Поделиться

Совсем недавно вышел новый путеводитель по городу Выборгу. Это не просто книга с историческими фактами, автор выступает в роли друга читателя и в ходе непринуждённой прогулки рассказывает о местных достопримечательностях. Здесь нет нагромождения понятий и дат, в которых даже ярый любитель краеведения запутается.

Андрей Николаев, фото из vk.com

Путеводитель состоит из двух частей: авторский путеводитель по городу и городские предания. Автор — Андрей Николаев, он же руководитель ИКЦ Варяжский двор. Сотрудникам ivbg.ru посчастливилось пообщаться с этим интересным и начитанным человеком.

Как возникла идея выпустить путеводитель?

Вообще идея этой книги появилась в 2001 году. Поэтому у неё такая более солидная история. Что-то добавлялось, что-то адаптировалось, и поэтому то что она вышла это конечно очень приятная неожиданность. Нам очень сильно в этом помогли наши партнёры — это Центр развития культурного наследия Санкт-Петербурга. Совершенно случайно это получилось, но в этом есть некий элемент закономерности. Дело в том, что общаясь с людьми, понимание, что любое место, любой город имеет свою атмосферу передаётся в большей степени городским фольклором, рассказами. Это то через какие моменты в первую очередь дети могут воспринимать глубину истории. Ведь не зря же мы им рассказываем сказки и потом уже начинают вчитываться в историю.  В общем возможно путеводитель в первую очередь адресован маленьким читателям и их родителям для того чтобы совместно и интересно узнать что-то об истории города. Тем более что мне какую-то часть этих легенд рассказывал дед и я посчитал своим долгом передать эту эстафету дальше, и может быть, создать традицию. Каждое поколение будет оставлять какие-то свои воспоминания.

Путеводитель

Почему решили написать именно легенды?

Очень часто человек не может дать ответ почему так происходит. Какая-то внутренняя потребность, точно так же как усадьба «Сваргас». Мы делаем не потому, что это кому-то надо, а потому, что по-другому мы не можем. Любое творчество, любой полёт начинается с того, что когда человек для себя чётко понимает, что по-другому не может. Каждый по-своему выражает отношение к окружающему миру, те моменты которые являются философскими и основополагающими. Легенда – это попытка осмысления той территории, на которой мы сейчас живём, той глубокой истории, тех каких-то может быть событий, которые не понятны сейчас, которые могут иметь объяснение только какое-то магическое. Выборг он обладает своей магией, такой неповторимой тонкой душой, как какой-то кусочек мозаики. Легенды как раз-таки отражают эту историю.

Откуда брались материалы? Подробности легенд?

Есть несколько легенд, которые в том числе написаны лично мной в различные года. Есть материалы, которые мы брали из газет, допустим тогда ещё «Выборгский Коммунист». Это конечно не окончательный вариант. Автором многих легенд является Ирина Кудышкина, известный экскурсовод. Это такой всё-таки сборник, он не претендует на единоличное авторство. Подход на то что синергетика города, его история, культура, какие-то образы в общем-то будоражат всегда людей и это требует своего выражения в каких-то литературных произведениях. Те легенды, часть которых, допустим, как «Сага о розовом камне», просто была придумана из головы. Был какой-то момент своего преломления той истории, которая могла быть, то обилие гранита, те культуры, которые есть у нас, они как-то так связались в такую вот вещь. Она была написана ещё в далёком 1988 или 1989 году.

Стоит ли продолжать писать книги про Выборг, если учесть, что и так написано много всего?

