Чему не учат в автошколе, но важно знать водителю. Советы профи

Поделиться

Для выборгских водителей автотранспорта наступающий месяц март — время, требующее особенной концентрации и внимания на дорогах: из-за резких перепадов температур и высокой влажности ситуация на трассах меняется порой в течение часа. Председатель федерации автомобильного спорта г. Выборга Владислав Тамулёнок поделился с ivbg.ru советами, которые, в связи с нынешней обстановкой на дорогах, могут быть особенно актуальны для водителей.

Во-первых, чему учат в автошколе

Прежде всего, хочется сказать о том, чему учат в автошколе. С уважением отношусь к инструкторам, которые взвалили на себя эту нелегкую ношу. Никто почему-то не думает, что именно на их плечи падает обязанность научить человека водить «с нуля», научить правилам дорожного движения и другим основам. Бывает, что легче медведя научить ездить на велосипеде, либо зайца курить, чем некоторых людей управлять автомобилем. Надо понимать, что автошкола дает азы, а остальное – на совести начинающих и продолжающих водителей. Так что, давайте не будем обвинять автошколы в том, что они не выпустили из своих стен великих ассов или еще похлеще — автогонщиков. К сведению, Виталий Петров не учился в автошколе – экзамены сдал экстерном.

Во-вторых, чему не учат в автошколе. Некоторые советы водителям.

1. Первое и самое главное: никогда нельзя считать себя профессионалом. Нужно всю жизнь находится в процессе самосовершенствования. Поверьте, учиться всегда есть чему. И это не только приобретение практического опыта, но и познание теории (а такая есть) с последующим применением на практике.

2. Никто, кроме водителя, не бывает виновен в ДТП. Примерно в 60 случаев из 100 аварию мог бы предотвратить тот, кто безусловно прав.

3. Не бывает плохой дороги либо плохой резины – бывает неправильно выбранная скорость.

4. Добивайтесь плавности во всем — в движении транспортного средства, переключении скоростей, наборе скорости и т.д. Это только в кино показывают гонщиков, которые судорожно дергают рычаг КПП, резко жмут на газ до пола и со свистом соловья-разбойника трогаются с места. Помните: автомобиль в заносе, на трамплине и при буксующих колесах не разгоняется.

5. Машиной нужно управлять не руками и ногами, а головой, в первую очередь.

6. Нужно понять, что автомобиль – это тело, движущееся в пространстве, на которое воздействуют обычные (а не потусторонние) силы : сила тяги, сила притяжения, центробежная сила и т.п. Есть еще одна сила – сила воздействия водителя, управляющего транспортным средством. Задача в том, чтобы в процессе самостановления эти силы приручить, иначе будет то, что мы обычно слышим: закрутило, занесло, потащило, пронесло.. и т.д. Все в среднем роде.

7. Научитесь максимально концентрироваться за рулем. Расслабленная езда, болтовня, невнимание, отсутствие анализа сиюсекундной ситуации – успешный путь к красивому памятнику вдоль дороги.

8. Старайтесь почувствовать себя частью потока – ехать ни быстрее, ни медленнее. Перед обгоном лучше немного отстать, слегка высунув «нос», осмотреться, и лишь только после этого начать маневр. Мой совет – всегда убеждайтесь в отсутствии встречных помех слева от впереди идущего автомобиля. В том числе и в правом повороте.

9. В методичках и прочих инструкциях по вождению дан совет: в случае возникновения заноса – повернуть руль в сторону заноса. Это верно лишь отчасти. Есть продолжение: и сразу же, в зависимости от остроты заноса, вернуть руль обратно. Чем раньше вы среагируете на занос, тем быстрее нужно возвращать руль. Занос, сам по себе, не так страшен, хуже всего – это то-самое поворачивание в его сторону и ожидание чуда. Ожидание, увы, приводит к тому, что следует за заносом – так называемый «динамический хлыст» — это резкий срыв машины в обратную сторону, и, как следствие – раскачка, вынос на встречку или с дороги.

10. Существует два вида заноса – боковой (снос задней оси) и фронтальный (снос передней оси). Важно научиться распознавать их в начальной стадии и помнить, что лучший занос – управляемый. При сносе задней оси нужно быстро и четко действовать рулём (без переруливания), на заднем приводе — подсбросить газ, на переднем – ехать не сбрасывая. Лучшее средство преодолеть фронтальный занос – перевести его в боковой, управляемый. Для этого нужно загрузить (прижать к земле) переднюю часть автомобиля, чтобы направить «нос» в центр поворота. Способы разные, в зависимости от ситуации – сброс газа, торможение, кратковременное использование ручного тормоза, контрсмещение…, ну а далее – обычные действия при боковом заносе.

11. Совет для тех, кто все же хочет ехать побыстрее: для того, чтобы машину не занесло нежданно – негаданно, старайтесь заранее спровоцировать управляемый занос, ну и управлять им, соответственно. Это требует навыков и постоянных тренировок.

12. Не пытайтесь выводить автомобиль из заноса, если его уже поставило поперек дороги. Доруливайте дальше и разворачивайтесь на 180 градусов (задом вперед), затем едьте задом и тормозите. Поскольку двигатель при таком маневре оказывается сзади, торможение происходит легче и быстрее.

13. «Стройте» траектории. Если это связка из двух поворотов, постарайтесь пройти ее наиболее близко к прямой линии.

14. Всегда старайтесь закончить торможение до входа в поворот. Дальше – первая половина проходится на ровном газу, затем потихоньку распрямляется руль и адекватно добавляется газ. Как только увидите прямую линию, смело и до конца распрямляйте руль и ускоряйтесь.

15. И последнее на сегодня: чем большего опыта, знаний и умений вы набираетесь, тем меньше вам мешают другие водители.

Удачи на дорогах! Учитесь, учитесь, учитесь!

Владислав Тамулёнок.