Скорбь по погибшим при крушении Airbus А321 стала поводом для спекуляций

Поделиться

Роль соцсетей сегодня не оспаривает уже никто. Выход в интернет стал общедоступнее выхода из дома. В то же время, интернет-площадки не стоят на месте — они трансформируются, подстраиваются под контент, мобильно реагируют на «спрос» аудитории. А вот каков спрос аудитории — это уже тема для отдельного разговора. И, как ни прискорбно, в очередной раз обнажила эту тему трагедия в небе над Синайским полуостровом.

Фото: ТАСС

Шапка с изображением «главного пассажира» 10-месячной Дарины Громовой, самой юной жертвой египетской авиакатастрофы. Да, теперь в социальной сети можно приобрести и такой «товар». Скандальную акцию устроила группа «ВКонтакте» «7K9268/AIRBUS A321 / ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР», посвященная жертвам крушения А321. Помимо прочего администраторы паблика цинично предлагают 15% скидку для родственников погибших.

В этой же группе можно найти предложения послушать специальную подборку музыки: «Мы открыли клуб! Заходи, слушай скорбную музыку, скорби. Вход в клуб по ссылке».

Подобные посты вызвали осуждение пользователей соцсети, которые массово покинули группу. Общественность обвинила администраторов в спекуляции на горе родственников.Тем не менее сейчас в группе все еще состоит 754 человека, каждый новый пост стабильно набирает 50-100 «лайков».

Редакция ivbg.ru насчитала «ВКонтакте» более ста групп, посвященных аварии. В самой крупной из них состоит 6,5 тысяч человек. В группах пользователи выражают соболезнования близким погибших, публикуют стихи, картинки и песни, посвященные трагедии. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, но если посмотреть пристальнее — грань между искренним проявлением скорби и  творческой спекуляцией довольна тонка.

Обложка альбома

Комментарий эксперта

Полина Кракович, клинический психолог: Что касается тенденции к созданию подобных групп и обилия постов — это закономерно. Мы все живем в режиме «онлайн». Ты можешь найти в интернете все: работу, учебу, развлечения, общение (которое зачастую практически заменяет реальное), приобрести любые товары. С появлением интернета общество видоизменило способы взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Большинство живет в сети, так почему же человек не может поделиться своим горем или счастьем с другими?

Но не стоит забывать о том, что общество, особенно в таких реалиях, все больше напоминает толпу, которой присущи духовное единство, эмоциональность и иррациональность. Происходящее в сети — яркая иллюстрация феномена «эмоциональное заражение», очень похожее на распространение инфекционного заболевания.
У некоторых людей может развиться вторичная травматизация. Такое явление возникает у специалистов-психологов, но аналогичная картина может возникнуть и у чувствительного человека, который всей душой болеет о случившемся кошмаре. Нередко могут представляться картины трагедии и всё то, что переживали пассажиры рокового рейса. Такие сопереживания могут приводить к эмоциональной опустошенности, усталости, плохому настроению, нарушению сна, психосоматическим нарушениям. Вторичная травматизация после авиакатастроф случается не у всех, а у людей особенно предрасположенных (слабая нервная система, психическое истощение, тревожность, эмоциональная чувствительность и др.). Поэтому ленты, заполненные новыми подробностями произошедшего, новостные выпуски, пестрящие фото и интервью, негативно влияют на психическое состояние людей, находящихся во всепоглощающем аффекте.

По стечению обстоятельств скорбь перешла из реальной жизни в виртуальную. Когда в воскресенье после катастрофы в Выборге объявили акцию памяти, где каждый мог почтить  погибших минутой молчания и возложить цветы на Красной площади, туда пришло не так уж и много народа — несколько десятков. Зато в группах «Вконтакте» сообщения о соболезнованиях лились нескочаемым потоком. Куда они лились, кому, для чего? Чем отличается продажа шапки от фразы «скорблю», брошенной вместе с неуместным эмодзи? Не удивлюсь, если слова поддержки скоро заменят специальные смайлики для выражения виртуальной скорби и горя.

Эльза Рада