Дело в том, что в моём понимании — это «terra incognita» — земля неисследованная. И как очень точно сказал профессор Кирпичников, «не отпитая чаша». История, она настолько богата, настолько много наслоений, что этим можно заниматься бесконечно, и это замечательно. Второй очень важный момент, текст этого путеводителя во многом был сгенерирован. Причиной этому стало то, что был такой путеводитель Карелина 1913 года, и собственно стилистика и подход были взяты оттуда. В отличии от традиционного, достаточно сухого, обычно путеводитель предполагает некую дистанцию, некий псевдонаучный формальный подход. Посмотрите налево, посмотрите направо. Я не отделяю себя от города, я его люблю и, по сути дела, этот момент, когда тот интерес и ту любовь, которые есть, ты пытаешься рассказать не кому-то постороннему, а человеку который приехал, твой друг который хотел бы узнать вот что-то такое, особенное. Там есть конечно цифры, есть даты, но упор сделан не на них, упор сделан на атмосфере, потому что я считаю, что именно благодаря тому, что есть большое количество изданий, заинтересованный человек сможет узнать какие-то подробности, сам уже сделать свои выводы. Сам настрой, саму атмосферу как раз хотелось передать. Здесь очень важен момент преемственности, мне показалось, что как раз вот тот формат дореволюционного издания он был очень любопытен. Там были интересные детали, например, на в доме напротив Набережной Сорокалетия Комсомола, были магазины готовой еврейской одежды, описывая об этом, автор говорит: «замечательные магазинчики готовой одежды, где можно купить для себя по размеру». Или например, он описывает где выгоднее поменять валюту, или где замечательно подают судака по-польски с соусом. Вплоть до самых вкусных подробностей. Я думаю, что конечно за этим будущее, тем более, что современный человек хочет не какого-то бездушного, а тех деталей, милых маленьких подробностей, которые не навязывают, а то что человек пропустил через себя.

Ратушная площадь, современный вид

С чего начался ваш интерес к истории города?

В 8 классе у нас такое было направление, как учебно-производственный комбинат. Нас отправили тогда в старый город. Мы должны были заниматься озеленением, это был 1984 или 1985 год. Мы тогда работали на Ратушной площади, естественно Кнутсона не было. На этом месте была клумба. Тогда меня очень смутило, что с одной стороны камни есть, а с другой нет. И там нужно было убирать траву, и как-то выглядело всё не логично, хотя чувствовалось, что это остатки чего-то интересного.  Будучи ещё совсем юным и зелёным, я отправился в администрацию, выразил свою точку зрения о том, что надо бы как-то довести это всё до логического конца, хотя бы всё обложить камнем. Для меня тогда как раз вот проявился первый интерес, что же там было? С этого момента я начал уже как-то осознанно собирать информацию и на протяжении фактический всей жизни, история города, какие-то вещи не линейного порядка меня очень интересовали. После увлёкся и геральдикой, у нас есть и геральдический клуб в городе. Один герб Выборга чего стоит! Тогда это был первый толчок, который продолжается до сих пор.

Выборгский замок

С чего стоит начинать изучать историю Выборга детям?

Здесь скорее не детям, а их родителям, потому что всё-таки дети ещё каких-то вещей не осознают. Легенды, сказки — они как-то более наглядно и доходчиво. Если попытаться историю Выборга тщательно читать, то это будет не один том. В Выборге всё интересно, история любого периода имеет свою специфику. Мне кажется, что классическое средневековье, тот период, когда Выборг был королевской гаванью, имеет совершенно особый флёр, но не просто романтики. Тогда Выборгский замок был одним из сильнейших, одним из самых популярных, аристократы привозили своих детей сюда, для того чтобы они научились хорошим манерам, это было очень престижно, город считался самым богатым, самостоятельным. Не зря же отсюда вышли 3 короля Швеции.  История этих и других знаменитых людей может быть наиболее интересна и примечательна. Даже сейчас Выборг очень часто называют трамплином. В Выборге есть свой внутренний потенциал, он даёт удачу, чтобы дальше двигаться и развиваться.

Бастион Панцерлакс

Есть ли место в Выборге, которое вы можете описывать много, долго? Любимое место?

