Поделиться

Как правило, когда ты идешь на интервью с незнакомым тебе человеком, в голове обязательно выстраивается некий образ. До встречи с директором филиала «Выборгский» ОАО «БАЛТИНВЕСТБАНК» Ольгой Басалай я морально настраивалась на серьезный, консервативный и с экономическим контекстом разговор.  А так как рубрика нашего журнала «Стиль жизни» предполагает разговор на личные темы, мне казалось, что задача предстоит не из легких. Но, как только я переступила порог ее кабинета, все представления перевернулись в одно мгновенье. Открытый и жизнерадостный человек встретил нас так, как встретила бы родная мама. Практически сразу кресло руководителя  осталось пустовать в стороне, а мы за чашечкой кофе уже говорили о жизни, о детях, о судьбе…

— Ольга, а Вы из Выборга?

— Да, я родилась в Выборге. Но образование получила в Санкт-Петербурге: первое — высшее техническое, второе – высшее экономическое. После окончания университета мы с мужем приехали в Выборг, жили с моими родителями, потом снова вернулись в Питер. В 24 года у меня было уже двое детей – Таня и Аня. Мы были молодые, амбициозные и, естественно, думали, что все получится. Но жизнь, как обычно, вносит свои коррективы…
Сами, наверное, знаете, что в  Санкт-Петербурге без жилья делать было нечего, а с ним, то есть с жильем, у нас «не срослось». Поэтому мы вновь вернулись в Выборг к моим родителям. И слава Богу, что я оказалась дома… Потому что через год после возвращения у меня скоропостижно скончался муж… Мама моя была рядом со мной все время. А если бы я оказалась в Санкт-Петербурге одна, то я бы, наверное, не справилась… Детям было: 10 лет младшей, 13 лет старшей. И то, что мы с девочками были не одни, очень помогло нам. Так что все, что не делается, то к лучшему… Я все время про это говорю! Иногда, мы о чем-то жалеем, а потом, проходит какое-то время и, оказывается, что, действительно, те события, которые происходят в нашей жизни не случайны.

— Вы работали тогда? Как пережили случившееся?

— На тот момент я уже работала в этом банке, он тогда назывался «Балтонэксим Банк». Стаж банковский был уже приличный. А начиналось все в 90-е годы, работы не было вообще никакой, не то, что по специальности. Кто на рынок уходил, кто «вениками» торговал. А я пошла в банк, который только открылся, назывался он «Столичный». И пришла я на собеседование со своим техническим образованием (смеется). Управляющий на меня посмотрел и говорит: «Я вас беру!». Сразу же. Я понимала, что ничего не смыслю в банковской деятельности, но не побоялась, пошла работать. Сразу поняла для себя, что нужно получать второе образование.  Если хочешь чего-то добиться, значит нужно учиться этому.

— То есть с этого момента и начали работать в банке?

— Да, в 93-м пришла в банк, в 94-м пошла учиться на второе высшее, а в 97-м уже закончила. Вот так в банковской сфере и оказалась.

— Не боялись?

— Пришлось! Надо было твердо встать на ноги, не бояться трудностей. Знаешь, наше обучение не оканчивается с окончанием учебных заведений. Учиться приходится постоянно: и в быту, и на работе, и в ситуациях, которые преподносит нам жизнь. Все течет, все изменяется, ничто не стоит на месте. Нужно совершенствоваться во всем, даже, элементарно, в бытовой технике. Купишь что-то и потом не знаешь, на какую кнопочку нажимать.
Вообще, я  такой человек, стараюсь не замыкаться в себе, не ухожу в себя, стараюсь все время быть в общении. Если ты закроешься в себе, то проблемы никуда не уйдут. Закрыться — не выход.

— Довольны или нет выбранному направлению?

— В 90-е годы всех нас метало и бросало, как листья по ветру, кого куда. Я попала в банковскую сферу. И мне нравится. По работе общаюсь со многими людьми. И я безумно восторгаюсь производственниками. Там совсем другая жизнь, они делают что-то своими руками, это можно пощупать. А у нас что? Одни цифры, цифры, цифры…

— Но у вас управление…

— Да, это правда.  И у нас коллектив великолепный. Вообще, коллектив – это одно из основных богатств любого банка! У нас прекрасные кадры. Я лично ценю и люблю каждого. Это мечта любого руководителя — иметь таких сотрудников, на которых можно положиться как на самого себя. Такое случается очень редко. Так что мне повезло!

— Это, наверное, и от вас зависит: какой вы человек, такие и люди вокруг!?

