Поделиться

«Гепард» появился в Выборге красиво и эффектно: одним днем на Леншоссе выехал кортеж сразу из 10 желтых «Волг», украшенных изображением дикой кошки. Изначально планировали просто проехать круг по городу, показать себя. Но на базу не вернулась ни одна машина – все «расхватали» по дороге. Еще бы! Это было первое в новом тысячелетии такси Выборга со своим собственным автопарком, состоящим из машин одной марки и модели, с рекламой на бортах.

Выборгское такси: бизнес в шашечкуСовременная история такси началась примерно в конце 90-х. Если помните, в Выборге в то время было всего 2-3 официальных такси, и те принимали на работу частников со своими авто. Но ездили все, в основном, на «бомбилах». Было все просто: вышел на дорогу, помахал рукой, договорился с первым остановившимся водителем о цене и катись, куда пожелаешь. Правда, о комфорте речь не шла, да и пожаловаться, в случае чего, было некому. По большому счету, говорят водители, мало что изменилось: на дороге работают те же люди, только легализовались в соответствии с законом и налоги платят.

– Изначально я хотела приобрести для службы красные «Волги», – вспоминает директор службы такси «Гепард» Алла Логвина, – обзвонила все компании Петербурга и Москвы, но таких машин оказалось очень мало. Пришлось остановить выбор на желтых. Они продавались уже оборудованные фишками такси, зеленым маячком. И мне очень повезло, что сразу подобрался прекрасный коллектив. Многие до сих пор работают с первого дня.

Решение по созданию службы было принято в один миг. А вот название подсказала игрушка в витрине магазина. Теперь она поселилась в офисе предприятия и является талисманом. «Гепард» – потому что это самая быстрая и грациозная кошка. На тот момент основной рынок пассажироперевозок делили «Линарт», «Стрела» и частники-«бомбилы». «Правила игры» в этой сфере бизнеса тогда еще были не так уж жестко обозначены, тем не менее, свой «Гепард» Алла Логвина хотела создать полностью в соответствии с законодательством. И здесь, впервые с окончания советской эпохи, в Выборге появились счетчики.

Выборгское такси: бизнес в шашечкуТакси «Комфорт» – самое молодое в нашем городе. Работает всего два года. В 2011 году вышло постановление правительства РФ «О сертификации служб такси». До этого момента было даже сложно посчитать, сколько в действительности служб, размножившихся за последние годы, работает в Выборге.

– Мы свою службу открывали как раз под этот закон, поскольку все частники покидали рынок, — рассказывает зам.директора службы такси «Комфорт» Петр Грищук. – Плюс мы открывались при поддержке автовокзала, поскольку руководству хотелось видеть на вокзале единую службу, которая обслуживала бы людей, приезжающих на автобусах. Что, конечно, сыграло нам на руку. Мы взяли в лизинг 10 автомобилей «седан» Chevrolet белого цвета и 5 «универсал» для удобства тех пассажиров, которые перевозят крупный багаж. Это решение оказалось верным, особенно когда к нам на обслуживание стали приходить организации. Например, W-Internet всегда требует «универсал», поскольку выезжают с оборудованием, лестницами.

Выборгское такси: бизнес в шашечку

– Мы очень долго выбирали логотип, спорили… а сейчас это наш талисман. Водители вообще люди суеверные. И у нас есть свои традиции, – поделилась Алла Логвина. – Ни одна новая машина не выйдет на смену, если на ней нет гепарда.

Новая, она просто машина. А когда на ней появляются наклейки, дается благословение батюшки и присваивается позывной – происходит рождение «Гепарда». И, вы знаете, у каждого позывного есть своя судьба. Мы никогда не даем новой машине позывной уже списанной. Такое лишь однажды было. Но это был действительно счастливый номер, машина под ним проходила весь срок службы без каких-либо поломок и приключений. И новый автомобиль тоже теперь также благополучен. Я всегда говорю водителям, что как только пассажир сел в машину, вы несете ответственность за его жизнь и здоровье. Поэтому нужно бережно относится к машинам, чтобы они так же бережно возили вас и ваших пассажиров.

Самые большие риски – это ДТП, говорят таксисты. Особенно когда водитель попадает в аварию с пассажиром. И самое страшное, если пострадают люди. К сожалению, в один голос говорят руководители служб, полностью исключить саму вероятность ДТП никто не в силах. Но в рамках возможного – сезонный инструктаж водителей, замена лобовых стекол и дворников для лучшей видимости, контроль колесных протекторов, которые очень чутко реагируют на дождливую погоду. На работу безоговорочно принимаются только люди с опытом работы в такси или зарегистрированным водительским стажем не менее 5 лет. В остальных случаях и стажировка будет дольше, и не всякую поездку водителю доверят. Каждая смена начинается с медосмотра.

