Российская 14-летняя фигуристка заявила, что к Олимпиаде сделает невероятный пятерной прыжок

Поделиться

Фигуристки из группы легендарной Этери Тутберидзе буквально взрывают мир исполнением сложнейших четверных прыжков, с которыми справляются далеко не все мужчины. Не каждый олимпиец может похвастаться четверным лутцем в своём арсенале, в то время как 14-летняя Александра Трусова уже начала исполнять его на соревнованиях

«Невский спорт» пишет, что Александра сенсационно заявила, что если к следующей Олимпиаде её соперницы разучат четверные, то ей придётся прыгнуть пятерной.

Конечно, подобные обещания кажутся чем-то запредельным и невозможным, но и четверные прыжки в женском катании до недавних времён считались фантастикой. Чтобы сделать многооборотный прыжок, спортсмену нужно сбалансировать два параметра — высоту самого прыжка и скорость крутки. То есть, надо либо прыгать очень высоко, либо очень быстро крутиться. А в идеале — поймать такой ритм, при котором получится это оптимально совместить. Но та же Трусова признаётся, что у неё возникают проблемы со скоростью крутки — она вращается в воздухе недостаточно быстро, поэтому штурмует четверные за счёт высоты прыжка.

Чтобы решиться на пятерной, спортсмену нужны не только отменные технические данные, но и настоящая спортивная смелость — травмоопасность такого элемента будет выше, чем у всех остальных в фигурном катании. И дело не только в ушибах после падений — на этот счёт предусмотрена специальная тренировочная экипировка — но и в опасности приземления. Олимпийский чемпион Юдзуру Ханю пропустил половину прошлого сезона, получив перелом после падения с четверного лутца, а американец Алексей Красножон растянул связки, неудачно приземлив сальхов на юниорском чемпионате мира.

Даже если спортсменам удастся избежать травм такого рода, пятерной прыжок будет давать колоссальную нагрузку на спину. Уже сейчас тренер Тутберидзе говорит о том, что Трусовой остаётся лишь молиться, чтобы здоровье позволило ей кататься до следующей Олимпиады — с такими нагрузками олимпийский цикл превращается в огромный и не всегда реальный для фигуриста срок.

Может подвести и спортивный инвентарь, не рассчитанный на выполнение таких элементов. Сломанные коньки — довольно частое явление в фигурном катании: даже относительно новые ботинки не всегда выдерживают давление, которое создаётся при приземлении прыжка. Прочности лезвий также придётся уделять отдельное внимание — в прошлом году японец Такахико Кодзука запатентовал специальные лезвия для четверных, выполненные из наиболее прочных материалов — обычные быстро трескаются и гнутся, если фигурист часто прыгает сложные прыжки.

Если учесть всё вышеперечисленное и представить, что кто-то всё же начал делать пятерные прыжки, то можно с большой долей уверенности сказать: это будут очень юные спортсмены, а скорее — спортсменки. И прыгать пятерные они, вероятно, будут недолго — с наступлением пубертатного периода очень велик риск «потерять» прыжки, так как изменится вес и рост, а также сместится центр тяжести тела. Многие юноши, подающие большие надежды в детстве, при переходе на взрослый уровень вынуждены учить прыжки буквально заново, потому что не могут исполнять их так же, как раньше.

Можно быть практически уверенными и в том, что если мир и увидит пятерной, то это будет тулуп — самый простой из всех прыжковых элементов. Как правило, он есть в арсенале каждого мужчины, исполняющего элементы наивысшей сложности. К настоящему моменту самым сложным прыжком считается четверной аксель — исполнить его не удалось ещё ни одному спортсмену. Трудность в том, что в этом прыжке на половину оборота больше, чем в остальных: четверной аксель подразумевает 4,5 оборота в воздухе, с чем не справился пока никто. Поэтому и пятерной прыжок пока кажется не будущим фигурного катания, а фантастикой.