«Ты должен знать, что есть место куда ты можешь вернуться» — интервью Сусанны Альпериной

Поделиться

В Выборге проходит фестиваль «Окно в Европу». В среду, 15 августа, в 12:15, в кинотеатре «Выборг Палас» будет представлен фильм «INTO_нация Большой Одессы» режиссера Александра Бруньковского. Продюсер фильма, журналист и писатель Сусанна Альперина рассказала редакции Ivbg.ru о фильме, и чем именно он будет интересен жителям Выборга.

— Расскажите, пожалуйста, о чем фильм, который вы привезли на фестиваль?

— Мы делали фильм, который касается всех людей изменивших свое место жительства и уехавших в другие города. Вообще сейчас время мигрантов, большое количество людей мигрирует по всему земному шару, оставляя свои родные места. Поскольку и я, и режиссер фильма Александр Бруньковский, родились в Одессе, а потом уехали в Москву, где уже живем довольно долго, мы оба фактически эммигранты.

Мы снимали фильм на хорошо знакомом материале — о нашем родном городе. И на примере Одессы и одесситов рассказали о тех людях, которые покинули свою родину, о том, могут ли они вернуться, а, если нет, то что их останавливает. Как говорит один из героев нашего фильма, известный журналист Виктор Лошак, «Ты должен знать, что есть место, куда можно вернуться. Ты никогда туда не вернешься, но должен знать, что такое место есть».

Наш фильм в Выборге участвует в конкурсе копродукции «Окно в мир», потому что он снят в редком сейчас сотрудничестве России и Украины. По нынешним временам таких фильмов почти нет. Мы снимали одесситов, которые разъехались по всему миру в восьми странах: Германии, Израиле, Украине, России, Австрии, Франции, Италии и Греции.

— В списке героев Вашего фильма 36 человек, многие из них известные личности. Почему именно они?

— У нас действительно снималось много медийных лиц, потому что Одесса – город уникальный. Он с одной стороны был создан как прибежище людей разных национальностей, что дает совершенно необычный замес характера — в этом месте рождаются таланты, которые потом проявляют себя в разных местах. Город очень хорош, и все его любят — как те, кто там живет, так и другие — кто туда приезжает. В нем чувствуют себя свободно, раскрепощаются духом. Но, тем не менее, из Одессы люди постоянно уезжают. Этот феномен мы и пытались исследовать в картине.

У Михаила Жванецкого есть миниатюра, в которой он говорит о том, что Одессу нужно окончить, как как институт, затем поступить в Петербург «окончить» его, потом переехать в Москву, а оттуда, может быть, и дальше. Вот так и наши герои. Они «окончили» Одессу, и уехали, каждый по своим причинам. Это парадокс, что теплый солнечный город, который не зря называют «Одесса-мама», тем не менее, покидают.

Герои нашего фильма «INTO_нация большой Одессы», например, авторы и актеры театра «Квартет И» — Леонид Барац и Ростислав Хаит, которых я знаю с детства. Они также давно переехали из Одессы в Москву.

Актриса Оксана Фандера — мы снимали ее в Одессе — единственную — хотя она, как и другие герои фильма покинула свой родной город. У нас в довольно необычном для себя качестве снялся Михаил Жванецкий. Я не буду раскрывать как именно, пусть зритель сам увидит. Снялся в картине и Михаил Левитин — режиссер московского театра «Эрмитаж», тоже одессит. Он — мыслитель — дает философскую основу картине, объясняя, почему многие одесситы оставляют свой город, его точка зрения интересна. Среди героев нашего фильма — кинорежиссер Валерий Тодоровский: его присутствие небольшое, но красноречивое.

За те пять лет, что велась работали над фильмом, мы отсняли 48 часов материала. Много представителей старшего поколения, но мы старались найти и молодых одесситов в разных городах мира. Так, главные герои картины — семья Анатолий Контуш и его сын — Михаил. Папа — известный в прошлом КВНщик, а нынче — врач и ученый — уехал из Одессы и живет в Париже. А сын некоторое время прожил в Европе и вернулся в Одессу. Это очень редкий случай.

— Фильм «INTO_нация большой Одессы» в большей степени художественный или документальный?

