X

Георгий Данелия: что принёс творческий деятель в кинематограф?

Георгий Данелия – выдающийся советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и писатель. Благодаря его таланту в кинематографе была запечатлена целая эпоха. Мастерски владея киноязыком, он смог сделать отечественные фильмы понятными, близкими и родными для каждого зрителя. Его работы пропитаны теплом. Фраза «Всё! Кина не будет! Электричество кончилось» из «Джентльменов удачи» превратилась в крылатое выражение, которым люди пользуются до сих пор. И так со многими другими. Сегодня, 4 апреля, в память о талантливом творце, вспоминаем его биографию.

Источник: Global Look Press/Pravda Komsomolskaya/Russian Look
Вам будет интересно
В четверг, 4 апреля, в 88-летнем возрасте после длительной болезни скончался российский кинорежиссер Георгий Данелия.  Творческого деятеля в феврале госпитализировали в...
04.04.2019 3221

Киноиндустрия по судьбе

Георгий Данелия появился на свет в Тбилиси, в последний месяц лета 1930 года в грузинской семье. Это произошло 25 числа. Через год родители решили перебраться в Москву, где и прошла большая часть жизни будущего киномаэстро. Там родители смогли подняться по карьерной лестнице: глава семейства Николай Данелия получил должность главного инженера московского Метростроя, а мать Мери Анджапаридзе стала режиссёром-постановщиком киностудии «Мосфильм». Считается, что именно она привила сыну любовь к кинематографу. Каждое лето Данелию отправляли в гости к тёте — народной артистке СССР Верико Анджапаридзе в Тбилиси. Поэтому она и её супруг — известный кинорежиссёр Михаил Чиаурели подкрепили влияние в этом направлении. В юности Георгий часто сталкивался с представителями киноиндустрии. В гости к матери проходили коллеги — такие режиссёры как Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн и другие.

Начало ВОВ будущий мастер кино встретил вместе с матерью в Тбилиси, где и остался до 1943 года по просьбе отца. Затем они вдвоём вернулись в столицу, где Данелия окончил школу. Однако выбор в пользу кино Георгий Николаевич сделал не сразу. Изначально он поступил в Московский архитектурный институт. После окончания учёбы в 1955 году приступил к работе по специальности в Институте проектирования городов. Однако быстро осознал, что кинематограф влечёт его больше, чем архитектура. Первыми шагами в карьере стали съёмки в массовках ещё в годы учёбы. И только в 1956 году, случайно увидев объявление в газете, он поступил на Высшие режиссёрские курсы на киностудии «Мосфильм». Его зачислили в мастерскую Михаила Калатозова.

В ритме кино

Постепенно Данелия влился в киноиндустрию всей душой. На курсах он снял несколько картин. Первая — курсовая «Васисуалий Лоханкин» на основе отрывка из «12 стульев», над которой он трудился вместе с одногруппником Шухратом Аббасовым. Второй стала дипломная работа под названием «Тоже люди» — экранизация отрывка из романа Льва Толстого «Война и мир».

Когда в 1959 году учёба на курсах завершилась, он приступил к работе режиссёром-постановщиком в «Мосфильме». Через год вышла его дебютная картина «Серёжа» по повести Веры Пановой. Над ней он работал в соавторстве с Игорем Таланкиным. Раскадровка для картины насчитывала около 500 рисунков, сделанных рукой мастера. Лента возымела успех. Её отправили на Международный фестиваль кино в Карловых Варах, где «Серёжа» был отмечен Гран-при — «Хрустальным глобусом». В 1962 году на экраны вышла следующая работа Георгия Николаевича — психологическая драма «Путь к причалу».

Изображение: кадр из фильма «Серёжа». Источник — «РИА Новости»

Но широкая известность пришла к творцу только в 1964-ом вместе с картиной «Я шагаю по Москве». В главных ролях снялись Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов и Галина Польских. Премьера лирической комедии выпала на апрель. Лента быстро стала культовым событием того периода, органично влившись в историю советского кино. В тот год фильм посмотрело свыше 20 млн человек, в результате чего «Я шагаю по Москве» занял одну из лидирующих позиций в рейтинге. Сам режиссёр позднее величал свою картину «лекарством от стресса».

Сатирическая работа «Тридцать три» в 1965 году превращает Данелию в мастера комедийного жанра. Но прямо перед самой премьерой показ фильма отменили. Причина — большое количество сатиры на советскую действительность, которую власти назвали клеветой, потребовав вырезать «опасные» кадры. Режиссёр отказал, поэтому показ и отменили.

