Царское Село - это не просто пригород Северной столицы, а настоящий кладезь знаний о русской истории. В его архитектуре, парках и легендах отражены величие императорской власти, драматизм революции и красота искусства. Царское Село прошло долгий и яркий путь от скромной усадьбы до великолепной резиденции. Оно оставило после себя богатое наследие, полное загадок и преданий.
От Саари Мойс до Царского Села
Дошедшая до нас история Царского Села начинается в XVI веке, когда на землях располагалась небольшая финская деревушка Саари Мойс (Saari Moisio), что в переводе означает «мыза на возвышенном месте». На русский лад - Сарица. Такое наименование, датированное 1501 годом, упоминалось в Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины. Впоследствии территорию заняли шведы, которые дали финскому поселению своё название - Сарис Гоф.
Однако в 1702 году во времена Северной войны земли перешли во владение Петра I. Спустя пять лет государь передал их в собственность Александра Меншикова. При нём территория стала называться Сарское Село. А 24 июня 1710 года царь (императорский титул получил в 1721 году - прим.ред.) подарил их своей будущей супруге и императрице Екатерине I. Дата считается моментом основания Царского Села.
Именно Екатерина I заложила основы будущего дворцово-паркового ансамбля. В 1717 году архитектор Браунштейн начал строить первый каменный дворец на месте старой усадьбы. Преобразования затронули и наименование территории: Сарское Село стало Царским Селом. Работы продолжались до 1723 года, по другим источникам - до 1724-го. За это время был разбит и регулярный сад, который находился на трёх террасах перед дворцом и получил название «Старый сад» (спойлер).
Благодаря расширению территории появились новые деревни и слобода, где жили дворцовые служащие, число которых увеличивалось из года в год.
Правда, настоящий расцвет ныне известного места наступил при императрице Елизавете Петровне.
Елизаветинское барокко
Елизавета Петровна, дочь Петра I, превратила Царское Село в великолепную императорскую резиденцию. С 1727 года поместье принадлежало цесаревне, но нехватка средств ограничивала его развитие. Значительные изменения стартовали с 1742 года, когда государыня решила превратить имение в парадную российскую резиденцию, сравнимую с европейскими дворцами.
И ей это удалось. Под руководством архитектора Бартоломео Растрелли Екатерининский дворец был перестроен (спойлер) в величественное сооружение в стиле елизаветинского барокко. Золоченые фасады, пышные интерьеры, зеркальные залы - появились благодаря Елизавете Петровне.
Год спустя был утверждён новый проект, созданный архитекторами Андреем Квасовым и Саввой Чевакинским на основе идей Земцова.
К 1748 году, когда строительство подходило к финишной прямой, императрица сочла получившийся дворец недостаточно впечатляющим и комфортным. В этой связи в 1752 году началась новая реконструкция, которой занялся архитектор Бартоломео Растрелли. Спустя четыре года была произведена практически полная перестройка. Получившийся дворец в стиле барокко отличался большими размерами и богатым декором. В одном из залов разместили янтарные панно, полученные Петром I в дар от прусского короля Вильгельма.
В саду перед дворцом произошли изменения: его расширили, перепланировали и украсили скульптурами. Растрелли спроектировал павильоны Эрмитаж и Грот. Большой пруд стал шестиугольным, с аллеями и увеселительным павильоном люстгауз на острове.
При Елизавете Петровне на месте Зверинца появился регулярный Новый сад. Насыпали гору Парнас, построили павильон Монбижу (перестроен в Арсенал - прим.ред.). Сад разделили на четыре части по 200 метров, соединённые аллеями и Крестовым каналом.
Екатерининский классицизм
После смерти Елизаветы Петровны на престол взошла Екатерина II, которая внесла свои коррективы в облик Царского Села (спойлер). Она предпочитала более строгий и элегантный стиль классицизма. При ней были построены «Агатовые комнаты», Камеронова галерея, «Холодная баня» и другие сооружения, которые гармонично вписались в барочный ансамбль.
Вдоль границы Старого сада до самых Нижних прудов был построен Продольный (Каскадный - прим.ред.) канал с 12-ю плотинами.
На участке к югу от дворца и вокруг Большого пруда появился пейзажный парк в английском стиле. Большой пруд был перепланирован и превращён в озеро. Также подверглись изменениям и прямоугольные очертания Нижних прудов .
В честь побед России в русско-турецких войнах в 1770-1780-х годах в парке были установлены различные памятники: Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад. Они стали наглядным отражением не только побед, но и самой эпохи, а также вкусов того периода.
В 1792-м Екатерина II приказала построить Новый Царскосельский дворец (Александровский - прим.ред.) в честь свадьбы великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I - прим.ред.) и великой княжны Елизаветы Алексеевны. Проект дворца разработал Джакомо Кваренги. Работы под руководством зодчего Василия Неёлова были окончены уже к 1796 году. Вокруг дворца возвели пейзажный парк с тремя прудами и лугами. Также были построены павильоны Арсенал и Шапель в неоготическом стиле.
Как изменился облик Царского села под мужской рукой?
В 19-м столетии история дворца (спойлер) тесно переплеталась с именами двух Александров: I и II. Появились новые пристройки, Парадный кабинет и одноимённая лестница. Продолжались благоустраиваться парковые зоны.
Позже мастер создал Парадный кабинет и несколько смежных комнат, которые были оформлены в стиле ампир и посвящены победам русской армии в Отечественной войне 1812 года. Одновременно с этим проводились работы по благоустройству Нового парка.
При Александре II дворец в очередной раз обновили. Появилась Парадная лестница, возведение которой завершилось в 1860-х архитектором Ипполитом Монигетти в стиле «второго рококо». Параллельно велись работы по благоустройству парка: в начале XIX века были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном. В середине века ансамбль Екатерининского парка был завершён павильоном «Турецкая баня».