В Выборге таких мест достаточно много и практически любой уголок имеет какую-то историю. Возьмём например, костёл Гиацинта, где была художественная школа, потрясающая история. Много вещей, которые сейчас даже звучат, как какие-то замечательные легенды, это здание принадлежало рыцарскому обществу и там в своё время находился папский нунций. Конечно Панцерлакс и щит моря, бастион Эвропи, который располагался там, где сейчас парк Ленина, это уже отдельная история. Очень часто спрашивают по поводу, как раз-таки сокровищ Тамплиеров. Одним из таких косвенных свидетельств того, что часть сокровищ могла быть найдена в Выборге, является то, как быстро и как тщательно были построены эти укрепления, там действительно есть размах. Но даже сейчас, если мы стоим на набережной, видно какие мощные стены, а их построили тогда без каких-либо экскаваторов, кранов и так далее. Много конечно мест и я даже не выделил бы ничего особенного, потому что они все обладают своей какой-то энергетикой, и в этом плане конечно Выборг камерный город, он воспринимается кусочками, и как раз вот эту позицию — о каждом кусочке по чуть-чуть, составляют такую замечательную мозаику.

Туристический Выборг (памятник Петру I)

Как вы относитесь к современному Выборгу?

Здесь очень такой интересный момент, в своё время, когда построили Эйфелеву башню, это был 19 век, и построили ко всемирной выставке достижений народного хозяйства. Тогда только ленивый не кричал во все стороны про то, что за уродство такое построили в самом центре Парижа. Прошло какое-то время, и оказалось, что эта самая башня является самым узнаваемым, таким брендом этого замечательного города. Если мы возьмём историю Выборга, в 1861 году муниципалитет принял решение, чтобы снести все крепостные сооружения. Они считали, что городу нужно развиваться. Дело в том, что городская среда, она имеет свою логику и философию, здесь каких-то однозначных выводов, если например, мы говорим, вот это должно быть только законсервировано, не всегда правильно, потому что город живой, инфраструктура должна жить и, по сути дела, как сказал Салтыков-Щедрин: «Каждый народ достоин такого правителя, какой у него есть». Город является отражением того, как он используется людьми, на сколько он востребован. Здесь понятно, что вопросы вкуса субъективны.  Для кого-то это эстетично, для кого-то не эстетично, как правило время расставляет все акценты. Простой пример, недавнее прошлое, сталинский ампир. Во время Советского Союза это была масса восхищений, потом был период, когда говорили, что же может быть хуже этого, потом прошло время, и есть к этому свои любители, это своеобразная классика. Например, очень много людей, которые хотят квартиру именно в сталинских домах, это уже вопрос духа эпохи. Поэтому здесь очень всё тонко, было бы логичнее иметь какую-то концепцию, перспективу развития и иметь диалог самого города, чтобы было понятно куда идти. В этом то как раз тоже есть направление, как сказал Бенджамин Франклин: «знание – сила», поэтому его поместили на долларовой купюре, 1 доллар – 1 знание. В данном случае именно понимание истоков даёт очень хороший импульс для того чтобы люди тоже отдавали себе отчёт где живут, что их окружает, что из этого может быть. В данном случае история и культура они из каких-то аморфных таких гипотетических вещей превращаются в вполне конкретные экономические составляющие потому что перспектива Выборга, как культурного центра, как центра именно туризма и то, о чём сейчас есть программа на развитие малых городов, как раз через историю, через культуру, через такие интересные вкусные легенды позволяет иметь перспективы для решения — вот этих назревших проблем. Потому что ждать что волшебник в голубом вертолёте привезёт к нам какие-то несметные богатства, чтобы это всё починить. А вот восстанавливать кусочек за кусочком, вводить это в оборот, вот это было бы гораздо правильнее. И с точки зрения восстановления города, и с точки зрения того, чтобы люди могли быть задействованы, потому что туризм, как сфера услуг позволяет открывать дополнительные рабочие места с одной стороны, а с другой стороны это может быть направление для активной предпринимательской деятельности в этом плане человек, который работает на себя гораздо более эффективен. И вот в этом плане это тоже отдельный пласт, отдельная перспектива.

Стоит ожидать продолжения путеводителя? Второго сборника?

Ну, скажем издатель заинтересовался, сейчас мы работаем над путеводителем по нашей усадьбе «Сваргас». Есть ещё несколько идей, но собственно даже вот в этот сборник не вошло несколько легенд и я думаю, что если эта публикация будет иметь интерес у публики, то конечно мы это продолжим.