Путешественники из Ленобласти совершили турпоход по окрестностям Гатчинского района

Поделиться

Руководитель туристического петербургского клуба «Восемь врат» рассказал в своем дневнике на LiveJournal о поездке на новогодних праздниках в Гатчинский район. Участники турпохода посетили заброшенный пионерлагерь, посмотрели на усадьбу Набокова и искупались в источнике Святой пещеры. Фотоотчет

примерный план турпохода

В канун Рождества, 6 января 2019 года, наша туристическая команда совершила поход по Гатчинскому району. Начали мы с изучения деревни Батово, о чем я писал в прошлой заметке. А во второй половине направились в сторону села Рождествено. Здесь у нас было три цели: заброшенный пионерский лагерь «Космонавт», усадьба Набокова и Святая пещера. О посещении этих мест я и расскажу сейчас подробно, особое внимание уделив прогулке по заброшкам.


Первоначально лагерь не казался нам заброшенным. Мы шли вдоль забора с колючей проволокой наверху, и казалось, что объект охраняется, что проникнуть внутрь не получится. Но сам Бог указал нам путь внутрь: в одном месте забор был придавлен упавшим сверху деревом.


Взору нашему предстали множество совершенно мертвых кирпичных корпусов. Здесь их было несколько десятков, все без оконных стекол, и вообще — без всего.

Целый мертвый городок.

Внутри разруха. Из пола выдраны доски, со стен снята вся проводка. Всегда поражался этой тяге к вандализму. Кому нужны эти старые доски, неужели их так дорого покупать, что проще вламываться в брошенный лагерь, варварски выдирая их  из домов?

Эти деревянные подпорки еще не сгнили. Интересно, когда его забросили? Как я прочитал в интернете, лагерь принадлежал очень крупному заводу — «Красному Треугольнику».

Краска облупляется со стен из-за того, что в окнах нет стекол, и происходят постоянные сильные перепады температур

Везде одна картина

По колено в снегу идем дальше, местами преодолевая завалы из упавших деревьев. Словно идем по остаткам погибшей цивилизации.

В этот дом красного цвета я даже не стал заходить, хватит разрухи. Нам надо пройти очень много — территория лагеря огромна, а в запасе до темноты не так много времени. Цель наша — большие здания в его конце.

Сам лагерь тянется вдоль реки Оредеж, а в середине лагеря — большой массив хорошего соснового леса. В этих местах лесов почти не осталось, все вырублено под поля, и в основном лесополосы только там, где были пионерские лагеря. Тем, кто отдыхал тут в советское время, было здорово — природа радовала детей красотой и хорошим климатом

Вскоре мы дошли до водонапорной башни. Это значило, что мы прошли почти половину пути. Здесь у нас небольшой привал. Самые смелые полезут наверх, а более ленивые пойдут пить чай в заброшенном здании за башней

Башня поражает размерами. Таких больших нет ни в одном из окружающих населенных пунктов.

Двери открыты. Внутри не оказалось нижнего пролета лестницы, пришлось лезть до второго пролета по доске. Спилена лестница и внизу, и вверху, и большая часть труб.

Когда мы дошли до середины башни, то увидели место, где были спилены трубы. Тот, кто это делал, проявлял  изрядные чудеса гимнастики и акробатики, чтоб потом поживиться, отнеся все это в приемку металла.

Леша Сузи и Миша Мартьянов. Мы лезли наверх за красивыми видами, но нас ждал облом. На верхушку не попали — лестница украдена и сдана в приемку. А все окна наверху были из матового стекла, смотреть и фотографировать было невозможно. Лишь в нижние окна можно было что-то увидеть.

Тут даже остались стекла

Единственный вид из башни, с площадки нижнего этажа

В этом доме за башней остальная часть группы пила чай

Пока мы лазали, у них царило веселье

Откидные скамейки на первом этаже. Интересно, что тут было? Дом культуры? Досуговый центр?

Лестница наверх. Окна заложены тем же самым матовым стеклом. Перила украдены


Кто-то тренировал свои варварские способности, ломая эти стекла. Такое ощущение, что по ним и били и стреляли.

Второй этаж. Мертвый коридор.

Покинули дом, пошли в дальнюю часть лагеря. По пути обнаружили огромное изображение Ленина, сделанное на большой каменной плите, причем выложенное из мозаики. Такое изображение изготовить было очень дорого и сложно.