— Был такой случай, пришла одна клиентка, просто физическое лицо, и попросила позвать заместителя директора. Она была вся на взводе. Я на тот момент работала заместителем, Выхожу, а она мне говорит: «Ой, я думала, сейчас выйдет ТАКАЯ тётенька БОЛЬШАЯ, громкоголосая. Я ей сейчас «Ууу!!!», а она мне «Ух!»… А тут вышли вы, и я растерялась, забыла, зачем пришла» (смеется). И, на самом деле, мы с ней пообщались, по-доброму, так и расстались.  Клиентка ушла всем довольная.

— Расскажите про детей. Держите их около себя?

— Дети у меня самостоятельные и взрослые. Старшей, Тане, 23 года, младшей, Ане, 19. Дети, после потери отца, сразу повзрослели и поняли, что мы должны быть друг другу поддержкой и опорой. Поэтому, нет, я не держу детей возле себя. Боже упаси! Пусть сами. Помочь, подсказать – ради Бога. Но ежеминутный или ежесекундный контроль я считаю неправильным.

— Дети пошли по стопам родителей?

— Поскольку я воспитываю дочек одна, я им сразу сказала: «Девочки, мне вас в Питере двоих не выучить. Не вытяну я этого. Слишком дорого жить там, платить за обучение. Поэтому выбирайте из того, что есть в Выборге!». И они меня поняли.
Моя старшая девочка окончила школу №11. Понятно, что захотелось ее знание языков развивать и дальше. Поэтому Таня выбрала  другую стезю. Окончила институт им. Герцена, факультет иностранных языков…
Хотя, если вспомнить, я, честно скажу, в детстве хотела быть учителем. У меня это так хорошо получалось. Мне даже в школе давали вести уроки. И пионервожатой я была. Нет, не зря говорят, что несбывшиеся мечты родители стараются воплотить в своих детях… Наверное, вот так и получилось.

— А младшая?

Аня после 9 класса ушла из школы. Чтобы не травмировать психику ребенка всякими ЕГЭ, мы поступили в колледж при ИНЖЭКОНе…  И теперь она учится там же, но уже в большом ИНЖЭКОНе, получает высшее образование. Причем после колледжа она поступила сразу на третий курс.

— Обошли стороной ЕГЭ?

— Обошли. И при этом спали спокойно. И девочка моя, и я, конечно. На самом деле, единый государственный экзамен — это очень сложно психологически. По правде сказать, сложно не то, что для детей, это и для взрослых громадное испытание.

— Довольны ли Вы поступками  детей?

— За детей я спокойна, поскольку они у меня самостоятельные. Старшая вышла замуж. Зять очень хороший. Младшая тоже встречается, на мой взгляд, с неплохим  молодым человеком. Дочери, слава Богу, не подкачали (улыбается).

— Три главных составляющих жизни.

— У меня их не три, а две. Это — моя семья: мои дети и мои родители. Все, что я делаю, я делаю ради них. Я хочу,  чтобы  у них всё всегда было хорошо, чтобы они были здоровы. А еще – работа. Поскольку человек я энергичный, энергию нужно куда-то направлять (смеется).

— Как проходит ваш день?

— День, как правило, проходит одинаково: дом-работа-дом. Утро начинается с выгула собак. У меня есть овчарка, а недавно дочка принесла маленького той-терьера. Все это, конечно, мое добро. Остальным поиграть, «посюсюкаться», помиловаться… А вот, как погулять! Конечно, ребята помогают, но в основном это моя обязанность.

— Собаки — лучшие друзья! Это значит, что утро начинается с лучшими друзьями..

— Да. А в выходные все время провожу на даче. Летом мы и живем там. Уезжаем в мае, а возвращаемся уже в октябре.

— Помидорчики, огурчики?

— Помидорчиков нет, из овощей: огурчики в открытом грунте, лучок, петрушка и всё. Больше люблю выращивать кусты, хвойники, цветы. Хотя я в школе терпеть не могла ботанику! Эти пестики и тычинки были поперек горла. Кто бы мне сказал в то время, что я увлекусь садоводством  – я бы никогда не поверила и, наверное, очень сильно ругалась бы на того человека (смеется). А пришло время — и увлеклась. Я очень люблю обустраивать и облагораживать свой участок. У нас земли много — 18 соток, поэтому хочется, чтобы в каждом уголочке было красиво. Мы даже сами сделали пруд, выложили его камнем. Я безумно люблю свою дачу! Вечерком приятно покачаться на качели, подышать свежим воздухом и посмотреть на участок, сделанный своими руками!

— А какой отдых предпочитаете: активный или…?

— Я несколько раз в жизни выезжала на море. Последний раз это было давно, когда муж был еще жив. Для меня полноценный отдых не представляется без семьи. Я не понимаю отдыха в одиночестве. Хотя знаю многих людей, которые любят уединение. Одиночество – это не для меня! Мне нужно, чтобы я видела своих родных, если что, могла бы проконтролировать, помочь. Сейчас весь мой отдых, и активный, и пассивный проходит именно на даче. Я много лет никуда не выезжала. Сначала было непросто  одной поднимать и учить детей, а теперь у родителей здоровье слабое, поэтому приходится быть рядом. И я не могу даже представить, чтобы я взяла и уехала в путешествие.

