Поделиться

В ноябре этого года выборгский Народный театр отпразднует 65-летие. Событие знаменательное для всего города. Шутка ли, в стране, в которой за годы перестройки социализма в развитой капитализм рухнули и ушли в небытие тысячи предприятий, учреждений, коллективов, Народный театр на голом энтузиазме актеров выжил и продолжает радовать поклонников искусства. В канун юбилея мы прокрались в закулисье, чтобы разузнать, чьими сердцами живет театр, какими надеждами и какой историей.

Несколько поводов для гордости

101 спектакль, награды, медали, множество дипломов. Народный театр стал тропинкой в «объятия Мельпомены» более чем для 500 актеров, сыгравших на подмостках его сцен. Он дал «путевку» на профессиональные подмостки 22 актерам, среди которых Народные артисты РФ Николай Буров и Валерий Дьяченко, Заслуженные артисты России Тамара Белова, Александр Хочинский, Владимир Корзаков, Анатолий Пузырев.

О своем рождении театр заявил спектаклем «Жили три друга», который был показан публике 6 ноября 1948 года. Первыми подмостками театра стала сцена Дома Офицеров. Тогда это была главная концертная площадка города.
В репертуар подбирались произведения неизвестных авторов, но это было яркое открытие новых имен. Так, к примеру, публика узнала ленинградских драматургов – А. и Л. Ковалевых. В театре была осуществлена постановка двух пьес авторов: «Тихая пристань» и «Солдаты мира». В последней, кстати, действие разворачивается в Дрезденской галерее, и художник Владимир Петюкевич нарисовал для декораций 16 копий полотен знаменитого музея. Любопытно, что даже профессионалы пришли в замешательство, увидев их на сцене, и долго не могли поверить, что картины нарисованы декоратором Народного театра.

Выборгский Народный театр всегда славился своей смелостью, благодаря которой его репертуар пополнился пьесами из «золотого фонда» драматургии. Подумать только! Тягаться с самим Георгием Товстоноговым! После того, как на подмостках Ленинградского Академического театра драмы им. А. Пушкина им был поставлен, вызвавший волну восторженных отзывов, спектакль «Без вины виноватые» по Островскому, режиссер Николай Виноградов успешно ставит ту же пьесу в выборгском Доме Офицеров. В награду за столь беспрецедентную самоуверенность Народный театр получает 20 аншлагов кряду.

Спектакль «Бранденбургские ворота». Многие театры провалили эту пьесу, и браться за нее было огромным риском. Но именно в постановке выборгского Народного театра 17 августа 1967 года спектакль был показан по Ленинградскому телевидению.

Одна из самых необычных постановок осуществлена к юбилею Выборга в 1993 году Алексеем Бочковым. Он перевел с немецкого пьесу Гуго фон Гофмансталя «Человек», написанную в 13 веке – примерно в то же время, когда строился Выборгский замок. Кстати, и сам спектакль был поставлен на его площадке.
Признание в профессиональных кругах, несомненно, важно и приятно. Но как и любой другой театр, выборгский Народный живет зрительской любовью. Примечательно, что за все время его существования актеры никогда не наблюдали на спектаклях пустой зал.

Новая Эра

В 90-х в жизнь Народного врываются новые веяния времени. В 1996 году театр переезжает в здание муниципального Дворца Культуры. Начинается новая эра в истории театра.

В этот сложный для всех период спектаклей ставится не так много. Но каждый из них все так же восторженно принимается публикой. Особенно полюбилась зрителям постановка «Летите, голуби». Она была удостоена трех дипломов на фестивале «Театральная весна 2006», среди них – за режиссерский дебют Николая Устинова-Лещинского. Спектакль показывали на сцене Дворца 24 раза. И всегда восторженные отклики зрителей: «Я ухожу домой просветленная!» или «Дедушка, я никогда не буду больше тебя обижать!» — ведь ради этого, по сути, и живет театр. Этот спектакль стал для всех его участников этаким домашним, чудным образом сплотив всех его актеров в маленькую семью.

Спектакль «Марьино поле» был назван лучшим на фестивале «Thatrical Talents» в испанском городе Ллорет де Мар. Чтобы соответствовать условиям фестиваля, спектакль пришлось урезать до 40 минут и сократить актерский состав. Однако ни сжатый формат, ни то, что постановка шла на русском языке, не помешало зрителям в полной мере оценить достаточно сильный в эмоциональном плане спектакль. Несколько долгих секунд после его окончания в зале висела оглушающая тишина. Актеры уже решили, что это провал, но зал взорвался аплодисментами. Мэр Ллорет де Мар покидая театр заявил, что ему необходимо многое переосмыслить.