Однако с этого момента начинается основной этап развития творчества Георгия Николаевича. Его следующие работы пропитываются тонким юмором, продуманными причудами художественных образов, глубокой сердечностью постановок и раскрытием психологического образа героев. Данелию отличает умение работать с актёрами разных школ, создавая неповторимую гармоничную команду.

Во второй половине шестого десятилетия Данелия написал сценарий к ленте «Не горюй!». Предполагалось, что готовый текст утвердит руководитель «Экспериментального творческого объединения» киностудии Григорий Чухрай, но из-за загруженности тот попросил Георгия заняться этим самостоятельно.

«Сам принимал свой сценарий, сам себе делал замечания и сам их исправлял», — писал Данелия.

Премьера ленты по мотивам романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен» состоялась в 1969 году. Позже режиссёр ещё не раз утверждал собственные работы.

По совместительству Данелия взаимодействовал с сатирическим киножурналом «Фитиль», сняв для него парочку миниатюр. Зрителям больше всего пришёлся по душе сюжет 1974-го «О пользе алкоголя», где в главной роли выступил Евгений Леонов. Помимо этого он преподавал на курсах при «Мосфильме» и помогал начинающим режиссёрам с их работами. Так он познакомился с начинающей писательницей Викторией Токаревой, которой позже предложил совместную работу над сценарием к ленте Александра Серого «Джентльмены удачи». Премьера состоялась 13 декабря 1971 года. Массовые показы фильма посетило более 65 млн зрителей. «Джентельмены удачи» стали самой кассовой картиной 1972 года и попали в топ-20 самых популярных фильмов Союза.

В 1973 вышла приключенческая картина «Совсем пропащий» по мотивам романа Марка Твена и детский фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», а в 1975-ом трагикомедия «Афоня» — тоже лидер кинопроката года. В главной роли снялся Леонид Куравлев, хотя изначально режиссёр планировал пригласить Владимира Высоцкого. Но, как говорил сам Данелия, «Володя — сильная личность, и ему зрители бы не прости того, что натворил Афоня». Ленту сняли за короткий срок. Особенно быстро управились со сценами, где играла Евгения Симонова — за три дня. Ей требовалось срочно отправиться в Башкортостан на съёмки другого фильма, где она выступала в главной роли.

До начала 2000-х он поставил ещё несколько картин, три из которых стали частью золотой коллекции «Мосфильма». Речь идёт про киноленты «Мимино» 1977 года, «Осенний марафон» 1979 года и «Кин-дза-дза!» 1986-го. В комедии «Мимино» главную роль исполнил Вахтанг Кикабидзе, благодаря чему получил всесоюзную известность. А сам фильм на 10-ом Московском международном кинофестивале завоевал главную награду — «Золотой приз».

Изображение: снимок создателей фильма «Мимино» на Х Московском кинофестивале. Слева направо: артист Вахтанг Кикабидзе, сценарист Виктория Токарева, артист Фрунзе Мкртчян, режиссер и сценарист Георгий Данелия, сценарист Реваз Габриадзе. Источник — «РИА Новости», автор — Галина Кмит

«Осенний марафон» сняли по пьесе Александра Володина «Горестная жизнь плута». Сценарий Данелия писал в соавторстве с Викторией Токаревой и Резо Габриадзе. Они присвоили ему особой жанр —  «печальная комедия». Работу оценили на кинофестивалях в Венеции, Берлине и Сан-Себастьяне. Также картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Её планировали выдвинуть на «Оскар, но из-за войны в Афганистане советские работы игнорировали.

Также среди работ киномастера числятся: в 1982 — трагикомедия «Слёзы капали», в 1990 — комедийная драма «Паспорт», в 1993 — мелодрама «Настя», в 1995 — комедия «Орёл и решка» и в 2000 году — трагикомедия «Фортуна». А в 2013 году выходит анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза» по мотивам одноимённой фантастической комедии Георгия Николаевича.

Чем ещё занимался признанный мастер?

Из под его руки вышли биографические книги: «Безбилетный пассажир» (2002), «Тостуемый пьёт до дна» (2005), «Чито-грито» (2006), а также два авторских сборника сценариев «Джентльмены удачи» (2007) и «Не горюй!» (2008).

