Нобели и Николаи: какой след в истории Ленобласти и Петербурга оставили две семьи?

Поделиться

Сегодня, 15 мая, отмечается Международный день семьи. В честь праздника редакция ivbg.ru собрала историю двух известных семей, которые жили на землях Ленинградской области и Санкт-Петербурга, и что каждая из них принесла в местный быт и культуру.

Нобели

Многие знают, что такое нобелевская премия, но мало кто знает, какой вклад в развитие местных технологий и окружающей среды внесли члены семьи изобретателя динамита Альфреда Нобеля.

Семья Нобелей проживала в городе на Неве около 80 лет. Отец Альфреда изобретатель-самоучка Эммануэль Нобель в 1837 году перевез семейство в Санкт-Петербург после потери бизнеса в Швеции. В 1942 году он запустил производство подводных мин в механической мастерской «Нобель и сыновья», заключив договор с Военным ведомством России. Поражение в Крымской войне привело производство к банкротству из-за отсутствия военных заказов. После этого основатель династии вернулся в Швецию.

Помимо учредителя самой известной в мире премии Альфреда Нобеля у главы семьи были еще два сына — Людвиг и Роберт. Каждый из них получил прекрасное образование и унаследовал любовь к изобретениям. Первый, будучи квалифицированным инженером, ученым и грамотным финансистом, продолжил дело отцы. Людвиг открыл «Механический завод «Людвиг Нобель» на нынешней Пироговской набережной Северной столицы, где воспроизвел идею использовать нефть для обогрева и освещения помещений и изготавливал механизмы для кораблей и пароходов. Сам Альфред после окончания обучения вернулся на родину.

В 1875 году Людвиг перенаправил деятельность в другое направление и занялся активной добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Совместно с Робертом он приобрел завод на Кавказе и начал новое дело. Альфред, проживающий в Швеции, поддерживал братьев советами и деньгами. Общими усилиями они устроили первый в России нефтепровод, разместили крупную сеть нефтехранилищ. Благодаря проекту Людвига был сооружен первый в мире нефтеналивной танкер «Зороастр».

Возле производственного здания отстроили рабочую колонию, где помимо 13 домов для потомственных рабочих, находилась школа для их детей и народный дом с библиотекой и театральным залом. Эту часть Петербурга до сих пор иногда величают «Городок Нобеля». Людвиг оплачивал образование работников, считая, что это основополагающий вклад в российскую промышленность. Он также стал инициатором введения в обиход метров и граммов.

Затем семейное дело перехватил сын Людвига. Эммануэль, названный в честь деда и родившейся в культурной столице Российской империи, когда настигла эпидемия холеры, отправил двух врачей в Баку для изучения заразных болезней. Один из них Артур Блахштейн в дальнейшем выявил микробов, влияющих на летальный исход при холере.

Свой вклад внесла и сестра Эммануэля Марта Нобель-Олейникова. Она получила медобразование, что в то время было крайне сложной задачей для женщины. В период Первой мировой войны Нобели открыли в городе на Неве госпиталь для раненых солдат на 180 коек с лазаретом с операционной, перевязочной и стерилизационной комнатами. Там Марта Людвиговна выполняла обязанности старшего врача. Помимо этого женщина устроила и содержала колонию для детей работников завода, у которых наблюдалось слабое здоровье.

Фото: alexdoomer2009.livejournal.com. Особняк Нобелей сейчас

В 19 году XX века завод переименовали в «Русский дизель», а сам завод поменял квалификацию на машиностроение. Корпуса завода сохранились до наших дней. Рядом с ними находился заброшенный особняк Нобелей, где располагались квартиры всех членов семьи и контора по управлению заводом. По словам некоторых любителей заброшек, попасть туда проблематично, но возможно.

Помимо вышеперечисленных строений в селе Ландышевка Выборгского района уцелели некоторые постройки усадьбы Нобелей: дом управляющего, здания зернохранилища и электростанции. Сейчас они используются как жилые дома. Конюшни также сохранились до наших дней и не так давно были отремонтированы. Земли существовавшей тогда усадьбы Кирьола выкупила вдова инженера Эдла Нобель через шесть лет после смерти Людвига, который скончался в 1888 году. Позже к ним присоединили поместья Лахти, Пикку Кирьола (Малая Кирьола) и Агнела. Благодаря Эдле сейчас можно полюбоваться лиственной рощей и липовой аллеей. Также сохранился ныне действующий колодец необычной конструкции. Он считается одним из самых красивых в России. Его построил российский дендролог Арнольд Регель в 1910-1911 годах. Именно на территории имения Нобелей Марта Людвиговна разместила детскую колонию по уходу за детьми.

