Лев Лурье о том, сколько стоит историческая память в Ленобласти

Поделиться

В своем очерке в Facebook историк Лев Лурье рассказывает о забытых героях и подвигах Третьего Синявинского сражения.

Три четверти века назад – в августе – октябре 1942 года на южном берегу Невы в нынешнем Кировском районе Ленинградской области произошло Третье Синявинское сражение. Оно закончилось тяжелым поражением войск Волховского и Ленинградского фронтов. В только что вышедшей монографии Вячеслава Мосунова «Битва за Синявинские высоты. Мгинская дуга 1941-1942» потери Красной армии оцениваются в 130-160 тысяч человек. У немцев убито и ранено было 43 тысячи .

В середине лета 1942 года немцы решают сломить блокированный Ленинград. С сентября 1941 они думали уничтожить город голодом и холодом, не ввязываясьв кровопролитные бои. Благодаря стойкости горожан и «Дороге жизни» Ленинград выжил и продолжал сковывать группу армий «Север». Ситуация изменилась. когда после взятия Севастополя освободилась 11 армия немцев под командованием новоиспеченного генерала-фельдмаршала Эрика Манштейна.

Подбитый легкий танк Т-60 и пейзаж после Битвы за Синявинские высоты. Мгинская дуга 1941-1942 гг.

Армия Манштейна перебрасывалась под Ленинград. Фельдмаршал и должен был руководить операцией «Нордлихт» — Северное сияние. Вначале имитация генерального штурма в районе Пулковских высот. Затем главный удар – форсирование Невы примерно там, где сейчас стоит Вантовый мост. Удар вдоль Кудрово на Всеволожск и соединение с финнами. Ленинград отрезается от Ладоги. Мощные осадные орудия, переброшенные из-под Севастополя, и авиация должны были уничтожить город без участия танков и пехоты. Операцию планировалась начать 16 сентября.

Ставка верховного главнокомандования тоже планировала наступление под Ленинградом. Эта была уже четвертая попытка прорвать блокаду. Первые две – в октябре и ноябре-декабре 1941 года – попытки отрезать немецкие войска в Шлиссельбурге, выйти к станции Мга и открыть Мурманскую дорогу были отражены немцами с огромными нашими потерями. Еще трагичнее стала третья попытка – освобождение Ленинграда с юга, она закончилась уничтожением и пленением 2-й ударной армии Власова. На этот раз все тот же командующий Волховским фронтом Кирилл Мерецков, действия которого привели к трагедии 2-й ударной, разработал новую операцию. Она предусматривала удар на 15-километровом участке под основание «Бутылочного горла» — немецкого клина, разделявшего Ленинградский и Волховский фронты на южном берегу Невы.

Наступление Волховского фронта началось 27 августа 1942 года, и, поначалу, было успешным. Передовым частями оставалось пройти 6 километров до Невы. Войска Ленинградского фронта под командованием Леонида Говорова атаковали немцев на правом берегу Тосно, высадили два десанта на южный берег Невы.

Единственный памятник погибшим «Звезды-журавли» поставлен казахами из поискового отряда «Мемориальная зона» профессора Майдана Кусаинова

4 сентября А. Гитлер приказал Манштейну взять командование немецкими войсками, «чтобы избежать катастрофы» и «энергичными мерами восстановить положение». 25 сентября большая часть войск наших воссозданной 2-й ударной и 8-й армий были окружены немцами.

О произошедшей катастрофе Мерецков вовремя в Москву не сообщил: боялся. В результате приказ на отход отдали поздно и большинство попавших в окружение погибли под артиллерийским огнем немцев на нескольких квадратных километрах Синявинских болот.

Красная армия потерпела тяжелое поражение, но и Манштейн в значительной степени истратил свои силы, предназначенные для уничтожения Ленинграда. А через пару месяцев – после Сталинграда немцы и вовсе забыли думать о нашем городе, а Манштейна послали на берега Дона.

Итак, через два месяца мы будем поминать павших под Гайтолово и Гонтовой Липкой. Битва эта не обозначена мемориальным комплексом, кладбищем неизвестных солдат, здесь нет православных храмов. Сюда не приносят венков, не водят экскурсии. В Гайтолове нет музея. Меж тем, напомним, на этом клочке земли покоиться полторы сотни тысяч бойцов и командиров Красной армии.

Единственный памятник погибшим «Звезды-журавли» поставлен казахами из поискового отряда «Мемориальная зона» профессора Майдана Кусаинова (одна из дивизий комплектовалась в Акмолинске). Летом в сухую погоду до него можно доехать, дорога не шоссирована.

Как готовятся к трагической годовщине наши патриоты и хранители исторической памяти из правительств Петербурга и Ленинградской области?

Судя по всему никак, забыли, не интересно. Только Администрация Синявинского поселения Кировского района Ленинградской области выделила на благоустройство памятных знаков 1,5 миллиона рублей муниципальных денег. По десять рублей на каждого погибшего.