Асфальтовая болезнь Выборга. Подрядчики воруют?

Поделиться

Почти двухчасовой разговор, посвященный состоянию выборгских дорог, состоялся накануне в районной администрации. Помимо главы администрации Геннадия Орлова, руководителя комитета по ЖКХ, начальника отдела благоустройства и представителей подрядных организаций на встречу пришли и инициативные жители Выборга. Главные вопросы на повестке дня – почему в Выборге настолько отвратительное состояние дорог и когда ситуация изменится.

Первой, естественно, была поднята проблема катастрофического количества ям на проезжих частях города. На сегодня экстренный ямочной ремонт в рамках договора по содержанию и механизированной уборке автомобильных дорог Выборга ведет ООО «РАСЭМ». И ведется он в авральном режиме.

— Сейчас на ликвидации «криминальных ям», коих насчиталось 300 кв.м., работают три бригады. Скорость зависит от массы причин, в том числе от глубины ям, необходимости их осушения, от интенсивности движения. В среднем за сутки холодным асфальтом нам удается качественно заделать 50-60 квадратным метров. То есть, на ликвидацию самых опасных ям при благоприятной погоде у нас должно уйти 5-6 дней. Но мы заделываем одну яму, а их появляется три. Сейчас по Выборгу еще порядка 200-250 кв.м. таких ям, что, если мы с их ремонтом на день-два опоздаем, дальше будут очень серьезные проблемы, — заявил директор «РАСЭМ» Денис Зубенко.

Справка по выполненному ямочному ремонту дефектов асфальтового покрытия холодным асфальтом на территории г.Выборга в 2015 году

С учетом интенсивности движения и погодных условий с колебаниями температур около 0° прогнозировать скорость разрастания уже существующих ям очень трудно, отметил Денис Зубенко. Но с гарантией процентов в 70-80, к тому моменту, когда до них «дойдут руки», эти ямы превратятся в «криминальные» (это слово, пожалуй, стало трендом вчерашней встречи): в тех местах, где уже началась просадка дорожного покрытия, скапливается вода и ускоряет процесс разрушения асфальта.

— Любая яма может превратиться в опасную за 2 дня, а может уже и к вечеру. Накануне мы заделывали две огромные ямы на Леншоссе, которые образовались буквально за полдня. На их ликвидацию сразу 1,5 тонны асфальта ушло, — посетовал руководитель «РАСЭМ».

Почему именно холодный асфальт? Ведь качество такого ремонта весьма сомнительно и хватает его при хорошо выполненных работах всего недели на две. Но в данных погодных условиях других вариантов нет. Как пояснили специалисты, это временная мера, до наступления плюсовых температур, когда можно будет начать делать ремонт горячим асфальтом. Сейчас администрация района завершает подготовку документации на аукцион по ямочному ремонту. Аукцион будет объявлен в первых числах марта на 4900 кв.м., срок исполнения – до 9 мая. В список включены все улицы, кроме тех, на которых запланирован капитальный ремонт и тех, которые в рамках своего контракта будет делать «РАСЭМ», а это еще 4400 кв.м.

Во многом такая «сверхъестественная» скорость появления ям связана с погодными условиями (кстати, финские специалисты, подписывавшие на днях с администрацией Выборга договор о сотрудничестве, также жаловались на небывалое количество просадок в этом году) и недоброкачественной работой подрядных организаций, производивших предыдущую перекладку дорожного покрытия. В частности, не единожды в этой связи поминалось ЗАО «СК Мишель».

Кстати, сообщил Геннадий Орлов, сейчас в суде находятся два встречных иска: от администрации Выборгского района к ЗАО «СК Мишель» на неисполнение муниципального контракта, в частности на исполнение работ ненадлежащего качества, и от ЗАО «СК Мишель» к администрации Выборгского района на неоплату выполненных работ.

— Есть данные экспертизы, по которым мы не можем подписать акты выполненных работ и оплатить их, потому что фактическая толщина асфальта не соответствует ТЗ, тип асфальта не соответствует заявленному: не хватает битума, щебень не тот, уплотнение недостаточно… Мы и ранее писали компании претензии по качеству работ, а сейчас даже и неспециалисты видят, что на Крепостном мосту, ремонт которого выполнялся в прошлом году, уже начали образовываться ямы, — пояснил зам.главы администрации Дмитрий Самойленко.

Справка по ремонту дорожного покрытия автомобильных дорог г.Выборга за 2014 год

Выборжцы, наверняка помнят, что минувшим летом к «Мишель» действительно было множество претензий по качеству работ, однако компания выигрывала один аукцион за другим.

