18 октября 1942 года в блокадном Ленинграде открылся театр. Это событие стало уникальным в мировой истории: война шла полным ходом, люди умирали от голода в осаждённом городе, но находились те, кто вдохновлял их на борьбу. Ivbg рассказывает, как это было и что театр представляет собой сегодня.

Как появился театр?
18 октября 1942-го на первом этаже здания Пассажа - знаменитой торговой галерее, построенной в 1848 году, состоялась премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. С тех пор эта дата значится как исходная точка, с которой началась многолетняя история культурного учреждения. Действующих лиц пьесы сыграли оставшиеся в Ленинграде артисты эвакуированного Театра драмы им. Пушкина и их коллеги из Радиокомитета.
Спектакль быстро завоевал популярность. За год его сыграли почти 60 раз, а увидели около 56 тысяч зрителей.
Новый театр открылся под названием «Городской» по решению Ленинградского комитета искусств. Правда в народе его называли Блокадным.
Работа театра в годы блокады
С момента премьеры до снятия блокады театр не прекращал работу. На его сцене ставили пьесы «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова и «Жди меня» Константина Симонова. Кроме того, здесь показывали и классические произведения, такие как пьесы Островского, Тургенева и Чехова. Труппа постепенно расширялась: в неё влились актёры Нового ТЮЗа, Агитвзвода Дома Красной Армии и Театра Балтфлота. Постановки начинались около пяти вечера, чтобы зрители успевали досмотреть спектакль до комендантского часа.
Артисты играли в неотапливаемых залах, где было холодно и сыро. Кроме того, из-за бомбардировок и постоянных перебоев с электричеством представления проходили в полумраке. Всё это объединяло людей, укрепляло их боевой дух и веру в победу.

Выступления труппы Городского театра также проходили в военных госпиталях и даже на линии фронта. Так актёры поддерживали веру в Победу у солдат. Осенью 1944-го театр переименовали в Ленинградский государственный драматический.
Театр в послевоенное время
После войны театр расширил репертуар русской классики. Здесь ставили «Воскресение» Льва Толстого, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Женитьбу» Николая Гоголя, а также пьесы Максима Горького «Сомов и другие» и «Старик». Трилогия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала символом театра, как чеховская «Чайка» для МХАТа. Этот период считается началом уникального пути театра в искусстве.
В 1950-1960-е годы здесь работали режиссёры Владимир Андрушкевич, Мар Сулимов, Александр Белинский и Игорь Владимиров. На сцене дебютировали Алиса Фрейндлих (1957-1961) и Игорь Дмитриев (1949-1967). С 1959 года, после присвоения театру имени Веры Комиссаржевской, на первый план вышла новая отечественная драма. В репертуаре появились произведения Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, Василя Быкова и Николая Думбадзе.
Почему театр назвали именно так?

Театр получил имя Веры Комиссаржевской в честь знаменитой российской актрисы, которая была одной из самых ярких и талантливых театральных личностей своего времени. Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864-1910) прославилась своими ролями в классических и современных пьесах, а также уникальным стилем игры и глубоким пониманием персонажей. Осенью 1904 года она исполнила свою мечту - открыла собственный Драматический театр в помещении петербургского Пассажа, где сама же и играла. Тогда центральное место в репертуаре занимали такие спектакли, как «Дядя Ваня» Чехова и «Кукольный дом» Ибсена.
Комиссаржевская была одной из первых актрис, которые привнесли в русский театр элементы психологической глубины и эмоциональной выразительности. Она активно участвовала в театральной жизни, создавая собственные проекты и поддерживая новые таланты. Однако её карьера была омрачена запретом постановки «Царевна» по пьесе Оскара Уайльда, что подорвало её морально и негативно сказалось на делах театра. В 1909 году Комиссаржевская ушла из него, а в феврале 1910-го, во время гастролей в Ташкенте, заразилась чёрной оспой и скончалась. Её похороны в Петербурге стали грандиозным шествием тысяч людей.
На месте её бывшего театра и возник «Блокадный». Теперь он носит имя выдающейся артистки. Пусть театр и не стал её детищем, но он превратился в наследие, которое актриса оставила после себя. Решение назвать театр в её честь было принято, чтобы сохранить память о её вкладе в искусство. Так, имя Комиссаржевской стало символом высокого театрального мастерства и художественной уникальности.
Деятельность театра в наше время

