18 октября 1942 года в Ленинграде, окружённом фашистами, открылся театр. Событие стало беспрецедентным в мировой истории: бушует война, а городе, где люди умирали от голода, нашлись те, кто вдохновлял жителей выстоять в страшное время. Что хранит в себе история культурного учреждения, когда у театра появилось собственное направление, и как он живёт сейчас, рассказывает ivbg.
Как появился театр?
18 октября 1942-го на первом этаже здания Пассажа — знаменитой торговой галерее, построенной в 1848 году, состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. С тех пор эта дата значится как исходная точка, с которой началась многолетняя история культурного учреждения. Действующих лиц пьесы сыграли оставшиеся в Ленинграде артисты эвакуированного Театра драмы им. Пушкина и их коллеги из Радиокомитета.
Спектакль прочно вошёл в репертуар. За год его показали около шестидесяти раз. Посмотреть «Русские люди» пришли примерно 56 тысяч человек. Позже актёр Александр Янкевский, воспоминания тот период, говорил «в зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами – прямо с фронта или прямо на фронт».
Новый театр открылся под названием «Городской» по распоряжению Ленинградского комитета искусств. Однако в народе его величали Блокадным.
Работа театра в годы блокады
С момента первой премьеры до снятия блокады театр продолжал работать. На его подмостках были поставлены «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова, «Жди меня» Симонова и другие спектакли на военно-патриотическую тематику. Особое место имела классика. На сцене показывали произведения Островского, Тургенева и Чехова.
Постепенно труппа разрослась: в неё вошли артисты Нового ТЮЗа, Агитвзвода Дома Красной Армии и Театра Балтфлота. Постановки обычно начинались около пяти вечера, чтобы зрители могли досмотреть действие до наступления комендантского часа.
Артисты играли в нетопленных залах. Помимо холода и бомбардировок, присутствующие сталкивались с постоянными перебоями с электричеством. Всё это создавало ощущение сплочённости с окружающими и укрепляло боевой дух.
Выступления труппы Городского театра также проходили в военных госпиталях и даже на линии фронта. Так актёры поддерживали веру в Победу у солдат.
Осенью 1944-го театр переименовали в Ленинградский государственный драматический.
Театр в послевоенное время
После окончания войны в театре был расширен репертуар русской классики. На сцене ставили «Воскресение» по Льву Толстому, «Преступление и наказание» по Фёдору Достоевскому, «Женитьба» Николая Гоголя, «Сомов и другие» и «Старик» Максима Горького. Постановка трилогии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» превратилась в символ культурного учреждения, как чеховская «Чайка» у МХАТа. Считается, что в этот период театр приобрёл свой уникальный путь в искусстве.
В 1950-1960-е годы в театре трудились режиссёры Владимир Андрушкевич и Мар Сулимов, Александр Белинский и Игорь Владимиров. Именно на его подмостках зрители впервые увидели Алису Фрейндлих (1957-1961 годы) и Игоря Дмитриева (1949-1967 года).
С момента присвоения театру имени великой актрисы Веры Комиссаржевской в 1959-ом на сцене стали преимущественно показывать новую отечественную драму. Так, в репертуаре появились произведения Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, Василя Быкова и Николая Думбадзе.
Деятельность театра в наше время
В настоящее время Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской ездит с гастролями по миру, где играет на сценах российскую и зарубежную классику, а также современные пьесы.
В 2022 году культурное учреждение отметило юбилейную дату — 80-летие со дня первой премьеры.