— Аукцион проходит на электронной площадке, и победитель согласно ФЗ №44 определяется по наименьшей предложенной цене. К сожалению, и на право технического надзора до этого года приходилось проводить отдельные конкурсные процедуры. Кто дал меньше – тот и «надзорит». И по конкурсам у нас наблюдалось падение цены на 90-95%. Даже за 99 рублей у нас осуществляли технический надзор по дорогам. Понятно, какого качества эти услуги, но мы обязаны работать в рамках закона. С 2015 года мы эту порочную практику прекращаем, так как у нас появились специалисты с допусками СРО и которые будут отвечать за проверку качества асфальта, – пояснил председатель комитета по ЖКХ Алексей Туркин.

— Я правильно понимаю, что «Мишель» выиграл аукцион, потому что занижал цены? А как дальше с ним бороться, чтобы исключить из аукционной борьбы? Может внести в черный список? – задал вполне уместный в этом случае вопрос редактор Независимого Выборгского портала Алексей Соколов.

— Только через суд. Пока не будет решения суда, мы не имеем права отстранить компанию от участия в аукционе. Но есть одно существенное «но». После признания судом ЗАО «СК Мишель» недобросовестным подрядчиком и внесения его в черный список, ничто не мешает компании тем же составом учредителей перерегистрироваться, скажем, в «Мишель-К», и снова участвовать в конкурсах. По закону такую «новую» компанию не допустить к участию в аукционе мы уже не может. По 44-му ФЗ заявиться на аукцион имеют право все компании, соответствующие требованиям конкурса. За любую попытку не допустить компанию, не занесенную в черный список, пусть даже и известную нам, нас тут же начнет штрафовать ФАС за неправомерное ограничение участия. Есть обязательные требования, которые могут быть предъявлены к участнику. Они прописаны в 44-м ФЗ. И дополнительных требований выдвинуть ему нельзя. Это рассматривается, как ограничение его права, — пояснил Геннадий Орлов.

— Если участник оформил документы не надлежащим образом, мы имеем право его отклонить, — внес дополнения Дмитрий Самойленко. — Но он тут же имеет право обжаловать наше решение в Федеральной антимонопольной службе, что и делают системно некоторые участники, желающие «отжать» средства с тех подрядчиков, которые реально хотят работать, поскольку начинается затягивание сроков. Как только в ФАС поступила жалоба, площадка для проведения аукциона блокируется, и пока они там протокол рассмотрения и решения по жалобе не разместят, а может пройти месяц-полтора, никакие процедуры не проводятся. Начав проводить аукцион в начале июня, мы рискуем поиметь результат только в августе.

Информация о гарантийных сроках на дороги, ремонт которых выполнен в 2011-2014 гг. Информация о гарантийных сроках на дороги, ремонт которых выполнен в 2011-2014 гг.

Но есть в положениях ФЗ №44 и положительный момент, которым администрация Выборгского района наконец-то начала пользоваться. Это право заказчика установить требование о предоставлении заключения экспертизы аккредитованной при Правительстве ЛО организации. Если экспертная организация говорит, что качество работ соответствует ТЗ, договор считается исполненным. Если выдает замечания – подрядчик обязан их устранить. Именно благодаря этому пункту в 2014 году администрация района не подписала ЗАО «СК Мишель» ни одного акта приемки.

И вот здесь начинается еще одна неразбериха. Есть дороги, которые находятся на гарантийном обслуживании у «Мишель» до 2019 года. Если компанию внесут в черный список, что будет с гарантиями?

— Давайте говорить откровенно: любой бизнесмен сделает все, чтобы гарантийным ремонтом не заниматься, не вкладывать личные деньги. 4 адреса, которые «Мишель» делал в 2014 году, не оплачены, и по решению суда компания обязана будет все эти адреса переделать на совесть. Хотя судебное разбирательство может вестись достаточно долго. С одним из недобросовестных подрядчиков мы судилась 1,5 года. Если компания объявит себя банкротом, мы вынуждены будем по законодательной базе вновь объявить конкурс и ремонтировать дорогу. Могу заранее сказать, это будет долго и нудно, — посетовал Геннадий Орлов. — Но пока «Мишель» существует, претензии ему выставляться будут, и мы будем в рамках законодательства заставлять его выполнить обязательства по контракту. До решения суда мы не имеем права проводить там ямочный ремонт – это нецелевое использование бюджетных средств.

Муниципальная программа «Развитие автомобильных дорог МО «Город Выборг» в 2015-2017 гг.»