Театр имени В. Ф. Комиссаржевской славится тем, что гармонично соединяет традиции и современность. Одна из его главных задач - находить баланс между классическим наследием и новаторскими идеями. Поэтому репертуар театра разнообразен: здесь можно увидеть комедии, драмы по произведениям классиков и спектакли современных авторов. Некоторые постановки проходят на Большой сцене, рассчитанной на почти 560 зрителей, другие - на Малой, где собирается от 40 до 70 человек. В труппе работают как заслуженные артисты России, так и молодые таланты.
Как выяснил ivbg, в октябре 2025 года программа очень насыщенная. Среди спектаклей: «Привидения» (спойлер здесь и далее - открой, чтобы узнать больше), «В одном департаменте…», «Страсти по дивану», «Про Любовь», «Торговцы резиной», «Зойкина квартира», «Полярная болезнь», «Доктор Живаго», «Холодное сердце» и другие. Кроме постановок, театр предлагает экскурсии, читки пьес, литературные вечера, выставки и презентации книг.

В комедии судьбы титулярных советников Акакия Акакиевича Башмачкина и Аксентия Ивановича Поприщина предстают трагикомическими персонажами. Они высмеивают и себя, и общество, в котором живут. Герои то странные и смешные, то эгоистичные и мелочные, то по-детски наивные и мечтательные. Они размышляют о причинах своей судьбы, о том, почему жизнь сложилась именно так, и ответы зрителям приходится искать внутри себя.

Постановка, созданная режиссёром Петром Шерешевским, основана на произведении комедиографа Ханоха Левина, которого часто сравнивают с израильским Брехтом.
Спектакль погружает зрителей в эпоху НЭПа. Старый мир Российской империи ушёл в прошлое, а новый только зарождается. Страна стремится воплотить коммунистическую утопию. Однако за внешней красотой новой реальности скрываются тёмные стороны: криминальные интриги, чёрный юмор и стремление жить за счёт других. Но даже в этом хаосе рождается любовь. Она вдохновляет Зою Пельц на рискованный шаг. Под видом швейной мастерской она создает дом терпимости. Её цель - накопить деньги и уехать со своим возлюбленным графом Обольяниновым в Ниццу, так как того тяготит советская реальность, в которой он не может адаптироваться.
Отмечается, что изюминки постановке добавляют сценография и костюмы, созданные московским художником Юттой Роттэ.
События спектакля разворачиваются как бы в двух «мирах». В тёплом автобусе, полном клетчатых сумок, в котором главные героини обсуждают свою жизнь и мечтают о светлом будущем. Одновременно с этим за окном царит суровая северная природа, где древние ненецкие духи кружатся в снежных вихрях и поют свои песни. Именно им предстоит определить судьбу трёх женщин в этом опасном путешествии.

В центре сюжета - история русского интеллигента Юрия Андреевича Живаго, которая разворачивается на фоне жестокой реальности начала XX века. Зрители увидят, как переплетаются судьбы доктора, его любимых женщин и всех, кто так или иначе оказывается рядом с ним.
Главный герой - юный угольщик Петер, который встречает волшебника. Тот предлагает ему богатство в обмен на живое и отзывчивое сердце. Петер соглашается, но теряет способность чувствовать радость, любовь и счастье. Осознав ошибку, он решает вернуть своё сердце.
Отметим, что постановка получила премию фестиваля «Театры Санкт-Петербурга - детям», а также стала лауреатом в номинации «Лучшая сценография» благодаря волшебным декорациям Дмитрия Разумова.
Интересно, что в 2022 году культурное учреждение отметило юбилейную дату - 80-летие со дня первой премьеры.
7.7°
