманы специальные «крылышки» на бортах, которые при выходе в море опускаются в воду и выполняют функции киля. В Голландии созданы все условия, чтобы владельцы яхт не испытывали никаких затруднений. Во всех портах процентов 90 – голландцы. Еще около 10% — немцы. «Иностранцев» очень мало. Только в Амстердаме мы встретили еще одну русскую команду, правда, они шли на моторном катере.

Удивило, в каких странных местах молодежь из небольших городков предпочитает проводить вечера – в ангарах полу мастерских, полу кафе. Распивают там алкоголь, курят травку, слушают музыку, тут же стоят полуразобранные автомобили.

Основной продукт питания – рыба. Конечно, мясо тоже есть. Но рыбы очень много, разной, и готовят ее невероятно вкусно. И вдоль побережья ходит очень много рыболовецких сейнеров. Мы наблюдали, как они опускают специальные сети в море, вынимают их полные рыбы. Все это происходит буквально рядом.

Закон вежливости

Бывает, что места для «парковок» очень мало, и яхты швартуются одна к другой бортами. До пяти лодок в такой «связке» видели. То есть, чтобы с последней лодки выйти на берег, нужно через все ранее причаленные пройти. Это считается нормой. Если яхта вывешивает на противоположный от причала борт кранцы – это считается приглашением воспользоваться бортом для швартовки. Ну и если первой лодке нужно отчалить, то всем придется отшвартовываться.

Яхтсмены гораздо внимательнее друг к другу относятся, чем, к примеру, автомобилисты. В море вообще принято всегда приветствовать друг друга. Да и в марине принято предлагать помощь, скажем, в швартовке. Не факт, что твоим предложением воспользуются. Но ситуации разные бывают, особенно если экипаж маленький, возможно, эта помощь кому-то очень необходима. Но и в другой раз ты сам можешь смело рассчитывать на помощь и поддержку.

Что дальше?

В феврале планируем опять посетить Канары, поучаствовать в регате. Это тоже интересно. Да и вообще, есть желание пойти в более серьезное плавание, например, хотели бы через Гибралтар сходить. Но для этого нужно, чтобы отпуск был не меньше месяца. Физически, конечно, тяжело. Это нагрузка. Но морально – очень сильная разрядка. Плюс, масса самых положительных впечатлений.