Естественно, одним из важнейших пунктов обсуждения стал план ремонта дорог на 2015 год. Согласно муниципальной программе «Развитие автомобильных дорог МО «Город Выборг» на этот год запланирована перекладка дорожного покрытия на улицах Кривоносова, Новой заставы, Малой Гвардейской, на Ленинградском проспекте.

— На Леншоссе мы запросили средства из областного бюджета, поскольку самим нам ее не потянуть, это более 40 тыс. кв.м. Стоимость 1 кв.м ремонта только асфальтового покрытия стоит 1200-1500 руб. (для сравнения вместе с основанием – 5000 руб) то есть для Леншоссе миллионов 60 нужно, — озвучил цифры председатель комитета по ЖКХ. — Дополнительно запросили средств на ремонт дороги через Лазаревку (ул. Промышленная, Весенний поток, Западная и часть Кузнечной), проект которой уже прошел государственную экспертизу. Общая его стоимость 191,4 миллиона рублей. Своими средствами с учетом того, что в муниципальном бюджете мы смогли на ремонт дорог выделить всего 50 миллионов, нам не справится.

Кстати, только за 2014 год район не досчитался в бюджете половины транспортного налог (50% отправляется в областной бюджет, 50% остается в муниципальном), а это, между прочим, 33 миллиона рублей. Между прочим, на ремонт дорог. Недополучил бюджет и из-за «серых» схем выплаты зарплат: 56 млн. рублей (12% от запланированных поступлений).

— За прошлый год недобрали свыше 158 миллионов рублей. Сколько соберем в 2015 году по налогам и выплатам, столько и сделаем. Соберем на 1 дорогу – извините, отремонтируем одну дорогу. Бюджет на 15-й год принимали в минусе на 77 миллионов. А может быть еще хуже, — «пригрозил» глава районной администрации.

А вообще, по сведениям Алексея Туркина, на сегодня «криминальных» дорог в Выборге — 54 адреса. Примерная стоимость их ремонта еще на прошлую весну составляла 450 миллионов рублей. И это только замена верхнего слоя асфальтового покрытия, без ремонта основания. А плохое состояние дорожного основания в Выборге повсеместно. Если делать капитально, то выйдет, что вместо 4-5 дорог город сможет сделать только одну. К тому же, капремонт тянет за собой перекладку сетей водоканала, износ которых составляет 90%. И эти проблемы зачастую выплывают уже после укладки нового асфальта: поработала тяжелая техника, продавила истончившиеся сети, началось подтекание, просадка грунта и как следствие — ямочность.

Но есть в этом «царстве тьмы» одна приятная новость: губернатор Дрозденко готов выделить из областного бюджета на местные дороги Выборга 10 миллионов рублей. Конечно, в свете необходимых средств сумма скромная. Но, как говорится, и 10 миллионов на дороге не валяются. Поскольку эти средства не были запланированы, Геннадий Орлов предложил совместно с жителями Выборга определить самую «убитую» дорогу, по которой оперативно будет подготовлен проект и направлен губернатору с заявкой на эти обещанные 10 миллионов. В частности, свои предложения можно оставлять в группе редакции ivbg.ru ВКонтакте или в группе «Дороги Выборга».

— Кстати, а как администрация и подрядчики ищут плохие дороги? Сами ездят?

— У нас составлен реестр дорог, и мы ежедневно проезжаем определенные участки, ведем мониторинг, – пояснил Алексей Туркин. — И каждое утро у меня проходит совещание, на котором мы с учетом поступивших от жителей замечаний, заявлений корректируем задание для подрядчика. Мы включили в контракт требование по оперативной заделке ям. В течение 5 дней после подачи заявления подрядчик должен устранить яму холодным асфальтом, либо горячим в теплое время года. Нужно сказать, что здесь нам была бы очень кстати помощь выборжцев. Нужна полная и оперативная информация по ситуации на дорогах, заявления, фотографии. И мы знаем, что горожане бурно обсуждают состояние дорог, но нам эта информация важна задокументированной.

В связи с заявлением Алексея Туркина инициативными гражданами было принято решение, начать активнее собирать информацию об аварийных участках дорог, в частности возобновить проект «Выборгский ухаб». А также было решено «встречаться чаще». Следующее обсуждение дорожных проблем назначено на апрель, когда уже будет информация, как прошли аукционы, кто выиграл, кто «опустился» до 99 рублей, и будет четкое понимание, какое качество дорог мы получим, и что необходимо контролировать.

Текст: Елена Березовская