Поделиться

текст: Наталья Ратникова

Игра – слово, известное каждому человеку с рождения. С незапамятных времён она возникла как форма обучения. Находки археологов свидетельствуют, что игры для древних людей, как и для современных, были неотъемлемой частью жизни. Конечно, тема немало изучена и немало написано об истории возникновения игр. Но люди по-прежнему любят играть, обожают, как кэрроловская Алиса, «представить себя королями и королевами» и забыть, что завтра надо идти в школу или на работу. И компьютерные игры, пожалуй, ничего нового в эту ситуацию не привнесли.

Какая разница, в сущности, во что именно играть и где? Играют нынче везде: дома, на работе, в автобусе, в очереди в магазине. Причём в большинстве случаев нет разницы на чём и как конкретно играть: телефоне, планшете, компьютере, ноутбуке, приставке. Игры помогают, отвлекая от насущных проблем. Они развлекают и радуют, но могут и покалечить жизнь, сделав игроком на крупные ставки. Ведь вряд ли захочется прекратить игру, если в виртуале ты бесстрашный супергерой, спасающий всё и вся — от принцесс до галактик. Игрок получает сверхвозможности, новые умения и навыки, которые помогают ему в прохождении сюжета, то есть хотя бы играя, он будет становиться лучше. Пускай даже только для самого себя. «Что наша жизнь? Игра!» — написал когда-то в лиретто к «Пиковой даме» М.Чайковский, а уже через несколько столетий все перевернулось с ног на голову, и уже игра становится жизнью.

Компьютерные игры появились не так давно, в 1947 году. И за прошедшие 66 лет эта индустрия успела не просто родиться из ничего и завоевать популярность, но и начала посягать на лавры куда более «раскрученной» индустрии кино, уже обогнав Голливуд по доходам. А начиналось все очень и очень скромно. Первой игрой, представленной миру, можно считать ракетный симулятор. Скорее он даже был предвестником компьютерных игр: аппарат не имел цифрового процессора, по виду напоминал радар времён Второй мировой войны, а для прицеливания на нем использовались экранные наложения. За следующие 15 лет, даже не смотря на стремительное совершенствование компьютерных технологий, появилось буквально 3-4 игры. Настоящим прорывом стала созданная в 1962 году Space War — впервые именно для этой игры был разработан игровой контроллер, и появился пусть и примитивный, но виртуальный мир.

Space War была предназначена для компьютера PDP-1, и, поскольку компания-производитель предлагала ее в качестве тестовой программы вместе с компьютером, Space War вскоре распространилась по всему миру. 1971-й год отмечен появлением первого аркадного автомата и первой игровой приставки. И тут понеслось! В 80-е существенно подешевели домашние компьютеры, а это дало новый толчок развитию игр. Со временем компьютеры стали мощнее, а игры реалистичнее, сложнее и увлекательнее.

Сегодняшние компьютерные игры весьма многогранны. Они включают в себя такие элементы, как театр, спорт, анимация, моделирование, программирование, кино. Жанровое разнообразие тоже поражает. Хотя для многих жителей Земли компьютерные игры вообще разделяются на две категории: пасьянсы и всё остальное. И в общем-то они не слишком далеки от истины. Если не углубляться в подробности, компьютерные игры можно разделить на 2 большие группы: от 1-го лица, где мы сами выступаем в роли главного героя, и от 3-го, где мы управляем происходящим со стороны. А уже эти 2 группы можно разделить на великое множество подгрупп, которые, в свою очередь тоже можно делить на более мелкие.

Кстати, в некоторых нюансах игромании нам помогли разобраться два геймера со стажем — Алексей Зверев и Мария Иванова.

У вас есть псевдоним для игр?

Алексей Зверев: Постоянного нет. Сейчас псевдонимы не играют особой роли, их пишут, чтоб хоть как-то назваться в игре. Иногда просто vbg пишу, просто чтоб ник был.
Мария Иванова: Да, есть Masha_Dominator98. Шучу конечно, Mary J.