Не важно, слева ты стоишь, или справа — глаза вождя постоянно смотрят на тебя. Мистический советский бог. Стой и помни, что Большой Брат всегда следит за тобой. И веди себя хорошо.

Лес в лагере прекрасен. Под пионерские лагеря выделяли самые лучшие земли. С чистой водой, сухим воздухом, полезной для здоровья природой. Возле Оредежа успешно лечили заболевания легких, здесь более сухо, чаще светит солнце, много родниковых источников. А такая природа дополняла общее благотворное действие на здоровье.

В пути нашли еще одну мозаику.


Мы дошли до большого и красивого здания, которое обозначено на карте как столовая.

Кто-то видел число на стене, говорящее , что здание построено в 1955 году.

Внутри интерьеры прямо как в усадебном  доме! Неплохая была столовая: можно устраивать балы! На потолке лепнина, следы от двух люстр.

Такие заброшенные здания — исторические памятники. Благодаря им можно многое узнать об эпохе. Эта эпоха — время Хрущева и раннего Брежнева. Время, когда о народе правда заботились, стремясь улучшить его жизнь. Без этого бы страна не оклемалась после ужасов войн, коллективизации, репрессий.

Здесь была кухня. Светильники давали свет для кухонного стола, откуда через окошки в большой зал подавали еду.


У двери тоже лепные узоры, да и сама дверь красивая, «старорежимная». Сейчас таких не делают.

Полукруглая веранда. Эх , тут бы за столиком сидеть, с шампанским и апельсинами!

Вход из зала на веранду обделан витражами.

Настоящая усадьба! И как такое было можно все забросить?

Если б не знал, что это советское, подумал бы, что осталось от какого-то помещика. И все делалось просто для детей, а не для жирных чиновников или депутатов. Хотя для них тоже делалось, чего уж скрывать, но дети не были обделены. Сейчас сотни лагерей заброшены, и в них уже никто не отдыхает.

Лазарет. Об этом напоминает рисунок, изображающий доктора Айболита

Дойдя до конца лагеря, на что у нас ушло больше часа, мы наконец увидели здание бассейна. Да, в этом лагере был собственный бассейн, и это несмотря на обычные пляжи и купальни на Оредеже.

Отсюда ныряли и плыли.

Вниз не спустишься — все лестницы спилены. И сданы в приемку металла.

Незадолго до нас тут кто-то побывал и оставил вот такие послания.

Крутой лагерь! Кстати, одна из отдыхавших здесь женщин написала, что о бассейне здесь никогда не слышала. То ли он был доступен не всем, то ли лагерь был слишком большим, чтоб из одного конца доходили до другого, и поэтому предпочитали летом купаться на ближайшем пляже.

Коридор вдоль бассейна имел много раздевалок, туалетов и подсобок.

По тропинке идем в сторону деревни Вознесенки, чтоб не делать крюк, возвращаясь на шоссе. От Вознесенки пойдем по кратчайшему пути в Рождествено, по сути это две части одного целого. Выходя через дыру в заборе, узнаем , что проход запрещен, и что тут охраняет что-то полиция.

В лесу видим ручей, который не замерз, несмотря на долгие морозы. Причина в том, что его питают родники.

Вот и родник! Под водой маленькая пещерка, из нее вытекает подземная вода, которая несет из земных недр температуру +5 градусов, поэтому ручей и не замерзает всю зиму.

Выходим на окраины деревни. Никаких дорог тут нет, все замело снегом. Куда идти — не особо понятно, напролом не хочется, чтоб не топтать чьи-то поля. Полю то все равно, но жители могут и рассердиться. В итоге пошли в сторону столбов с проводами, которые были метрах в ста от нас, пропахивая толстые слои снега, и вышли таким образом на накатанную дорогу, по которой уже было легко идти.

Вознесенская церковь, построенная в 1780-е годы. Это очень интересное место! Дело в том, что это место — бывшая городская площадь города Рождествен. Там, где сейчас кладбище, была площадь города, где торговали и гуляли. А церковь была главным городским храмом. Все это случилось, когда Екатерина Вторая дала селу статус города

Но пришел Павел, который многое делал наперекор умершей матери, которую откровенно не любил. И город вновь превратился в село Рождествено. Странным образом площадь тут же одичала, жизнь из городской превратилась в сельскую, и пространство возле храма стало заполняться  кустами и деревьями. Тогда местные здесь сделали кладбище.

Так что это был центр города Рождествен, а теперь — окраина деревни Вознесенки, а центр нынешнего села Рождествено сместился на другой берег реки, где стоит Рождественская церковь, и где основные жилые постройки села.