— Это документальный фильм. Но наш режиссер Александр Бруньковский — художник по первому образованию, и наши операторы (одна из них — Ирина Уральская также представляет с нами в Выборге картину) в какой-то степени тоже художники. Именно поэтому фильм очень красиво снят. Поэтому у нас некоторые кадры, как ожившая живопись, и несколько картин режиссера также вошли в фильм. Так что в этом плане можно сказать, что фильм — художественный.

Картина «Ковчег одесситов» режиссера Александра Бруньковского

— Не было ли такого, что кто-то отказывался сниматься?

— Актриса Оксана Фандера отказывалась от съемок два года. Для нее разговор об Одессе был очень болезненной темой — мне так кажется. Но мы нашли к ней подход. Заручились поддержкой друзей, которым она не могла отказать. В итоге фильм ей понравился.

— А как вы искали героев фильма?

— Наш город — единственный, где существует такая организация, как Всемирный Клуб Одесситов. Любой одессит, как житель города, так и гость, может зайти в Клуб или написать туда и получить любую помощь. Почти каждый день там проходят интересные и значимые мероприятия, которые имеют для Одессы большое значение.

Президент клуба – Михаил Жванецкий. Мне посчастливилось быть директором московского отделения Всемирного Клуба Одесситов. Филиалы есть по всему миру. Так что именно Клуб помогали нам искать героев. Вице-президент клуба, известный журналист Евгений Голубовский, многих нам посоветовал.

Во время съемок у нас было очень много предложений, кого именно снимать. И нам пришлось выработать внутренние правила, по которым мы отбирали героев фильма. Не буду раскрывать секрет, какие именно. Наш режиссер Александр Бруньковский выполнил очень большую работу, в том смысле, что уместить 36 человек в один фильм длинной один час сорок пять минут практически нереально.

— В фильме больше светлой грусти, или все-таки боли и тоски уехавших людей?

— В этом фильме больше светлой грусти. Хотя я, как продюсер, хотела, чтобы было больше боли. Мы будем делать вторую часть. Снимать так называемый «дальний круг» — одесситов в США, Австралии, Азии и так далее. Попытаемся показать, что чувствуют эти люди, потому что просто так никто никуда не уезжал. У одесситов есть замечательное качество, они борются с болью с помощью чувства юмора, которое приходит им на помощь в любой ситуации. Город многое пережил, и одесситы выработали юмор, как средство преодоления препятствий и разногласий. В том числе юмор действовал и как «болеутоляющее».

— Как вы думаете, город делает людей, или люди делают город?

— Считаю, что они дополняют друг друга. И я категорически не согласна с людьми, которые говорят, что, мол, Одесса уже не та. Для меня она всегда «та», в любые времена. Потому что всегда остаются люди, которые несут в себе одесские традиции. Думаю, что город влияет на людей, которые в нем живут. Все: от улиц — до моря формирует привычки поведения.

— Какова сверхзадача Вашего фильма?

— Исследовать природу людей, которые вынуждены оставлять свои места и пускать свои корни на чужой земле. Слоган нашего фильма – слова философа Платона «Узнай свои корни». Чтобы люди знали, от чего они отрываются и где «прорастают».

— Почему фильм «INTO_нация большой Одессы» надо смотреть выборжанам?

— Одесса — город-порт, и Выборг — также. Думаю, что жителям Выборга всегда интересно, что творится в море. Наш фильм о Черном море, а здесь — Балтийское. Мы даже придумали такую вещь, как флешмоб в тельняшках на премьере в Выборге. Мы привезли с собой тельняшки, на которых красуется известная одесская фраза:«Нас мало, но мы в тельняшках». Для Выборга мы ее переиначили в «Нас много, но мы в тельняшках». Мы с режиссером Александром Бруньковским и оператором Ириной Уральской выйдем представлять фильм в тельняшках. И, если те зрители, которые придут на премьеру, также наденут тельняшки — это будет круто. Если нет, то мы все равно всем рады.

Партнером фестиваля «Окно в Европу» в 2018 году стал финский строительный концерн SRV. В Выборге SRV является застройщиком одного из самых красивых в России жилого комплекса «Малая Финляндия».