– Мы не зря тратим на это деньги, – подчеркивает Петр Грищук. – Как только у нас в штате появился медик, мы обнаружили, что два человека употребляют наркотики. Конечно, мы вынуждены были с ними расстаться. Буквально сегодня наш врач не допустила к работе одного из водителей: на утреннем обследовании определила у него плохое самочувствие, направила к терапевту, и уже к обеду выяснилось, что у него открылась язва.
Работа водителя в службе такси и сложна, и тяжела, и относиться к ней нужно с ответственностью. Самый неудачный подбор водителей, когда они приходят на подработку или временно, сходятся во мнении все службы такси. Работать с такими, стоящими одной ногой «за порогом», очень тяжело. Такой человек ни сам толком не заработает, ни к работе ответственно относиться не будет.

Выборгское такси: бизнес в шашечку– У нас женщин – водителей нет. Наверное, это пошло еще с тех времен, когда у нас «Волги» ездили. «Волга» все же машина тяжелая, мужская. И мужчины не очень хотят работать в паре с женщинами. Но, может быть, у нас еще все сложится, – с надеждой говорит Алла Логвина. – Женщины все же более дисциплинированны и на дороге, и в работе, и в жизни. И более аккуратны. Я думаю, и с клиентами женщины легче общий язык находят. И многие клиенты любят, когда за рулем женщина.

Конечно, водитель при приеме на работу подписывает должностную инструкцию, где четко прописаны все обязанности, в том числе корректность общения с клиентом и коллегами, сроки исполнения заказов, соблюдение чистоты и порядка в автомобиле, что делать в определенных ситуациях. Несмотря на строгие инструкции, многое остается на «откуп» водителя: помочь пожилому человеку выйти из машины, багаж сложить, дверь открыть, если у пассажира руки заняты, лично проконтролировать, чтобы ребенок был пристегнут ремнем безопасности.

Таксисту-профессионалу объяснять не надо, что от всего этого зависит настроение клиента. Мелочь, как говорится, а приятно. И жалоб на таких водителей нет.

Выборгское такси: бизнес в шашечку

Вообще первенство держат жалобы на опоздания на заказ в часы пик – с 7 до 10 утром и с 17 до 19 вечером. Всем нужно быстро и качественно добраться из одного пункта в другой, по всему городу машины стоят в пробках. И не всегда удается в обозначенные временные рамки уложиться.

– Второе, это хамство между водителем и пассажиром, – констатирует Петр Грищук. – Конечно, мы исходим из утверждения, что клиент всегда прав. И всегда стараемся удовлетворить требования пассажира. Но в каждом случае мы должны принять какие-то профилактические меры, а далеко не всегда можно реально разобраться, кто действительно прав, кто виноват. И действительно ли нужно наказывать водителя. Ведь случается, что и водители жалуются на хамское поведение клиентов. Как правило, этим «грешит» молодежь. В следующем году мы планируем оборудовать автомобили видеорегистраторами, дабы четко понимать ситуацию.

По секрету мне рассказали, что в службах существует «черный список», куда попадают грубияны, буяны и пьяницы, которые могут и нахамить, и оскорбить.

– Очень обидно, когда с первых же слов клиент на тебя кричать начинает, – сетует диспетчер Оксана. – Ты ведь настраиваешься на позитивный лад, трубку берешь и улыбаешься, говоришь: «Здравствуйте!..» А тебе в ответ: «Слышь, ты!». Обидно, когда в час пик ты свободную машину выискиваешь, торопишь водителя: «Скорей, скорей езжай по такому-то адресу», водитель ждет, а клиент не выходит. А в этот момент к кому-то, кому такси сейчас нужнее, машина не пришла, кого-то мы не успели отвезти.

Диспетчерская – это сердце службы такси. Здесь очень хорошо чувствуется весь ритм города. Особенно в выходной день. Можно сразу сказать, где вечеринки проходят, какие кафе и рестораны наиболее посещаемы. Летом всегда пляж популярен: такое ощущение, что сначала таксисты весь город увозят на пляж, а ночью – обратно. И люди звонят веселые, возбужденные, делятся своей радостью. Таксисты, конечно, лучше всех всегда знают все новости: где что произошло, кто куда уехал, где какой праздник проходит. Приятных вещей в жизни все же происходит больше. И все рабочее время водитель и диспетчер постоянно на связи. На диспетчере огромная ответственность лежит, он ведь не только грамотно заказы распределить должен, но и постоянно всю ситуацию под контролем держать: где водители находятся, успевают ли они на заказы, поступают ли жалобы. Диспетчер сам отвечает за правильность принятых им решений и за всю команду. И ни одну такую «шахматную» партию проиграть нельзя.

