1

Кто такая Наталья Гончарова?

Наталья Гончарова — русская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов XX века.

Родилась 3 июля 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Принадлежала к старинному дворянскому роду Гончаровых, приходилась двоюродной правнучкой жене Александра Сергеевича Пушкина.

2

Образование

В Москве Наталья Гончарова поступила в женскую гимназию, которую окончила в 1898 году с серебряной медалью. Несмотря на склонности к рисованию, в юности Гончарова не задумывалась всерьез о том, чтобы стать художницей — ее больше привлекала скульптура.

В 1900 году поступила на медицинские курсы, но бросила их через три дня. В том же году в течение полугода училась на историческом факультете Высших женских курсов. Тогда же стала сильно интересоваться искусством и через год поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс скульптуры Волнухина и Трубецкого.

В 1904 году она получила малую серебряную медаль за свои работы, но вскоре оставила учёбу.

3

Замужество и творческие начала

Во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Гончарова познакомилась со своим будущим мужем — живописцем Михаилом Ларионовым. Встреча с ним изменила жизнь и намерения девушки: она начинает много писать и искать свой стиль. Именно Ларионов посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он.

В 1904 году Гончарова возвращается к учёбе, но переходит в студию живописи к Константину Коровину. Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Однако, скульптуру девушка не забросила и в 1907 году получила ещё одну медаль.

В 1909 году Наталья окончательно решает оставить учёбу. Она прекращает вносить оплату за обучение, и её отчисляют из училища.

Гончарова пробует себя во многих направлениях живописи: кубизме («Портрет М. Ларионова», 1913) и примитивизме («Мытьё холста», 1910).

В это время художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа. Гончарова возвращается к декоративно-прикладному искусству: пишет рисунки для обоев, оформляет дома.

Репродукция картины Натальи Гончаровой «Мытьё холста». 1910 год. Фото: «РИА Новости»

4

Выставочная пора Гончаровой

24 марта 1910 года в помещении литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики Гончарова организует свою первую выставку, на которой было представлено 22 картины. Выставка продолжалась лишь один день: из-за откровенной картины «Натурщица (на синем фоне)» Гончарову обвинили в порнографии, после чего несколько ее работ были конфискованы. Однако суд встал на сторону художницы.

В 1911 году она вместе с Ларионовым организует выставку «Бубновый валет», в 1912 — «Ослиный хвост». Далее — «Мишени», «№ 4». Художница входила в мюнхенское общество «Синий всадник». Гончарова активно поддерживала многочисленные акции и начинания того времени.

В 1912 году на знаменитой выставке «Ослиный хвост» Наталья Гончарова выставляла цикл из 4 картин «Евангелисты». Эта работа вызвала ярость у цензоров своим нетривиальным изображением святых.

В 1914 году состоялась большая персональная выставка работ Гончаровой, было выставлено 762 полотна. Но также не обошлось без скандала: были сняты 22 работы, после этого цензоры обратились в суд, обвинив Гончарову в кощунстве.

В 1915 году состоялась последняя выставка работ Гончаровой в России. В июне Дягилев приглашает Гончарову и Ларионова для постоянной работы в его «Русских сезонах», они покидают Россию и отправляются в эмиграцию.

Наталья Гончарова. Павлин под ярким солнцем, 1911 Фото: Commons.wikimedia.org

5

Славные годы эмиграции

Гончарова и Ларионов приехали во Францию, где супруги остались до конца жизни. Вернуться в Россию им помешала революция.

Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.

Гончарова очень много работала в Париже, её циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом живописце. Марина Цветаева писала: «Как работает Наталья Гончарова? Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, всё. Все темы, все размеры, все способы осуществления (масло, акварель, темпера, пастель, карандаш, цветные карандаши, уголь — что ещё?), все области живописи, за всё берётся и каждый раз даёт. Такое же явление живописи, как явление природы».

6

Последние десятилетия

В пятидесятые годы Наталья Сергеевна писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла».

В шестидесятые годы произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. В 1961 году в Лондоне Советом искусств Великобритании была организована крупная ретроспектива работ Ларионова и Гончаровой.

Наталья Гончарова скончалась в Париже 17 октября 1962 года. Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен.

После её смерти Музей современного искусства в Париже посвятил ей и Ларионову крупную ретроспективу.

По материалам «Аргументы и Факты»