Реставратор высшей категории Михаил Асеев о доме Говинга в Выборге: «Молясь, начинаем разборку»

Поделиться

На прошедшей 10 октября в Выборге пресс-конференции касательно состояния и дальнейшей судьбы полуразрушенных объектов культурного наследия в старой части города, реставратор высшей категории Михаил Асеев рассказал о доме Говинга и том, что его ждёт.

Михаил Асеев на фото слева. Фото ivbg.ru

Михаил Асеев был довольно осторожен в высказываниях и взглянул на ситуацию без излишнего оптимизма, сразу же отметив, что состояние дома Говинга вызывает огромные опасения. По итогам экспертно-оценочной комиссии, верхние этажи дома по степени шаткости больше напоминают карточный домик. Из-за того, что само здание с 1996 года стоит без должного ухода, ежемесячно оно в буквальном смысле осыпается — как наружная кирпичная кладка, так и отдельные части внутри. Однако не всё так плохо — к работам с памятником архитектуры, безусловно, приступят, и уже очень скоро.

«По результатам нашего предварительного обследования, выводы по дому Говинга довольно грустные, но не безнадёжные. Поскольку с пожара 1911 года здание стояло, по сути, открытым, а с 1996 года и вовсе в состоянии «мёртвого стояния», то большая часть верхних этажей и кирпичная кладка потеряли связку. Это значит, что нужно отдельно оценить даже возможность доступа к конструкциям, чтобы не рисковать жизнями. Дом сейчас находится в состоянии неустойчивого равновесия, как карточный домик. Что-то неудачно вытащили — и он может упасть. Поэтому самым первым этапом будет устранение супераварийности всего здания, а не противоаварийные или даже реставрационные работы. То есть, для начала нам нужно хотя бы разобраться с висящей кирпичной кладкой», — рассказал Михаил Асеев.
Вид сверху на дом Говинга (справа) зимой 2012 года. Фото ivbg.ru, изображение Михаила Асеева

Наибольшие опасения, по словам Асеева, вызывают верхние этажи здания, которые буквально «давят» своей аварийностью на более хорошо сохранившиеся нижние три этажа. Однако и с этой проблемой можно разобраться — главное быть при проведении экспертизы и начальных работ сверхаккуратными и внимательными.

«В очень хорошем состоянии находятся подвал, а также первый, второй и третий этажи. Именно эти части дома мы рассматриваем как основной плацдарм для воссоздания фасада и интерьера здания в его историческом варианте. Опять же, первые этажи в хорошем состоянии только до тех пор, пока на них что-нибудь не упадет с четвертого или пятого. Будем надеяться, что этого не произойдёт. Так что, помолясь, начинаем очень плавную разборку по периметру висящего кирпича, который представляет угрозу для жизни», — добавил реставратор.

Асеев отметил также, что первые работы над домом Говинга и ликвидации его супераварийности планируется начать в самые кратчайшие сроки — уже в течение недели или двух недель, после того, как будут решены вопросы с соседними домами, а также с безопасностью по Крепостной улице и ограничениями движения по ней. Кроме того, ввиду возможных разрушений на днях доступ людей к фасаду здания был значительно ограничен. На вопрос о примерных сроках выполнения первоначальных работ, Асеев ответил «как Бог даст», но следом высказал оптимистичное мнение о завершении работ уже в течение месяца с одним «но» — если всё пойдет хорошо. После того, как специалисты закончат разбор верхних этажей и кирпичной кладки,  здание планируется законсервировать для проведения следующей части противоаварийных работ, так же, как и квартал Сета Солберга.

Дом Говинга в октябре 2014 года

9 октября председатель комитета по культуре Ленобласти Евгений Чайковский подписал приказ о смене статуса исторического дома на статус объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии. Таким образом, дом Говинга теперь официально признали разрушающимся и терпящим бедствие. С 2014 года собственником дома является строительная компания «Северо-Запад».