Какую из разновидностей игр вы предпочитаете?

Алексей Зверев: Я играю с детства. У меня еще со Spectrum всё началось. Потом появились первые IBM, это 94-95 год примерно. Сейчас у меня нет одного предпочтительного жанра, играю во все. Ну, пожалуй, меньше всего в симуляторы.
Мария Иванова: Играю с 2000 года, как появился компьютер. Люблю RPG игры (прим.: ролевые игры) с глубоким сюжетом, пошаговые стратегии (TBS) и MOBA игры (прим.: многопользовательское онлайн сражение на арене).

Есть какая-то любимая игра?

Алексей Зверев: Нет. Я не могу играть постоянно во что-то одно. Появляется что-то новое, мне становится интересно, и я в это играю. Можно сказать, что это любимая игра на данный момент времени. Сейчас вспомнили старую игрушку – Terraria ( прим.: инди-игра в жанре Action-Adventure, основана на исследовании мира, изготовлении предметов, постройке и битве с различными существами), Payday 2 вышел недавно, это стрелялка. Вот в них сейчас в основном играю.
Мария Иванова: Серия Heroes of Might and Magic.

Что лучше: купить лицензионную игру или скачать бесплатно в интернете?

Алексей Зверев: Раньше думал, что скачать бесплатную, но теперь покупаю лицензионные. Повзрослел, наверное. Но не только. В них меньше проблем. Лицензии можно обновлять, а пиратка… не факт, что она пойдет, не факт, что там что-нибудь не глюкнутое. Бывает, что половину игры прошёл и застрял… Возможно взломали не до конца, либо файл битый. С озвучкой тоже проблемы. Я лучше нормальную игру на английском языке куплю и сам разберусь со словариком, чем в «гоблинском» переводе путаться.

Мария Иванова: Скажу честно, что качаю. Потому что уже разочаровалась во многих играх. Покупаю, когда точно уверена в продукте, и из-за желания поддержать производителя. Но это крайне редко.

То есть, можно язык выучить играя?

Алексей Зверев: У меня знание английского именно из-за игр, а не от учёбы в школе. Знаю на приличном уровне. Для игр по крайней мере.
Мария Иванова: Да, вполне. Я так и учила его, собственно.

Какие проблемы существуют у современных игр?

Алексей Зверев: Однообразие. Раньше даже если в игре была плохая графика, но она была новая, в ней было много новых идей. Сейчас переделывают много игр: берут старую, добавляют графики, возможно новую историю… а то и этого нет. Держит игра максимум неделю. Нет таких, которые бы надолго заинтересовали. Плохо конечно. Если игры похожи друг на друга, это не интересно.
Мария Иванова: Это самый сложный вопрос. Основная проблема в том, что игры стали очень казуальными, рассчитанными на получение денег самыми различными способами. Например, ты покупаешь игру, а тебе предлагают купить какой-то DLC к ней (прим.: дополнительно загружаемый контент), в которых содержатся новые ветки сюжета или новые персонажи. Мне вот очень не хочется приобретать такой заранее «обрубленный» продукт. Вторая проблема, это так называемое «кинцо». Сейчас, когда графика на высоте, часто геймплей является интерактивным кино, где тебе иногда нужно принять какое-то решение. По мне это неинтересно. И однообразие игрового рынка просто ужасно, это большая проблема.

Действительно, главная проблема большинства современных игр в том, что они примитивны, стереотипны и предсказуемы. Появление новых идей в компьютерных играх – это очень медленный процесс.

Одни создатели вообще не заинтересованы в новых идеях, их интересует лишь максимизирование прибыли. Другие боятся применять новинки: слишком большой риск вносится в продажи игр, от которых зависит дальнейшая судьба этих разработчиков. В больших играх традиционно используются проверенные временем приемы и технологии. По-настоящему что-то новенькое появляется в небольших играх от независимых разработчиков, в так называемых инди-играх. А вот работе по созданию правдоподобной виртуальной реальности сил уделяется не меньше, чем созданию Искусственного Интеллекта. Впрочем, второе в будущем просто не сможет пройти мимо компьютерных игр.