Этот кирпичный домик — старинный фамильный склеп. На викимапии написано, что принадлежал он Любощинским-Быковым, владевшим имением Песчанка, что было расположено в Выре, в паре километров отсюда.

Очень удачно мы вышли из Вознесенки — напротив церкви был единственный в этих местах на Киевском шоссе пешеходный переход. До следующего идти минимум километр, а то и больше,  через Оредеж, в центр села Рождествено. Быстро дошли до усадьбы Набокова.

Усадьба принадлежала его дяде, брату матери. Сам Набоков тут бывал в детстве не раз, а когда дом перешел к нему по наследству, то почти не успел им попользоваться — через год грянула революция, и писатель эмигрировал.

Внутри музей. До закрытия оставалось 20 минут. Часть нашей группы пошла внутрь, а я повел другую часть группы купаться к источнику, пока у них не пропал порыв к этому подвигу.

На другом берегу видна Рождественская церковь, возле которой похоронены предки Набокова.

Очень красивое здание!

Настало время для купаний.

Купель на роднике. Ее приделали недавно. Еще четыре года назад мы приезжали сюда, и тут не было ничего, кроме красивоо пейзажа на реке, который ею немного подпорчен. Но зато можно с комфортом искупаться. В домик по трубе поступает вода из родника, накапливаясь внутри, что позволяет окунуться почти целиком. А потом из домика вода вытекает в реку. Так что внутри не вода реки Грязны, а родниковая.

На улице -10, а в источнике минимум +4. Это ощущается: вода вообще не кажется холодной, наоборот — я в ней греюсь


С радостью окунаются. Купание бодрит, снимает усталость, поднимает настроение. Зима — не повод отказываться от таких удовольствий!

Одна из представительниц женского пола в нашей тургруппе бежит в раздевалку после купания. Это ее первый опыт окунания зимой. Ей весьма понравилось!

Речка Грязна, в которую впадает вода из родника. А сама речка впадает в реку Оредеж.

На стенах раздевалки висят всякие православные мудрости. Вовремя мы ушли — пришли два жирных пьяных мужика, с огромными животами, которые тоже пошли купаться в святом источнике. Когда уходили, то слышали их истошные и бессмысленные крики »  Хуй! За Бога!» . Соседство с такими «паломниками» не вызывало восторга, но мы уже оделись, отойдя от раздевалки, и под приятный звук  журчания родника их присутствие казалось незначительной мелочью.

Пещера Святая. Находится в двух минутах ходьбы от родника.

Это единственная большая пещера природного происхождения в наших краях. На фото тупиковое ответвление у входа.

Из пещеры вытекает небольшая подземная река. Она и сотворила эту пещеру, со всеми ее ходами. Через это отверстие можно пройти внутрь, где окажется довольно просторный зал.

Так выглядит этот коридор без вспышки. Идем по нему, против течения ручья.

Дальше еще один зал, с кучей разветвлений. Здесь соединяются между собой несколько потоков. Кто-то положил на пол бревно, и на нем можно удобно посидеть. За спинами женщин — два хода, которые соединяются между собой. От них отходят несколько боковых ответвлений.

Слева видно осыпь грунта с поверхности внутрь пещеры. Каждый год с этой землей в пещеру попадает всякий хлам, который она засасывает сверху — то железные бочки, то раковины, то кастрюли. Потом куда-то загадочно все это исчезает. Ход справа искусственный, его кто-то прорыл с помощью инструмента.

А в этом ответвлении видно маленькое подземное озерцо. Здесь один из родников, питающих ручей.

Местный житель — летучая мышь.

Пора назад, чтоб успеть на автобус в 18.17. Идем мимо красиво освещенного дома Набокова.

А с другой стороны он освещен другим цветом.

Рождественская церковь. Здесь мы сядем на автобус до Сиверской, потому что в Гатчину автобус будет лишь через полтора часа. До Сиверской ехать всего 15 минут, мы успеем на электричку в 18.44.

На вокзале Сиверской увидел на стене фотоальбом со старинными фотографиями поселка.

Здесь гости Сиверской могут увидеть это место таким, каким оно было до революции.

Вот и наша электричка. Она отправляется от Сиверской, а не проходящая. Поэтому за время стоянки успевает покрыться льдом и снегом. Не особо люблю торжокские поезда зимой, но в этой топили неплохо, и даже работали туалеты. Мне удалось поспать почти час.