Фото: zen.yandex.ru. Колодец

С приходом Советской власти, в 1918 году, Нобели уехали из России, но связь с историческими местами сохраняют их потомки, в числе которых около 300 человек из девяти ветвей. Некоторые представители знаменитого семейства откликнулись на открытие выставки, посвященной Нобелям в «Эрмитаж-Выборг».

Николаи

При разговоре о семьях, которые повлияли на историю 47 региона, вспоминаются бароны Николаи. Семейство владело нынешним парком Монрепо в Выборге с 1788 по 1943(44) года. За указанный период сменилось пять поколений Николаи и это время заслуженно считается пиком процветания известнейшего музея-заповедника.

Первым династическим владельцем имения Монрепо стал президент Санкт-Петербургской Академии наук Людвиг Генрих (Андрей Львович) Николаи. Являясь одним из самых образованных людей того времени, он обладал обширным творческим потенциалом и стремился к созданию прекрасного. На его счету множество поэтических произведений и писательских трудов. Став хозяином имения Монрепо, художник соединил в нем романтическо-поэтическую составляющую, превратив место в прекрасный пейзажный парк. Исполняя обязанности главы Академии наук, Людвиг Генрих стал инициатором отмены запрета на ввоз в Россию иностранных книг. Цель была достигнута после вступления на престол Александра I. Он вернул в академию ученых, ссылаясь на то, что их нельзя отрывать от научной деятельности, и расширил международные научные связи. С подачи первого владельца Монрепо из рода Николаи, профильные специалисты научного центра смогли продвигать научные исследования за счет качественного оборудования, присущего тому времени. Он активизировал в Академии наук конкурсы на ежегодные премии по различным подразделениям, таким образом поощряя работу ученых. Именно при его руководстве учреждением продвинулась научная работа. Благодаря ему изменился Регламент академии, увеличилось ее финансирование, а ученые смогли получить более независимый от власти взгляд. После отставки Людвиг Генрих обосновался в Монрепо, где скончался 6 ноября 1820 года. Его похоронили на фамильном кладбище парка.

Фото: vk.com/club34291025

Единственный ребенок Людвига Генриха и его жены Иоганны (Маргарита) Федоровны Поггенполь Пауль (Павел Андреевич) продолжил отцовское дело: воплотил в жизнь множество идей отца, связанных с парком, и развил романтическую составляющую Монрепо. Он родился в Петербурге в 1777 году, где и провел детство до восьмилетнего возраста. Затем родители отправили его на учебу за границу. Молодой Пауль работал управляющим университетского ботанического сада в немецком городе Эрланген, где проявил непосредственный интерес к садоводству. Получив образование в Эрлангенском университете, вернулся в Россию и в должности дипломата стал свидетелем наполеоновской войны. Эффективно продвигался по карьерной лестнице. После назначения в 1816 году чрезвычайным посланником и полномочным министром в Копенгагене около 30 лет прожил в Дании, набегами посещая имение под Выборгом. После смерти отца стал владельцем Монрепо, куда приезжали с визитом императоры Николая I и Александр II. С 1834 года по прошению Пауля парк получил статус заповедного непродажного имения баронского рода Николаи с наследованием по праву первородства. В 1847 году перебрался в Монрепо и провел там последние годы жизни. За это время он благоустроил парк. С его именем связаны входные ворота в парк, обелиск братьев Броглио и скульптура «Вяйнемейнен, играющий на кантеле».

Все следующие хозяева рода Николаи старательно поддерживали и сохраняли имение Монрепо. Стоит выделить братьев супруги Пауля Александрины Симплиции де Бройль. В России эта фамилия также известна в других произношениях: Броглио, Брольо, Брольи. В 1827 году на Левкадской скале, что является самой высокой точкой парка, воздвигли обелиск, увековечивший память о погибших братьях Броглио и их сестре. Ближайшие родственники баронессы погибли в сражениях за Россию в Отечественной войне: старший Огюст-Сезар — в 1805 году под Аустерлицем, младший Шарль-Франсуа  — в 1813 году под Кульмом. А сама Александрина Симплиция скончалась в 1824 году. Обелиск стал символом дани памяти героев, любви Пауля к своей жене и ее семье, а также к людскому единству и уважению к Родине. До наших дней не сохранились восточная плита, посвященная Огюсту-Сезару, и барельефы, изображавшие рыцарские шлемы.

Фото: vk.com/monrepovyborg

Правнук главы Петербургской Академии Наук Людвига Генриха Николаи Пауль (Павел Николаевич) стал религиозным и общественным деятелем. Он основал Российское христианское студенческое движение. После революции 1918 года только уважительное отношение местных жителей спасло последнего по мужской линии представителя династии Николаи от гибели, а парк Монрепо от разгрома.

Когда встал вопрос о частичном выкупе земель, принадлежавших баронам, чтобы защитить выход из Сайменского канала в Финский залив, Николаи сдали обозначенный властями участок имения в бесплатную аренду государству «до тех пор, пока в сем есть надобность».