1

Что случилось?

В России с 10 июля вступили в силу новые правила регистрации автомобилей. Теперь граждане могут ставить на учет машины с нечитаемыми из-за коррозии номерами на раме или кузове. Правда, для этого нужно будет пройти экспертизу у криминалиста, которая может занять несколько недель. Кроме того, введена возможность упрощенной регистрации машины — через портал госуслуг. Подробнее о нововведениях — в нашем материале.

2

Нечитаемые номера

Часто бывает, что идентификационные номера на раме или кузове ржавеют, из-за чего прочитать их просто невозможно. По словам заместителя начальника управления надзорной деятельности ГИБДД РФ Романа Мишурова, до сих пор нормативно не было закреплено, что автомобиль с проржавевшим или сгнившим номером можно в принципе поставить на учет, в результате автовладельцы не могут пользоваться такой машиной.

Благодаря нововведению в законе этот недочет исправлен в пользу водителей: автомобиль с нечитаемыми номерами должен пройти экспертизу у криминалиста, который выявит отсутствие признаков подделки номера и кражи автомобиля, после чего машина без проблем регистрируется. На практике необходимые документы, включая заключение криминалистов, реально получить и за 2-3 недели. Напомним, что по правилам при смене собственника машины на ее регистрацию отводится десять дней: после этого управление таким автомобилем наказывается штрафом 800 руб.

3

Зарегистрировать машину за час?

Еще одно изменение также направлено на упрощение регистрации.

До сих пор независимо от того, по записи или в режиме живой очереди автовладелец обращается в ГИБДД, он сначала должен сдать документы и получить направление на площадку для осмотра автомобиля. Теперь, если водитель записался через портал госуслуг, он может сразу направиться на площадку, а потом идти в ГИБДД, чтобы сдать документы и получить номера. По нормативам при отсутствии проблем с машиной зарегистрировать ее можно за один час.

4

Специальная процедура после ДТП

Еще одно нововведение — специальная процедура прекращения регистрации для случаев, когда машина разбита в ДТП, автовладелец получил возмещение от страховой и хочет передать компании права на автомобиль. При этом, если автомобиль был разбит полностью, факт фиксируется в базе данных, что делает невозможным его восстановление и регистрацию в дальнейшем, поясняют в ГИБДД: этой лазейкой ранее пользовались злоумышленники, скупая разбитые машины у страховщиков.

5

Для кого это хорошо, а для кого плохо?

Юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева отметила, что новая норма про измененную маркировку особенно важна «для владельцев, у которых автомобиль после ремонта». «У некоторых автомобилей идентификационные данные наносятся на разные части кузова при ремонте даже в дилерских центрах, позже у собственника появляются проблемы с постановкой на учет», — поясняет она.

Бывший начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы ГИБДД России Борис Ионов, напротив, считает: формулировки документа, по сути, развязывают руки злоумышленникам, которым станет проще регистрировать угнанные автомобили. По его данным, ежегодно в России проводится около 50 тыс. регистрационных действий c автомобилями с измененными номерами. «Волну регистраций угнанного транспорта, я думаю, можно ожидать через три-четыре месяца,— предполагает он.— Сейчас каждая четвертая украденная машина всплывает в том или ином виде при попытках поставить ее на учет». По мнению господина Ионова, необходимо вводить так называемую полицейскую маркировку, когда машина с ржавым номером проходит экспертизу у криминалиста только один раз: сейчас это приходится делать, по сути, каждому новому владельцу.