Алексей Зверев: Сейчас создают специальные платформы, по типу Х-box, для более сложных игр. Создатели техники пытаются еще более улучшить графику.

Как показывает практика последних лет, именно они, эти пресловутые игры, подталкивают производителей процессоров к инновационным разработкам. Качество игр постоянно совершенствуется, и сухая статистика говорит, что 2/3 пользователей персональных компьютеров делают модернизацию домашнего «железа» исключительно с целью улучшения игровых характеристик.

Мария Иванова: Все, что сейчас используется в создании игр, используется в модуляции различных процессов, каких-то природных явлений: циклонов, течений, цунами.

Как вы относитесь к симуляторам? Могут ли они чему-то научить?

Алексей Зверев: Если это бизнес симулятор, то, наверное, может в экономических вопросах чему-то научить. В армии, к примеру, учат управлять танками или ориентироваться на местности, в автошколах – управлять автомобилем и не пугаться, попадая на реальную дорогу. Сейчас популярны по обучению вождению поезда и самолёта. Это реальные симуляторы, на которых обучаешься принципам работы. Сейчас много игр делают даже для детей, они обучают алфавиту, цифрам, цветам…

Мария Иванова: Они на самом деле могут во многом помочь. Даже вождению, например. Покупается нужная гарнитура (руль, педали), а дальше — обучение. Есть в игровой форме, а есть полноценные симуляторы, которые продуманны как раз для сдачи экзаменов на водительские права. Ну и помимо симуляторов некоторые игры заставляют думать, те же стратегии. А ММО и МОВА игры учат действовать в команде и предугадывать чьи-то действия.

Как правило, первый в жизни компьютер своим детям родители покупают как раз в надежде на то, что чудо техники поможет чаду в обучении. Потом невзначай появляются игры. И, кстати, научные тесты подтверждают, что зрительный центр мозга игроков быстрее обрабатывает зрительно полученные данные. По сравнению с обычными людьми игроки запоминают и воспроизводят намного больший объем данных. Правда, это лишь кратковременная память. А вот возникновение психологической зависимости куда более долгоиграющий фактор. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, подростки начинают жить в игре, все дальше уходя от реальности, теряя навыки общения. Психологи заметили, что в виртуальную реальность охотнее погружаются дети, имеющие проблемы в реальной жизни.

Уход в виртуал присущ людям с тонкой ранимой психикой. И если в жизни чтобы достичь чего-то, надо трудиться, в игре достаточно всего лишь расторопно нажимать кнопки. Виртуальные противники не спорят, не просмеивают, ничего не требуют. И на всякий случай в запасе есть несколько жизней, и можно сохраниться. Правда, в онлайн-играх с реальными соперниками навыки общения понадобятся в полном объеме. Здесь все так же, как и в реале.

Компьютерные игры – это развлечение или привычка?

Алексей Зверев: Уход от реальности. Иногда что-то на работе разозлит, приходишь домой, включаешь стрелялку, и через время все — успокоился.
Мария Иванова: И то, и другое. Для меня это один из способов отдыха, если не находится другого на данный момент.

Можно сравнить игры с алкоголем, к примеру?

Алексей Зверев: Только эффектом расслабления, наверное. Много пишут об агрессии после игр, но я считаю, что дело в самом человеке. Возможно, в скором времени ограничение придётся ставить или справку от врача выдавать, можно ли конкретному человеку играть в данную игру или нет.

Мария Иванова: Да, можно. В критических, правда, случаях, но можно.

Как вы думаете, зависимости от игр — миф или реальность?

Алексей Зверев: По-разному, всё зависит от психики человека. У меня нет, для меня игра – способ снять напряжение, как кино посмотреть или книжку почитать. В последнее время из-за работы мало играю. Я могу и сутки играть, а могу и не играть долго. Иногда к друг другу в гости через скайп ходим, когда лень из дома выходить. Играем и параллельно разговариваем по скайпу.