— А зимой?

— В детстве занималась фигурным катанием. Очень люблю коньки.  Лыжи терпеть не могу!  Но, получается, что с лыжами проводила больше времени — как ответственный ребенок  бегала кросс, защищая честь  школы. Родители каждые выходные тоже звали кататься на лыжах.  И я, как ребенок с гипертрофированным чувством ответственности, говорила «Хорошо». И ехала. Но мне никогда это не приносило удовольствия. Ни-ко-гда! Если на коньках я и каталась, и отдыхала, входила в азарт, то лыжи – это было как наказание. И вот только сейчас, повзрослев, я рассказала об этом родителям. На что мама удивленно сказала: «О, Боже! Бедный ребенок, почему ты нам не говорила об этом раньше?!»  Потому что, говорю, так была воспитана: раз родители сказали, значит, я не могу им сказать «нет». Нельзя было перечить родителям.

— Сейчас научились говорить «НЕТ»?

— Сейчас да, жизнь заставила. Вообще, жизнь много чему учит…

-Друзья. Друзья детства или приобретенные?

-Приобретенные. У меня есть самая близкая подруга Жанна Козлова.  С ней мы познакомились в 1998 году, когда меня отправили в Санкт-Петербург в командировку.  Она тоже работала в банке. И вот так, с тех пор, мы дружим семьями. Это большое приобретение в моей жизни! Очень редко можно в осознанном возрасте встретить человека, с которым было бы легко и комфортно по жизни. Вот Господь меня как будто специально направил в Санкт-Петербург, чтобы мы встретились.

— Хотя, кажется, что друзья приобретаются в студенчестве…

—  Со студенческими подругами мы общаемся, но не так часто. В какой-то момент мы все потерялись, но, благодаря различным социальным сетям, нашлись. Но все равно…это не то.

— Как живете? «Здесь и сейчас» или по плану?

—  Я стараюсь все планировать. Как говорит моя подруга: «У тебя вечно все по полочкам. Я смотрю на тебя, и думаю, как можно быть настолько самоорганизованной?!»
Естественно, есть  обстоятельства в жизни, которые рушат все планы, все летит в тартарары. Приходится и подстраиваться, и, если это какие-то трудности, их преодолевать. Я не спонтанный и не взбалмошный человек. Я, действительно, волей рассудка, выстраиваю себе планы и стараюсь жить по ним. Стараюсь вписывать в них близких, свое окружение.

— Вписываются?

— Иногда с трудом, но вписываются (Смеется)

— Как относитесь к женщинам руководителям?

— Ой, вы знаете, я не делю руководителей по половому признаку. Считаю, что как среди мужчин, так и среди женщин есть великолепные руководители! Все зависит от личности, силы духа, характера, от умения организовать людей, работу, от понимания, от профессионализма и так далее. То есть женщины могут управлять государством, и это великолепно у них получится, а мужчины, наоборот, могут развалить все «от и до».

— Есть мечта?

— Мечта у меня одна: большая и глобальная — чтобы мои близкие были здоровы и счастливы. А желаний много. Конечно, в материальном плане, улучшить условия для детей, что-то купить, где-то побывать. Я очень хочу начать путешествовать! Просто безумно хочу и в Европу, и в Азию. Пока мне это не удается, но, я думаю, еще все впереди! Господи, какие мои годы?!
А еще, я очень хочу внуков. Вот, кусты выращены, дети тоже, хочу внуков. Постоянно старшей говорю: «У меня в 24 года было уже двое детей, а тебе уже 23! Где?!». Она у меня, как и я, очень правильно воспитана. А такое воспитание иногда мешает (смеется). Я и своей маме все время говорю: «Ты меня так правильно воспитала!». Когда училась в школе, мне все виделось в розовом цвете, а когда приехала в институт и столкнулась с действительностью – я плакала горькими слезами. Все, чему нас учили и что пропагандировали – оказалось только «на словах». Жизнь-то она другая! Было очень трудно справиться с «подарками» судьбы. Я поняла, что нельзя людям ставить рамки.  Спуску не давать, но в жесткие рамки не вгонять, чтобы поменьше было разочарований в жизни.

-Ольга, о чем думаете сейчас? О командировке?

— А вы знаете, о командировке… Кстати! О командировке сейчас я не думаю совершенно! Заговорила о детях, и думаю о них. Я всегда мысленно со своей семьей: где бы я ни находилась и чтобы не делала, я думаю о детях и о родителях. Потому что, если они будут здоровы и счастливы, то и у меня будет все хорошо!