На спектакле «Генералы в юбках» был аншлаг. Пожарная охрана могла бы оштрафовать Дом культуры – люди сидели даже в проходах, мест не хватало.

Примечательно, что в последние годы на спектакли все больше стали ходить дети и молодежь. И в репертуаре незамедлительно появились детские новогодние спектакли.

И в новой истории театра случались знаковые постановки. Из тех, которые ставятся раз в 10 лет, но запоминаются навсегда. Такие, как знаменитый «Пир во время Чумы» режиссера Алексея Бочкова. Он был поставлен в 1999 году к 200-летию Пушкина. Для декораций спектакля была придумана и изготовлена в Москве сложная конструкция. Эта самая конструкция (кстати, она являлась ничем иным, как зрительным залом и позволяла разметить всего лишь 50 человек) монтировалась 2 дня и создавала ощущение, что действие происходит внутри колодца. При минимальном количестве текста спектакль получился зрелищным, сильным, для него специально были поставлены песни и танцы.
Это были новые веяния в театре.

Через 8 лет подмостки Дворца увидели не менее сильный спектакль Дмитрия Павлова «Полковник говорит «люблю» по пьесе С. Довлатова «Заповедник». Кстати, в ходе постановки на сцене являлось видение Пушкина во фраке, в цилиндре и… в кедах!

Смех сквозь слезы

Сейчас постановочной частью театра заведует корифей Народного театра Николай Кузьмин. В театре он с 1977 года, за глаза коллеги его называют «наше всё». В его послужном списке более 100 ролей. За спектакль «Летите, голуби» в постановке Николая Устинова-Лещинского он получил награду за лучшую мужскую роль.

– В спектакле «Трибунал» я играл старенького отца 12 детей, деда Терешку, а его жену – Александра Сидорова, – рассказывает Николай Кузьмин. – Моего героя избрали старостой деревни. Это необходимо было для выполнения партизанского задания. А он ничего про это никому не сказал. По ходу спектакля мне надо было сидеть в мешке на сцене около часа – дети моего героя собрались затопить его в проруби. А жена должна была бить его веревкой, и Александра посоветовала мне надеть ватные штаны, потомучто пороть будет по-настоящему. Но сидеть в ватных штанах в мешке целый час жарко – сползет старческий грим, борода, и я вылезу из мешка… 27-летним!

И вот она гоняет меня по сцене кованым ухватом. Я под стол, а она как даст мне им прямо в лоб! Потом достает меня за шиворот из-под стола. И – пороть. А веревка была толстой, и пороли меня что есть мочи. Но мне уже было не до таких мелочей – это же мой первый спектакль, главная роль! Но и это еще не все. Жена уходит к русским солдатам, и удостоверившись, что я не изменник Родины, в порыве жалости должна дать мне кружку водки и соленого огурца. Огурец упал и покатился по всей сцене. А за печкой была приготовлена кружка с водой. Кто ее выпил, куда дели? Зато на сцене стояло ведро, над которым по пьесе полицай мыл руки. И она не нашла ничего лучше, как налить в кружку воду из этого ведра. Она же могла бы мне пустую кружку подать, или предупредить!.. В общем, выпороли меня, накормили вывалянным огурчиком, напоили грязной водой – вот такая была премьера.

Игра на разрыв сердца

– А потом мы играли «Рядовых» на выезде в Красном Холме в санатории. Спектакль был посвящен юбилею победы над фашизмом. Тяжелый спектакль режиссера Александра Генералова. Я играл роль партизана, а жена пекла хлеб для партизан. Но накрыли немцы, ее расстреляли, сына, маленького ребеночка, повесили на яблоне, — вспоминает Николай Михайлович. — И режиссер меня так настропалил, что до сих пор слезы выступают. И после спектакля у меня случился микроинфаркт. Но постановка был очень хорошей. Мы за нее получили премию. Часто в профессиональных театрах актеры пылают и горят, только когда идут на премьеру. А мы это делаем всегда. Мы всегда пылаем. Может у нас мастерства не хватает, может еще чего-то, но есть отношение к зрителю. И он чувствует, что мы переживаем, стараемся.

Да развяжите вы ее!