«Я ни в коем случае не хочу, чтобы создавалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял все, что хотел. Но снял только то, что хотел!», — писал Данелия в книге «Безбилетный пассажир».

Но его интересы не касались исключительно кино. Георгия Николаевича также интересовала живопись, он увлекался графикой и музыкой. Большую часть жизни он собирал коллекцию барабанов.

Источник: «ТАСС», автор — Терещенко Михаил

Что касается личной жизни, то Георгий Данелия был трижды в супружеских отношениях. В первый раз с 1951 по 1956 года с адвокатом Ириной Гинзбург. В браке у них появилась дочь Светлана, которая пошла по стопам матери и стала юристом.

Через год после расставания он вступил в незарегистрированные отношения с актрисой Любовью Соколовой. За 26 лет семейной жизни у них родился сын Николай — режиссёр и поэт, который умер в 26-летнем возрасте. Он снялся в картине отца «Серёжа» ещё в младенчестве, где сыграл младшего брата главного героя. Его также можно увидеть в кадрах фильмов «Тридцать три» и «Джентльмены удачи» — упитанный ребёнок, которого Евгений Леонов встретил на лестнице в подъезде. Данелия покинул семью незадолго до смерти сына, который оставил после себя двух дочерей Маргариту и Алёну.

В последний раз Георгий Николаевич женился на Галине Юрковой и прожил с ней до конца своей жизни. Они были давно знакомы, но свёл их случай. Как-то будущая жена встретила Георгия на киностудии. Выглядел тот неважно после перенесённой клинической смерти. Посочувствовав режиссёру женщина предложила ему поддержку. Так и началось их сближение, а затем и совместная жизнь. Сына Галины по имени Кирилл Данелия принял как своего. По её воспоминаниям, часто играл с ним.

«Его любит вся страна — за юмор, за доброту. Когда такой уровень одаренности, как можно не любить человека?», — говорила про своего коллегу и наставника Виктория Токарева.

Смерть

«Георгий Данелия — это фигура, которая для меня лично определяла огромный пласт и в советском, и в российском кинематографе. Это был гениальный художник. Для меня он сопоставим с Феллини. Масштаб его личности, его гениальность, простота и сложность его работ… Я не знаю ни одного неудачного его фильма», — отзывался режиссёр Юрий Быков.

В феврале 2019 года Георгия Данелию госпитализировали с воспалением лёгких. Для стабилизации дыхания врачи перевели его в реанимацию и ввели в искусственную кому. Однако 4 апреля в возрасте 88 лет выдающийся кинорежиссёр скончался в результате острой дыхательной и сердечной недостаточности.

«Полчаса назад умер в больнице. Для меня это конец эпохи. Данелия для меня был эпохой. Данелия – это мое представление о кино. Все лучшее, что я в этом искусстве себе представляю, все это было в нем для меня сконцентрировано. Ну и, кроме того, человеческая колоссальная потеря, потому что общение с ним было одним из немногих радостей. Та роскошь, о которой Экзюпери говорил, что это роскошь человеческого общения. Был умен, остроумен, доброжелателен. Никогда ни о ком не говорил плохо. Ироничен по отношению к себе. Талантлив совершенно, многогранно. О, что соединялось в нем, хватило бы, наверное, человек на четырех. Или на пять. И каждый был бы чрезвычайно успешен. В общем, это тяжелейшая потеря для всех, кто его знал, и для тех, кто не знал его лично, а видел его картины. Больше ничего подобного в нашем кино очень долго, наверное, не будет», — заявил, подтверждая факт смерти режиссёра, киноактёр Александр Адабашьян.

Похороны мастера состоялись 9 апреля на Новодевичьем кладбище в Москве. Ко дню его рождения в 2021 году на месте захоронения открыли памятник, выполненный скульптором Георгием Франгуляном.

Источник: Министерство культуры Российской Федерации
«Лично для меня это абсолютно невосполнимая потеря, потому что невозможно представить себе, чтобы в одном человеке для тебя соединилось всё – учитель, первый режиссёр, близкий друг, старший товарищ, любимый человек в семье твоих родителей. Неожиданный, неограниченно талантливый почти во всех сферах жизни, потомок именитого рода, человек, научивший тебя смотреть на мир мужским взглядом, и в то же время невероятно нежный, ранимый и всегда не только слушающий, но и слышащий тебя человек», — говорил Никита Михалков, который свои первую роль сыграл в фильме Данелии «Я шагаю по Москве».
Маргарита Константинова:
Похожие материалы