День в истории. В Выборге состоялось открытие Сайменского канала

Поделиться

Ровно 160 лет назад в честь коронации императора Александра II был открыт Сайменский канал, который соединил озеро Сайма и Финский залив в районе Выборга.

Источник: http://www.stena.ee/blog/russkaya-finlyandiya-v-staryh-foto

Торжественное открытие Сайменского канала — судоходного канала, соединяющего озеро Сайма в Финляндии с Финским заливом — состоялось в Выборге 7 сентября 1856 г., в день коронации императора Александра II.

Источник: http://www.stena.ee/blog/russkaya-finlyandiya-v-staryh-foto

Попытки создания канала между самой крупной озёрной системой Финляндии и Финским заливом предпринимались ещё в XVI в., но только в XIX столетии, во времена Николая I и Александра II, политические и экономические условия стали благоприятными для реализации грандиозного проекта.

Источник: http://www.stena.ee/blog/russkaya-finlyandiya-v-staryh-foto

Строительство канала шло с мая 1845 г. по 1856 г. В строительстве главным образом участвовали шведские специалисты, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте.

На Сайменском канале. http://www.stena.ee/external?url=http://fotki.yandex.ru/users/humus777/view/697760/

Общая протяжённость канала составила 58 км от с. Лауритсала до мыса Лавола; имелось 28 шлюзовых камер (7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных шлюзов).

Фото: Сайменский канал (Финляндия), 2013 г. http://www.prlib.ru/events/Pages/Item.aspx?itemid=535

Значение Сайменского канала было важным для Финляндского княжества, которое в то время находилось в составе Российской Империи. Население Саволакса и Карелии освободилось от зависимости от отдалённых гаваней северной части Ботнического залива и Ладоги. В самые оживлённые сезоны навигаций по каналу проходило до 27 рейсовых пассажирских пароходов в день из Санкт-Петербурга и Выборга в города Финляндии, осуществлялись перевозки грузов (в основном леса и пиломатериалов, зерна).

Источник: http://www.stena.ee/blog/russkaya-finlyandiya-v-staryh-foto

В 1920-х гг. началась первая реконструкция Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, и количество шлюзов сокращено. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать. Реконструкция канала не была закончена из-за начавшейся в 1939 г. советско-финляндской войны, после которой Сайменский канал оказался разделён на две части советско-финляндской границей.

Источник: http://amsmolich.livejournal.com/227269.html

В 1962 г. был подписан, а в 1963 г. ратифицирован договор, по которому в аренду Финляндии передавалась советская часть Сайменского канала с идущей вдоль него дорогой и остров Малый Высоцкий в Выборгском заливе, который должен был использоваться в качестве перевалочного порта. После заключения договора об аренде, канал был вновь реконструирован. Вместо старых 14 шлюзов были построены 8 современных шлюзов большего размера. Большинство новых шлюзов было построено рядом со старыми, некоторые из которых используются в качестве водосливных каналов.

На финской стороне канала в двух местах сохранились гранитные плиты с именами российских императоров, благодаря которым был построен этот канал; имена и титулы на плитах выбиты золотом на финском и русском языках.

На сегодняшний день общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км — на территории Финляндии, 19,6 км — на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км — на территории России. Канал доступен для прохода речных, озёрных и морских судов. Движение судов осуществляется круглосуточно. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по договоренности Уполномоченных по каналу в зависимости от ледовых условий и в среднем составляет 275 дней (9 месяцев).

Источник: Президентская библиотека.