Людмила Воронцова 34 года проработала в лаборатории ЦРБ. Играла в «Оптимистической трагедии», «Солдатах мира», «Девушке с веснушками»… Спектакль «Дорога времени» принес ей приз за лучшую женскую роль на областном фестивале в Луге.

— В 50-х годах я училась в медучилище, и к празднику надо было подготовить номер художественной самодеятельности. Тогда было в моде исполнение литературно-музыкальных композиций. Ставил ее Василий Кляузов, один из основателей театра. Это был одноактный спектакль, я играла в нем шпионку. Тогда не было еще телевизоров, любой спектакль – событие, народа  – целый зал. Играли без специальных костюмов, просто в своих пальто. Меня по пьесе связывают, во рту – кляп. И вдруг из зала доносится: «Да развяжите вы ее!» – смеется Людмила Воронцова. – А в спектакле «Дорога времени» я играла мать. И когда мне приходит письмо, в зале кто-то громко охнул: «Ой, она же не знает, что он погиб!». Чтобы сделать прическу для роли в спектакле «Девушка с веснушками» я ходила в парикмахерскую, завивалась за свои деньги. Три часа стояла в очереди. И вдруг меня узнала одна женщина и говорит: «А у вас что, нет своего гримера в театре?» Я покраснела и говорю: «Нет, а зачем?».

Театр – нет, это не второй дом. То есть жизнь всегда текла своим чередом. Но, если я не хожу в него, я скучаю страшно. А если нравится роль, я заражена театром, тогда я иду по улице и вспоминаю роль, и выкинуть ее из головы не могу. Я не знаю, что это такое. Когда актер играет за деньги, тогда понятно. А когда для души – тогда не понятно. Бывает, ночами не спишь, повторяешь роль, и не уснешь, пока не пропустишь всего героя через себя.

Есть ли тут театр?

Владимир Коптев бывший военный, командир взвод, до сих пор ведет занятия в военно-морской части. Молодым лейтенантом в 1968 году он приехал служить в Североморск. Его увлечение театром началось с музыки…
– В нашем гарнизонном Доме Офицеров была культмассовый руководитель Тамара Навитская, педагог по вокалу. Она учила меня правильно петь. Помню, как на первом занятии она достала подсвечник, а в нем свеча. Я думаю: «С молитвы надо начинать, что ли?» А она говорит: «Будем ставить дыхание! А петь мы начнем с романсов». В 1976 году меня перевели в Выборг, и первый вопрос, который я задал, придя в выборгский Дом Офицеров – «А есть ли у вас тут театр?» За спиной раздался голос: «Да, есть!» Это был один из «корифеев» народного театра Александр Климов, – рассказывает свою историю любви к театру Владимир Коптев.

– Моя первая роль в театре – Вася Каретников.  В сцене есть момент, когда ставят заезженную пластинку с записью Утесова и звучит «Случайный вальс». И тут мне предложили спеть самому. После того, как я закончил петь, в зале раздались аплодисменты. Так я удачно вписался в спектакль.  Может это, конечно, болезнь, но я не мыслю себя без театра.

Не щадя нисколько

Софья Легатова в театре с 21 года. Был в ее актерской «карьере» перерыв, но 9 лет назад Софья вновь вернулась в театр. Сыграла в спектаклях «Летите, голуби», «Ноктюрн», «Полковник говорит «люблю».

– Николай Устинов почему-то проникся ко мне доверием и дал роль Женьки Камельковой в спектакле «А зори здесь тихие». На самом деле я никогда не чувствовала в себе большой актрисы, не слишком-то в себя верила. Это Устинов зародил во мне уверенность. И это после работы с ним я решилась поступить в Щукинское училище. Но экзамен провалила, а второй раз поступать уже не стала, – вспоминает актриса.

Работала Софья Легатова в библиотеке, педагогом. Говорит, что театр не сказать, чтобы был для нее всегда «путеводной звездой». Но бывает, что устанешь после работы, нет настроения или просто нездоровится, а приходишь сюда – и как обрубает, исчезает все плохое. И репетировать интересно, и люди здесь позитивные. Здесь нет зависти к чужим ролям, чужому успеху, а есть абсолютно доброжелательное и терпеливое отношение друг к другу.

