Георгий Данелия – больше, чем просто выдающийся кинорежиссер, сценарист, актер и писатель. Он сумел не только запечатлеть эпоху в кинематографе, а сделать это так, что она стала родной, понятной и близкой для каждого зрителя. Каждая его картина – целый мир, который по сей день не оставляет равнодушным ни одного зрителя по ту сторону экрана, пишет Sputnik Georgia.
Данелия. Начало пути
Жизненный путь Георгия Данелия начался в солнечном Тбилиси, в жарком августе 1930 года.
Отец Георгия, Николай Данелия, был инженером-путейцем, мать Мери Анджапаридзе работала ассистентом на «Мосфильме». Именно мама сыграла в судьбе Данелия решающую роль, привив сыну любовь к кинематографу. Кроме того, на выбор будущей профессии Георгия значительно повлияли и родные дядя и тетя: легендарная актриса театра и кино Верико Анджапаридзе и ее не менее знаменитый супруг, кинорежиссер Михаил Чиаурели, которые были народными артистами СССР.
Когда Георгию исполнился всего год, родители будущей легенды переехали в Москву, где отец вскоре был назначен бригадиром, а потом и главным инженером столичного Метростроя, а мама поднялась в карьерной иерархии до режиссера-постановщика и получила Сталинскую премию первой степени.
Фото: sputnik-georgia.ruНесмотря на то, что связь Данелия и кино была очевидна, Георгий не сразу определился с будущей профессией. Сначала юноша поступил в архитектурный вуз и после окончания учебы в 1955 году даже устроился на должность архитектора в Институте проектирования городов. Но вскоре Данелия все же понял, что больше всего его влечет кинематограф, а вовсе не архитектура. Вначале он снимался в массовках и только в 1956 году поступил на только что открывшиеся Высшие режиссерские курсы (мастерская Михаила Калатозова).
Кино как жизнь
Вскоре кино становится не просто страстью, а воздухом и всей жизнью Георгий Данелия. На режиссерских курсах Данелия снял две короткометражные картины: курсовую «Васисуалий Лоханкин» (совместно с Шухратом Аббасовым) и дипломную, в двух частях, «Тоже люди» (1959) — экранизацию отрывка из романа «Война и мир» Льва Толстого.
Окончив курсы в 1959 году, Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм». В 1960 году на экраны вышла его дебютная картина «Сережа», снятая им в соавторстве с Игорем Таланкиным по одноименной повести Веры Пановой. Фильм стал успешным и был отмечен Гран-при Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Следующая работа — психологическая драма «Путь к причалу» — вышла на экраны страны в 1962 году.
С 1959 года Данелия — режиссер-постановщик «Мосфильма», в 1965 — 1969 годах — художественный руководитель «Экспериментального творческого объединения» при «Мосфильме», в 1975 — 1987 — художественный руководитель «Экспериментального объединения комедийных и музыкальных фильмов», а с 1987 года — президент и художественный руководитель киностудии «Ритм» киноконцерна «Мосфильм».
Большая известность пришла к Георгию Данелия в 1964 году, после выхода на экраны лирической комедии «Я шагаю по Москве», которая органично влилась в историю отечественного кинематографа. Более того, лента стала культурным событием хрущевской оттепели.
Фото: sputnik-georgia.ruНачиная с картины «Тридцать три» (1965) режиссер обращается к жанру сатиры, становится признанным мастером комедии. Творчество Георгия Николаевича начинает отличать подлинно глубокая сатира, продуманный гротеск, тонкий лиризм и раскрытие психологического образа героев. Умение создать слаженный ансамбль из актеров разных школ становится особым даром мастера как режиссера. После этого фильма Данелия продолжает работу в этом жанре в качестве штатного режиссера сатирического киножурнала «Фитиль», создав в 1967 — 1970 годах несколько миниатюр для киножурнала. Самый известный сюжет — «О пользе алкоголя» (1974) с участием актера Евгения Леонова.
