Суд отказал в удовлетворении требований о перерасчете выборжцам платы за теплоэнергию. В октябре минувшего года Выборгский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением от лица пенсионера, инвалида 2 группы. Суть заявления – требование обязать «Управляющую компанию про ЖКХ» произвести перерасчет за тепловую энергию за период 15.03.2013-18.04.2013. Свой отказ суд обосновал тем, что решение об установлении цен обратной силы не имеет. При этом изменение установленных тарифов возможно только на основании решения суда либо по предписанию федерального органа исполнительной власти. А таковых попросту нет. Ниже мы приводим пресс-релиз выборгской прокуратуры.
«09.09.2013 в Выборгскую городскую прокуратуру поступило поручение прокуратуры Ленинградской области, в котором указано на незаконность взимания ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» платы с потребителей тепловой энергии г. Выборга, а также на необходимость принятия мер прокурорского реагирования, направленных на восстановление нарушенных прав граждан путем производства ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» перерасчета платы за потребленную тепловую энергию, в связи с тем, что ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» в части теплоснабжения выполняет одновременно функции ресурсоснабжающей организации и управляющей организации по эксплуатации систем тепло — водоснабжения и водоотведения на территории 12 муниципальных образований Выборгского муниципального района, в том числе и г. Выборга.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) № 205 — п от 24.12.2012 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячу воду, поставляемую открытым акционерным обществом «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству» Выборгского района Ленинградской области» потребителям муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области в 2013 году» установлен тариф на тепловую энергию.
15.03.2013 приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) № 44 — п от 15.03.2013 в связи с отсутствием у управляющей компании ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» договоров аренды муниципального имущества – объектов и систем теплоснабжения в г. Выборге, действие приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 24.12.2012 № 205 – п «Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячу воду, поставляемую открытым акционерным обществом «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству» Выборгского района Ленинградской области» потребителям муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области в 2013 году» для потребителей МО «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области отменено до поступления в Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) вновь заключенного договора аренды.
Согласно договору аренды от 01.04.2009 № 166 между администрацией МО «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (арендодатель) и ОАО «Выборгтеплоэнерго» (арендатор) в период с 01.04.2009 по 11.04.2013 сети теплоснабжения находились в пользовании ОАО «Выборгтеплоэнерго».
11.04.2013 между администрацией МО «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области и ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» заключены договоры аренды муниципального имущества – тепловых сетей №№ 68а, 68б сроком на 30 дней до проведения в установленном порядке торгов.
На основании приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) № 83 – п от 18.04.2013 «Об отмене приказа Комитета по тарифам и ценовой политике от 15 марта 2013 года № 44 – п «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 года № 205 – п «Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячу воду, поставляемую открытым акционерным обществом «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству» Выборгского района Ленинградской области» потребителям муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области в 2013 году», МО «Город Выборг» включено в сферу деятельности ОАО «Управляющая компания по ЖКХ».
09.09.2013 во исполнение указанного поручения прокуратуры Ленинградской области, Выборгской городской прокуратурой в адрес генерального директора ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию Выборгской городской прокуратурой, с требованием произвести перерасчет платы за тепловую энергию потребителям г. Выборга за период с 01.01.2013 по 18.04.2013. 09.10.2013 по результатам рассмотрения ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» посчитала данное представление необоснованным, а его исполнение невозможным.
14.10.2013 Выборгский городской прокурор в интересах гражданина, являющегося пенсионером, инвалидом 2 группы, обратился в суд с исковым заявлением в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» произвести перерасчет платы за тепловую энергию указанному гражданину за период с 15.03.2013 по 18.04.2013.
23.01.2014 решением Выборгского городского суда отказано в удовлетворении вышеуказанных требований. В обоснование своей позиции судом указано, что согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы. В соответствии с п. 38 указанных Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, изменение установленных тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» потребителям Выборгского муниципального района Ленинградской области в 2013 году в течение расчетного периода регулирования, возможно только на основании соответствующего решения суда или по предписанию федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, но ни решения суда, ни предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов относительно изменения тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» в период с 15.03.2013 по 18.04.2013 не имелось. Кроме того, приказ Комитета по тарифам и ценовой политике от 15 марта 2013 года № 44 – п «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24 декабря 2012 года № 205 – п «Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячу воду, поставляемую открытым акционерным обществом «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству» Выборгского района Ленинградской области» потребителям муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области в 2013 году» не был опубликован в установленном законом порядке, в связи с чем не может применяться.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Перечень дел, приведенный в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.»