Выборг, хоть и маленький, но тоже любит шарады с адресами. В Южном поселке, занимающем едва ли не половину города, например, жилых улиц меньше, чем в крохотном Северном. Есть улицы, на которых всего по одному дому стоит. Какие? Александра Невского д.3 или Черноморская д.8. А как вы думаете, если встать в начале пр.Победы, по левую или по правую руку будет дом №2? В том то и дело, что стоит он рядышком с домом №1. Поэтому, говорят в службе такси, так важно не упускать деталей при указании адреса: литера, с какой стороны въезд к парадной и можно ли вообще к парадной подъехать. Опытный диспетчер, конечно, уже и такой информацией обладает, но лучше подстраховаться самому.
Выборгское такси: бизнес в шашечку

Кстати, чтобы самому себе сэкономить время и сберечь нервы, о некоторых вещах стоит «договориться на берегу». Непременно нужно предупредить диспетчера о том, едете ли вы с ребенком, и на какой возраст понадобится детское кресло. Особенно, если вы едете с двумя детьми. Одно кресло в автомобилях некоторых служб имеется всегда, а вот второе водителю точно придется взять в диспетчерской. Без этого, как вы понимаете, вас просто никто никуда не повезет. Обязательно необходимо предупредить, если вы собираетесь перевозить животное. Мелких питомцев, спокойно переносящих транспорт, ВОЗМОЖНО, водитель разрешит вам провезти на руках. Но чтобы не испытывать судьбу, лучше воспользоваться переноской. Крупную собаку в салон, конечно, никто не пустит. Хотя бы потому, что после нее в салоне останется шерсть и грязь с лап. Для такого случая диспетчер направит к вам специально оборудованную машину, если таковая в данной службе имеется. Автомобиль с большим багажным отделением к вам также пришлют, если вы собираетесь перевезти крупногабаритный багаж или большое количество сумок.

– Есть еще один совет пассажирам. Если у вас какой-то особенный маршрут – с остановками ли, с заездами по нескольким адресам, с ожиданием — уточните у диспетчера его стоимость. Расчеты займут не более минуты, но вы точно будете знать, сколько нужно будет заплатить, – советует Петр Грищук. – По большому счету, на встречу с пассажиром водителю отводится 15 минут с момента поступления звонка. Если диспетчер знает, что по каким-то причинам стандартное время выдержать не удастся (к примеру, нет свободных машин), обязан предупредить клиента.
Психологически работа диспетчера очень тяжелая. Но и благодарная. «Это очень приятно, – говорят девочки, – когда клиенты звонят, чтобы поблагодарить. А бывает даже передают с водителем шоколадку или цветы. Пожилые люди чаще всего звонят, чтобы сказать спасибо. Правда, очень приятно понимать, что кому-то мы сделали доброе дело.»
Много у каждой службы и «своих» клиентов, которых диспетчера знают уже по голосу и помнят их адреса.

Да и водители, которые работают не первый год, зачастую имеют собственную клиентуру – людей, предпочитающих вызывать конкретного таксиста или конкретный экипаж. Для руководства службы это тоже определенный показатель добросовестности водителя. Конкуренция в этой сфере бизнеса в России очень велика, и в каждой службе такси есть свои постоянные клиенты. На них приходится порядка 40% заказов. Если сравнивать с Европой, то, как правило, там пассажирскими перевозками в городе занимается всего одна служба. С одной стороны, это позволяет назначать более высокую цену за поездку, с другой – держать единый стандарт в автопарке и культуре обслуживания. В наших условиях, признаются руководители служб, заставить водителей работать в белых рубашках, как заграницей, просто невозможно. А иногда не уследить и за, простите, регулярным соблюдением гигиены.

Случается во время смены в такси всякое: и грустное, и радостное, и забавное. Кто-то сапожок детский забыл. Позвонили потом, уточнили: «Не у вас ли сапожок забыли?» Но так за ним и не пришли. В основном зонты забывают, варежки, ключи, документы, книги. Однажды целый арсенал медикаментов кто-то оставил, но так и не позвонил.
– У нас когда только Рено Дастер в службе появились, – рассказывает администратор «Гепарда» Светлана, — молодой человек позвонил, попросил, чтобы к нему именно на этой марке приехали. Ему диспетчер говорит: «Извините, сейчас эта машина занята», а он: «Ничего, я подожду. Просто хочу такую же покупать, хотел на ней прокатиться, оценить, с водителем поговорить, какова она в эксплуатации.»

Выборгское такси: бизнес в шашечку

На самом деле, мало кого по-настоящему волнует какой марки автомобиль приедет по вызову, и кто будет за рулем. Лишь бы машина пришла быстро, водитель был вежлив, а в салоне чисто. Но почему-то мне вспоминается лозунг, вывешенный в одной из петербургских маршруток: «Пассажир, береги нервы водителя! Помни, от него зависит твоя безопасность на дороге!»

comments powered by HyperComments