Фото: sputnik-georgia.ruВ 1969 году в прокате появляется картина «Не горюй!», снятая по мотивам романа Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», а в 1972 году — приключенческая картина «Совсем пропащий» по мотивам романа Марка Твена. Следующая работа режиссера «Афоня» (1975), в съемках которой приняли участие такие звезды советского кинематографа, как Леонид Куравлев, Евгений Леонов, Владимир Басов и многие другие, стала наиболее коммерчески успешной картиной 1975 года.
В последующие 25 лет Данелия поставил еще восемь картин, три из которых вошли в «золотой фонд» советского кинематографа. Это комедия «Мимино» (1977), благодаря главной роли в которой всесоюзную известность приобрел Вахтанг Кикабидзе, сатирическая комедия «Осенний марафон» (1979) и культовая фантастическая комедия «Кин-дза-дза!» (1986), главные роли в которой исполнили Станислав Любшин и Евгений Леонов.
Среди других не менее блестящих работ режиссера — трагикомедии «Слезы капали» (1982), «Паспорт» (1990), мелодрама «Настя» (1993), комедия «Орел и решка» (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, Данелия поставил комедийную ленту «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе в главной роли. А в 2013 году выходит анимационный фильм «Ку! Кин-дза-дза» по мотивам фантастической комедии 1986 года.
Данелия – больше, чем просто мастер
С годами имя Георгия Данелия стало четким олицетворением мастерства и культа в кинематографе. Сам мастер часто снимался в эпизодах своих фильмов. Данелия являлся автором или соавтором сценариев большинства своих картин, а также соавтором сценариев фильмов, снятых другими режиссерами, в том числе «Джентльмены удачи» (совместно с Викторией Токаревой), «Француз» (совместно с Сергеем Бодровым), «Привет от Чарли Трубача» (совместно с Сергеем Дерновым), в соавторстве с Рустамом Ибрагимбековым написал сценарий «Анна» по пьесе Островского «Без вины виноватые».
Георгий Николаевич — автор биографических книг «Безбилетный пассажир» (2002), «Тостуемый пьет до дна» (2005), «Чито-грито» (2006), а также двух авторских сборников сценариев «Джентльмены удачи» (2007) и «Не горюй!» (2008). В своей книге «Безбилетный пассажир» мастер говорил: «Я ни в коем случае не хочу, чтобы создавалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял все, что хотел. Но снял только то, что хотел!».
Георгий Данелия — член Союза кинематографистов СССР, почетный член Российской академии художеств, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2003 года был президентом «Фонда Георгия Данелия сохранения традиций и развития нового кино». Увлекался живописью, графикой, музыкой, собирал коллекцию барабанов.
Георгий Данелия — обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяне, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Канне (в разделе «Перспектива кино»), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др. В 2002 году конгресс фантастов России «Странник» назвал Георгия Данелия «Легендой фантастического кинематографа» (за фильм «Кин-дза-дза»).
В последние годы жизни Георгий Данелия был женат третьим браком. Первая жена — адвокат Ирина Гинзбург, их дочь Светлана тоже стала юристом. Второй женой Георгия Николаевича была народная артистка СССР Любовь Соколова, от которой у него был сын Николай (1959-1985). Третья супруга — Галина Данелия-Юркова, режиссер-постановщик. Сын Галины Ивановны от первого брака — Кирилл, художник.
Талант Георгия Николаевича увековечен не только в истории кинематографа Грузии и России, но и в памяти его почитателей. Известный артист балета Георгий Цискаридзе так вспоминал великого режиссера:
Сегодня Георгия Данелия можно смело назвать глыбой советского кинематографа. То, с какой самоотдачей он подходил к каждой своей картине, помогло ему создать работы, которые до сих пор вызывают у зрителя фонтан приятных эмоций.
Данелия – великий художник нашего времени, который его остановил и сделал это прекрасно.