– Я играла в спектакле Дмитрия Павлова «Летите, голуби» роль отвратительной дочери. И вдруг начала ловить себя на мысли, что и в жизни в отношении к маме тоже позволяла себе некоторую жестокость. А режиссер вытаскивал роль на гротеск не щадя меня нисколько. И когда уже в последних репетициях удается «отпустить» себя, то получается очень жестокий образ, – делится Софья. – С Дмитрием Павловым нравилось работать. Он заставлял раскрывать роль со всей подноготной, пропускать ее всю через себя. Вот, к примеру, «Ноктюрн» – самый неудачный спектакль из поставленных им. Но для меня он был, наоборот – самым лучшим. Потому что именно в этой постановке мне удалось раскрыть свою героиню так, как не удавалось в других спектаклях.

Сразу в принцессы

Лидия Фирсова родилась в Перми. Со 2-го класса на сцене. В 1970 м году приехала в Выборг, работала в «Ленгражданпроекте». В 1972 году пришла в театр, и Николай Устинов (тогдашний режиссер театра) устроил ей целый вступительный экзамен, разглядел талант актрисы и принял… сразу же на роль Принцессы в «Обыкновенном чуде».
– Театр – это мой второй дом, – говорит она. – И даже больше. На работе устаешь, дома  – хозяйственные дела. А театр – как отдушина, глоток свежего воздуха. И после репетиции или спектакля возвращаешься домой с новыми силами. Я не мыслю жизни без театра, он мне всегда помогал, здесь душа оттаивает, и атмосфера такой подлинной заботы и сопереживания присуща только Народному театру. Люди приходят сюда ради интереса, не за деньги. И случайные люди здесь не задерживаются. Мне 65 лет, и пока силы есть, я буду играть».

Кушать подано!

Гамаль Саидназаров по профессии водитель, работал в такси, сейчас трудится в Ленэнерго шофером и по совместительству электромонтером. Его театральная жизнь началась с классического «кушать подано»: в его первом спектакле – «Сказка про то, как Иван Царевич Аленушку полюбил и через это самое ноги потерял» – он играл слугу Кощея Бессмертного.  Подносил ему вино, а тот в порыве чувств хватал слугу и танцевал с ним танго. Так вот Гамаль «через это самое» еще и бальными танцами увлекся. Говорит, что пластика движения  – очень выразительное средство передачи эмоций.

По словам Гамаля, театр сейчас переживает не самые лучшие времена. Основная масса постановок была сыграна в театре Советской Армии в доме Офицеров. Тогда на подмостки выходило по 2-3 спектакля в год. А с момента начала «новой истории» театра не каждый год удается поставить хотя бы один.

– В принципе, сам театр – искусство иррациональное, – рассуждает Гамаль. – Мы целый год можем репетировать спектакль, чтобы показать его всего 1 или 2 раза. Или не показать совсем, потому что что-то нам в нем не понравилось, не сложилось так, как хочется. Я пришел сюда 19 лет назад, случайно. Тогда мы репетировали «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Ставил Алексей Бочков. Постановка так и не вышла в свет, но тогда было интересно даже просто приходить и слушать умных, начитанных людей. Алексей рассказывал увлекательно и интересно какие-то совершенно необычные вещи.

Заглядывая в будущее

Недавно труппа театра пополнилась молодыми актерами. Год назад из Чебоксар в Выборг приехала Маша Сергеева. Она окончила училище по профессии «руководитель творческого коллектива» и очень гармонично влилась в коллектив театра.
– Приняли меня очень хорошо, по-домашнему. И сразу дали роль в постановке «Очень простой истории» по Ладо, приуроченной к празднованию 65-летия театра. Так что 13 декабря у меня состоится дебют на выборгской сцене. Я буду играть воздушную, романтическую… свинью. Я люблю романтические роли, и как человеку с юмором, мне нравится моя дебютная роль, — делится Маша.

Меньше чем за год девушке удалось создать детскую студию, где уже идут репетиции мюзикла «Аллилуйя любви». Кстати, Мария призналась, что ее заветная мечта – сыграть Джульетту.

Да, как вы уже, видимо, поняли, к своему юбилею актеры ставят новый спектакль  – «Очень простую историю», который будет показан публике 13 декабря. Кстати, режиссер этой постановки –  актер театра «Святая Крепость» Николай Устинов-Лещинский.

Но это еще не все подарки, которые ожидают почитателей театра. Буквально недавно Николай Кузьмин окончил работу над историей театра, и к 13 декабря его книга, в которой собраны все спектакли, все герои и актеры выборгского Народного театра выйдет в свет.
Редакция журнала поздравляет театр с 65-летием и желает ярких и фееричных постановок в новых сезонах!