В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был создан Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле.
При последнем российском императоре Николае II были возведены новые сооружения в стиле модерн и неорусском стиле на территории Александровского дворца, где часто проживала семья. Также проходило облагораживание парка.
Революция и война: как проходило восстановление?
После Февральской революции 1917 года в Царском Селе начались изменения в архитектурно-парковом ансамбле. В мае создали Художественно-исторические комиссии для работы в дворцах. Их задачей было систематизировать имущество бывших Дворцовых Управлений.
В Царском Селе архитектор Георгий Лукомский возглавил составление новых описей на основе документов 1860-х и 1910-х годов. Эти описи стали первыми музейными инвентарными книгами и каталогами. Важным этапом работы было создание фотографий ценных предметов и интерьеров.
После событий октября 1917-го комплекс зданий был преобразован в музей (спойлер).
В период Великой Отечественной войны архитектурно-парковый комплекс понёс значительные потери (спойлер): один из дворцов превратился в развалины, разрушен парк, украдены предметы искусства.
Весь ансамбль Баболовского парка был практически полностью разрушен. Множество предметов искусства и интерьера было украдено, включая знаменитую Янтарную комнату. В парках, изрытых траншеями и блиндажами, были уничтожены мосты, плотины, дамбы и каскады.
Реставрационные работы в музее-заповеднике начались в 1950-х годах и продолжаются до сих пор. Архитекторы и реставраторы восстанавливают наследие прошлого, используя традиционные материалы и технологии, характерные для мастеров XVIII-XIX веков в области позолоты, камнерезного искусства, лепнины и других видов работ.
Ценным источником информации для реставраторов стали цветные фотографии интерьеров Екатерининского дворца и личных комнат царской семьи в Александровском дворце, сделанные в 1917-м.
К концу 1950-х открылись первые залы Екатерининского дворца после реставрации. Восстановили Лионский зал, церковь Воскресения Христова, личные покои Николая II и Александры Фёдоровны, павильоны Арсенал и Шапель, «Агатовые комнаты» и Ратную палату. Янтарная комната была воссоздана только в 2003 году.
В 1983-м дворцы и парки стали заповедной территорией. С 1990 года музей-заповедник «Царское Село» в Пушкине пошёл в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Через пять лет его включили в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, а в 1997-м - в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
В настоящее время музей-заповедник «Царское Село» - это ансамбль, состоящий из трёх дворцов, трёх парков и разнообразных павильонов. В его собрании хранится более 56 тысяч предметов. Коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
Какие предания хранит история?
- Сказания о призраках
Легенды о призраках членов императорской семьи - одна из самых известных категорий. Говорят, что ночами в Екатерининском дворце можно увидеть тень Екатерины II, величественно прогуливающуюся по залам. По преданиям, её дух охраняет спрятанные в тайных комнатах сокровища.
Не менее известна история о призраке Павла I, убитого заговорщиками в Михайловском замке. Его беспокойный дух, как утверждают некоторые, иногда появляется в Царском Селе, тоскуя по семье и утраченной власти.
Нельзя не упомянуть и о трагической судьбе Николая II и его семьи. Их последние годы перед арестом прошли в Александровском дворце. Очевидцы утверждают, что до сих пор можно услышать тихие голоса и увидеть бледные фигуры. Чаще всего упоминается призрак Алексея Романова. Напомним, что цесаревич с детства был тяжело болен и часто находился в стенах Александровского дворца.
Кроме того, некоторые посетители делились, что замечали силуэты, похожие на человеческие, которые растворялись при попытке приблизиться к ним. По легенде, это души юных лицеистов, которые навсегда остались в Лицейском саду.
- Тайна янтарной комнаты
Несмотря на то, что Янтарная комната была восстановлена в мельчайших деталях по сохранившимся чертежам, о судьбе пропавших сокровищ до сих пор известно крайне мало.
Существует несколько версий (спойлер) о судьбе Янтарной комнаты.
По «балтийской гипотезе» предполагается, что ящики с шедевром могли быть затоплены в Балтийском море или захоронены в Дании. Также есть теория, известная как «восточнопрусская тайна», в соответствии с которой Янтарная комната до сих пор может находиться в подземных хранилищах Калининградской области.
Многие исследователи уверены, что комнату частями спрятали в разных местах. В апреле 2025 года рассекреченные документы ФСБ подтвердили следующий факт: весной 1945 года из Кёнигсберга отправился эшелон с ящиками, помеченными как «музейные ценности». Согласно документам, ящики могли быть спрятаны в Тюрингии. Есть данные по трём локациям.
Первая - шахта «Виттекинд», которая была затоплена Красной Армией в апреле 1945 года. Анализ воды, проведённый в 2018 году, выявил аномально высокое содержание янтарной кислоты. Вторая - замок Райнхардсбрунн. В нём пять лет назад нашли тайник с 12 картинами из коллекции Геринга, тем самым подтвердив его использование как нацистского хранилища. И последняя - соляные шахты Меркерса. Там в год Победы над нацистским режимом нашли 100 тонн золота Рейхсбанка. А в 2024-м на одном из участков георадар обнаружил новые полости.
Кроме того, в истории есть несколько загадочных смертей (спойлер), связанных с поисками утраченного сокровища.
Также в автокатастрофе погиб Юрий Гусев, генерал-полковник и первый замначальника ГРУ РФ, известный поисками Янтарной комнаты. В 1992 году в интервью он намекнул, что знает её местонахождение, но не раскрыл тайну из-за могущественных сил, скрывающих её.