Кто и зачем рубит лес на Папуле в Выборге

Поделиться

Две недели назад новость о вырубке леса на горе Папула всполошила Выборг настолько, что на change.org появилась петиция с просьбой прекратить уничтожение деревьев и строить дорогу в другом месте. Однако пока большинство жителей пытается понять, почему летят щепки, — гору продолжают освобождать для важного путепровода.

Лес

Свой расцвет парк Папула увидел на рубеже XIX- XX вв. В 1887-1899 гг. здесь произошла разбивка парка, возведение обзорной смотровой башни и водонапорной башни. В 1909-10 гг. — строительство ресторана и Летнего театра. Парк был излюбленным местом отдыха финнов. Как и многое в самом городе, папульский парк начал умирать в 40-е годы и продолжал затухать на протяжении семи десятков лет. Что мы имеем сейчас — полную его запущенность, утрату архитектурных и природных элементов.

На территории парковой зоны большая часть деревьев была вырублена еще в 1941 году, старовозрастные, высокоствольные деревья (ели, сосны) сохранились в единичном количестве. Об этом говорит Государственная историко-культурная экспертиза, проведенная в 2014 году как раз для включения бывшего парка в реестр объектов культурного наследия. И по итогам парк Папула таки был признан объектом культурного наследия муниципального значения. Отсюда и понятные опасения выборгской общественности — не наломают ли дров.

По Федеральному закону об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ вырубка деревьев на объекте осуществляется только с разрешения органов охраны объектов культурного наследия и природоохранных органов. В 2013-2014 гг. при разработке проектной документации для строительства путепровода была проведена государственная историко-культурная экспертиза, определившая границы территории памятника. После этого в составе проектной документации был разработан раздел по обеспечению сохранности парка. Согласно проектной документации путепровод пройдет вне границ объекта.

Путепровод

Публичные слушания по проекту «Строительство автодорожного путепровода на перегоне «Выборг-Таммисуо» участка Выборг-Каменногорск» состоялись еще в феврале 2014 года. Уже тогда было известно, что путепровод пройдет через гору Папулу за стадионом «Локомотив», рядом с погранотрядом. Редакция ivbg.ru, вооружившись сведениями из источников, близких к строительству, воссоздала примерный план прохода путепровода. Он пройдет насквозь через всю гору, начинаясь у развязки Светогорского шоссе.

Примерный план прохода путепровода

Путепровод длиной 102 метра должен заменить три закрываемых переезда через железную дорогу. Также исполнитель должен обустроить автодорогу «Выборг-Смирново» и съезды со Светогорского шоссе к улицам Таммисуо, Западной и Водной.

Построить путепровод через перегон «Выборг-Таммисуо» планируется до конца 2016 года. Проект финансируется РЖД. «Железные дороги» уже ведут работы по расширению ветки Выборг-Каменногорск, которая должна разгрузить станцию Выборг от потока грузовых составов. Соответственно, интенсивность движения на этом участке серьезно возрастет. Уже сегодня существует проблема достаточно длительных простоев автотранспорта на переездах в Таммисуо и в районе пос. Кирова. А с увеличением потока железнодорожного транспорта проблема встанет еще острее. В связи с этим жители и администрация Выборгского района еще на стадии проектирования строительства железной дороги добивались включения в планы РЖД строительства путепровода.

24 августа этого года подведены итоги конкурса на строительство автодорожного путепровода на перегоне «Таммисуо-Гвардейское», организованного ГКУ «Ленавтодор». Победителем стала петербургская строительная компания «Пилон». Стоимость контракта  919 838 811 рублей.

Уже сейчас на Папульской горе работает бригада компании «Дортекс», производящая вырубку леса. Рабочие рассказали ivbg.ru , что останутся здесь до зимы — работы много. А скалу, которая встанет у них на пути возле Светогорского шоссе, будут прорубать гидромолотом.

Из двух зол

Коллегам из «Леноблинформ» удалось связаться с депутатом областного ЗакСобрания от Выборгского района Олегом Петровым и обсудить вопрос строительства. В ходе беседы Олег Петров вспомнил, что когда-то жители Выборга сами выходили на митинги, требуя построить новый автомобильный переход поверх железной дороги, по типу моста. В первую очередь, трудности испытывают жители Житково, Барышево, Гончарово, Гвардейского.

Сказал Петров и важную фразу: «Если уж выбирать из двух зол, то я выбираю меньшее — строительство автомобильного перехода. Иначе будет коллапс, встанет вся техника.» Вот здесь мы не можем с ним не согласиться.