Нужны ли российским школьникам астрономия и робототехника? Отвечают дети, родители и учителя

Поделиться

С 2017 года во многих школах России ожидаются новации, связанные с непосредственным изменением школьной программы, а также коррекцией заключительных и промежуточных экзаменов.

На Всероссийском родительском собрании, проведённом 30 августа 2017 года, поднималось множество тем, от проблем в коррекционных школах до возвращения медицинских кабинетов. Уделили внимание и внедрению новых школьных предметов.

Участники собрания обратили внимание на возвращение в школьную программу исключенной из неё в 1991 году астрономии. Вопрос на эту тему задали прямо из космоса:

Сергей Рязанский. Кадр из онлайн-трансляции Всероссийского родительского собрания 2017
«С нового учебного года школьники будут изучать астрономию. Я, как человек тесно связанный с космосом, считаю, что это одна из самых интересных наук. И мне, как родителю, важно узнать: что поможет сделать уроки астрономии в российских школах увлекательными, полезными и мотивационными для школьников, чтобы изучать эту науку?», — вопрос прозвучал прямо с МКС от лётчика-космонавта, сопредседателя Российского движения школьников Сергея Рязанского

Министр образования и науки России Ольга Васильева в ответ вспомнила, как проходила организация экскурсии для 80 детей, принимавших участие в большой олимпиаде от Роскосмоса. 

«Естественно, я полетела вместе с ними на Байконкур – это, на самом деле, потрясающее зрелище. И вот тогда Сергей сказал, что они делают проект «Уроки из космоса».

Ольга Васильева отметила, что когда пришла в министерство, то для неё было откровением то, что страна, когда-то первой полетевшая в космос, почему-то отказалась от предмета «астрономия».

«У ребёнка должен быть очень большой охват горизонта, ведь это та самая среда, в которой он растет. И, конечно, без звёзд и без неба нельзя. Потому что нужно давать детям горизонт и звёздное небо. Нельзя крылья обрубать», – добавила министр.
Фото: Intaldom

Мнения учителей, родителей и учащихся по поводу появления новых «старых» предметов в программе школьного образования серьёзно отличаются.

К примеру, к включению астрономии в 10-11 классы в 2017 году директор Выборгской гимназии Марина Петрова отнеслась положительно. По её словам, раньше астрономия детям очень нравилась и многие выбирали этот предмет на сдачу экзамена.

«Мнение родителей мы ещё не знаем, потому что это будет вводиться в 10 классе только через полгода, но я не думаю, что они будут против. Потому что это очень интересный предмет и детям это должно понравиться», — добавила Марина Витальевна.

А вот учительница одной из Выборгских школ, пожелавшая остаться анонимной, высказалась отрицательно, отметив, что в настоящее время и так уже имеется масса проблем, которые решаться в ближайшее время, похоже, не планируют:

«Вводят второй иностранный язык. Дети и с одним-то справиться не могут, а им второй… Вводят астрономию. Зачем? Министр говорит о том, что в стране, первой запустившей человека в космос, дети не знают астрономии, так, простите, в стране, где много морей и рек, дети не умеют плавать, практически поголовно! Это же не заставляет обеспечить всем детям уроки физкультуры в бассейне? Каждый ввод нового предмета ведёт за собой сокращение других. Может быть, надо остановить вливание новых предметов и задуматься, почему дети не читают, не знают свой родной язык, говорят и пишут безграмотно, не имеют никакого кругозора, не владеют основами культуры, какой бы то ни было, не интересуются театрами, музеями, выставками… Может быть, надо подумать о том, что ответственность за детей должны нести, в первую очередь, их родители? А сейчас у нас за всё отвечает школа. Даже за то, что ученик в 9 часов вечера попал в полицию… Где родители?»

Некоторые из родителей тоже высказались «против», поскольку считают, что такие предметы в жизни не пригодятся, в отличие от иных общеобразовательных предметов, таких как математика, физика или химия или того же ОБЖ:

«Лично я, как родитель, против астрономии. Считаю, что она ни к чему и это не важный предмет, который действительно нужен ребенку. И сдавать по нему ЕГЭ или какие-то ещё экзамены – это бред. Те, кто хотят быть связанным с данной областью, в любом случае будут изучать её более углублённо, посещать какие-то курсы и прочее. Это моё личное мнение», — рассказала одна из мам учащегося средних классов.

Одна из выпускниц 14-ой школы шутливо ответила, что если предмет войдёт в программу, то она точно «психанёт и на кого-нибудь наорёт», поскольку нагрузка на старшие классы и так весьма тяжёлая. Хотя, как известно, в каждой шутке…

Кстати, ivbg.ru писал ранее, что в экзамен по физике уже включёны несколько базовых заданий по астрофизике.

Последние несколько лет в школах постоянно что-то меняется, вводятся — или планируют это сделать — новые предметы и факультативы. 

Фото: Kozichev

К примеру, введённый в 2012-ом году предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), вызвавший в своё время целую бурю обсуждений. С одной стороны, в настоящее время большинство относится к ОРКСЭ спокойно и адекватно. С другой стороны, вполне может статься, что всё это зависит от конкретной школы и конкретных преподавателей.

«У нас этот предмет был недолго и в начальных классах, родители восприняли адекватно. Никаких распрей на тему «как это так, мой ребенок мусульманин, а ему преподают православие» не было. Чисто как история изучения религий всех национальностей», — поделилась мама семиклассника, входящая в родительский комитет одной из школ Выборга.

Марина Петрова, директор Выборгской гимназии:

«ОРКСЭ у нас ведётся в 1-4 классе. На выбор родителей предлагается два варианта – это православие и курс светской этики. Обычно выбирают 50/50, относятся к этому спокойно».
«Есть предмет ОРКСЭ, на нём могут изучать религии разных стран, основную религию нашей страны или светскую этику. И если раньше не было столь твёрдой неофициальной позиции, что вести нужно именно разговор о религии в России и почти все классы выбирали светскую этику, то теперь это совсем не так. Религия насаждается в школе. Это моё мнение», — сообщил один из учителей, пожелавший остаться неизвестным.
Фото: lenobl.ru

Помимо общих предметов в школах также планируют вводить больше факультативов и нововведений. Например, в 2017-2018 году должны появиться такие предметы, как «робототехника» и «шахматы». А в ближайшем будущем Министерство образования планирует организовать в школах не менее пяти кружков и секций, позволяющих предоставить детям больше возможностей для творческого, спортивного, музыкального и иного развития.

«Ещё у нас вводятся «шахматы» в начальной школе. Я считаю, это очень полезный предмет, развивающий логическое мышление. Также введётся «робототехника», но пока как кружок – необходимое оборудование мы уже приобрели, а закупка учебников ожидается в октябре, поскольку сама техника рассчитана на разные учебники», — поделилась Марина Витальевна Петрова, директор Выборгской гимназии.

Конечно же, сколько людей, столько и мнений. Тем более, нововведения только-только вступают в жизнь и ещё должны будут показать себя в действии. А пока что нам остаётся только ждать, наблюдать и делать соответствующие выводы.

Ну, подождём.