Мария Иванова: Зависимость существует, однозначно. Но я не страдаю вообще. Могу не играть месяцами, если того требует время.

Были ли у вас истории дружбы с теми, с кем вы играли в сети?

Алексей Зверев: Да. Это Ваня. Когда-то давно, когда не был так распространен интернет, существовал пиратский сервер, на котором буквально человек 10 из Выборга играло. Тогда всем не хотелось лицензию покупать, потому что не знали еще, что за игра — Warcraft. Там мы познакомились, играли вместе, с тех пор дружим.
Мария Иванова: Да, у меня много друзей, с которыми я познакомилась в игре. И мы поддерживаем связь даже не играя. Как и наоборот, в играх я провожу время с моими знакомыми и молодым человеком.

А истории любви благодаря играм были?

Алексей Зверев: Часто встречается, что играют пары, но чтоб пары складывались в игре, я не слышал.
Мария Иванова: Да, знаю парочку. Моя знакомая, Юля, со своим молодым человеком познакомилась в ММО игре (Лайнэйдж), потом они встречались на сходках, а потом и жить вместе стали. Еще есть несколько киберспортивных пар, которые познакомились тоже в игре, впечатлившись скиллом (навык, мастерство, умение в DOTA, Star Craft). И теперь это такие спортивно-творческие союзы. Самая известная пара — это Денди (игрок в доту команды Na’Vi) и его девушка, которая теперь капитан женской команды Na’Vi (раньше играла в Owned.by).

Есть ли у игроков кодекс чести? Правила?

Алексей Зверев: Нет, в последнее время нет. Конечно, если играешь в командную игру, то есть некие согласования между игроками. Например, когда приходишь из любопытства, присоединяешься к какой-то гильдии или клану. Если тебе там нравится, принимаешь их правила. У некоторых платишь налоги организаторам, а они разрешают пользоваться своими услугами, всё как в жизни.

Мария Иванова: У взрослых игроков он есть, основанный на понимании того, что не стоит портить игру друг другу. Правила встречаются в каких-то гильдиях в ММО-играх, но о них я много рассказать не смогу, мне этот жанр неинтересен.

Можно ли заработать на играх? Каким образом?

Алексей Зверев: Да. В онлайн играх, например, игрок добывает руду и продаёт её, а эти игровые деньги можно потом обменять на настоящие. Бывает, какие-то эксклюзивные вещи продают. Производители игры в своём магазине продают вещь, кто-то её покупает, потом перепродаёт. Сам никогда не зарабатывал, для этого надо времени много. Но я знаю человека, который играл и зарабатывал 40 000 в неделю.

Мария Иванова: Можно, способов много. В основном прибыль идет от ММО персонажей, которые меняют внешний вид, и самый распространенные вид заработка в таких играх-прокачка чар до определенного уровня. То есть платят за твое потраченное время. Есть еще турниры по MOBA играм, тоже оплачиваемые. У меня с турниров по MOBA есть дорогие игровые девайсы — клавиатура и мышь.

Надо сказать, что в разных странах мира к компьютерным играм относятся по-разному. В США компьютерные и видео игры признаются новой формой искусства. Начиная с 2012 года индустрия игр финансируется государством на равных с киноиндустрией. В Корее компьютерные игры – гордость и достояние государства. Существует даже кубок Президента по компьютерным играм, а лучшие геймеры популярны так же, как звезды музыки и кино.

В Германии компьютерные игры также признаны искусством. WarCraft, Stalker, Call of Duty и Monkey Island считаются художественным достоянием, а их разработчики входят в состав Немецкого совета по вопросам культуры. В России же к играм однозначного отношения нет. Ведь, с одной стороны, они могут научить многим полезным вещам, а с другой стороны – подтолкнуть к десоциализации, а вернее даже сказать, вытолкнуть из жизни. Но мир уже нельзя представить без компьютерных игр. И, наверное, каждому нужно решать самому где, сколько и во что играть или же не играть совсем.