Почему самолеты падают, или Что не так с российской авиацией?

Поделиться

14 февраля на телеграм-канале «Стюардесса» было опубликовано, как уточнил автор, неопубликованное интервью порталу Mail.ru под заголовком «Как понять, что самолет старый, или что-то может пойти не так».

После страшной авиакатастрофы, случившейся в воскресенье в Подмосковье, со мной связалась редактор одного из порталов Mail.ru и задала несколько вопросов, которые сегодня волнуют большинство авиапассажиров. На все вопросы я ответила еще в понедельник, но вот уже 3 дня статья проходит согласование у главного редактора, журналисты сомневаются, хотят взять комментарий у авиационного инженера, но им никто не дает, а интервью теряет свою актуальность. Дату создания этого текста вы даже можете видеть сейчас чуть выше. Не люблю подобную бюрократию, публикую все интервью у себя на канале.

У всего есть свой срок эксплуатации, но я бы не стала сейчас акцентировать внимание на возрасте самолетов и рекомендовать пассажирам с паникой в глазах выискивать признаки старения непосредственно перед полетом. Катастрофа может произойти и с новым самолетом, а старый может спокойно летать долго и без происшествий. С моей точки зрения, большую роль играет грамотное своевременное техническое обслуживание воздушных судов. Это очень дорого. Очень. На самолетах постоянно что-то выходит из строя, это нормально. Как правило, это какие-то незначительные поломки – начиная от сломавшегося кофемейкера на кухне до перегорания какой-нибудь лампочки-индикатора. Авиакомпании, у которых есть достаточно средств на содержание собственной бригады техников и возможность заранее приобрести запасные детали, оперативно производят ремонт своих самолетов. Техники приходят на борт сразу после выхода пассажиров и меняют то, что необходимо, буквально за час, пока клининговые службы занимаются уборкой, а бортпроводники сдают и принимают питание. Когда система поставлена на поток, даже устранение серьезных неполадок происходит довольно быстро.

Небольшие чартерные или локальные авиакомпании часто «копят» неисправности, а потом отправляют самолет на полноценный ремонт. Это дешевле. Поэтому, в первую очередь, я рекомендовала бы всем заранее взвесить риски. Просто без всякого страха трезво проанализируйте цену на билет, размер авиакомпании, ее узнаваемость, и представьте себя на месте генерального директора: сколько денег вы готовы были бы выделить на своевременный оперативный ремонт самолетов, окупились бы эти траты? После этого у вас не будет вопросов о том, стоит ли летать той или иной авиакомпанией. Кстати, я не против лоукостеров, они экономят деньги на отсутствии обслуживания питанием, а не на безопасности, хотя такие компании тоже бывают разными. Я не обращаюсь в турфирмы, не летаю чартерными авиакомпаниями, ими часто фактически управляют руководители турфирм, во главе угла у которых стоит количество проданных путевок, а не проблемы безопасности на воздушном транспорте.

Что касается небольших местных авиалиний, ими я тоже не летаю. Возможно, если какая-то небольшая местная авиакомпания закупит или возьмет в лизинг современные самолеты и получит достаточное финансирование из бюджета региона, мое мнение изменится. Сейчас я чаще наблюдаю, что на местных линиях летают списанные крупными перевозчиками самолеты или новые, но очень старые модели воздушных судов, которые уже очень давно устарели и отстали от технического прогресса, поэтому они, безусловно, менее безопасны, чем их современные аналоги. Утверждение о том, что короткие перелеты опаснее – всего лишь миф, все дело в самолетах, эксплуатируемых местными авиакомпаниями, и уровне их технического обслуживания.

Кроме того, уровень подготовки пилотов, бортпроводников и другого персонала крупных авиакомпаний сильно отличается от квалификации работников местных или небольших чартерных авиалиний. В небольших и малоизвестных компаниях часто работают те, кого не взяли в более крупные или уволили из них по причине каких-то нарушений или плохих результатов регулярного экзаменационного тестирования. Писала об этом тут и тут.

Печально, что в моем списке приоритетных авиакомпаний очень мало пунктов. Перечислять я сейчас ничего не буду, все можно найти у меня на канале, но я за здоровую конкуренцию, данная ситуация мне, конечно, не нравится. Особенно обидно за жителей отдаленных населенных пунктов. С моей точки зрения, на данный момент для них действительно безопаснее добираться поездом или автотранспортом до регионального центра, а уже там садиться на самолет. Но я ни в коем случае никого ни к чему не призываю, это моя личная точка зрения. Каждый рискует так, как считает нужным. Если брать общую статистику, то самолет действительно самый безопасный вид транспорта, смертность на дорогах в разы выше.

Если вы уже купили билет на самолет, сдали багаж и зашли на борт, лучше просто расслабьтесь и успокойтесь, отвлеките себя чем-то от негативных мыслей. Поберегите свою нервную систему и сердце. Подробнее о том, как преодолеть страх полетов, можно прочитать тут. За длительную задержку рейса по причине снятия уже загруженного багажа вам спасибо никто не скажет. Этот процесс довольно долгий и недешевый. За каждый час простоя авиакомпания теряет большие деньги, особенно в зарубежном аэропорту. При снятии пассажира с борта вместе с ним снимают и его багаж, для этого обратно выгружают все чемоданы, находят нужный багаж, а потом опять загружают обратно. 

Если все-таки говорить о визуальных признаках старого самолета, то это, прежде всего, старая модель, выпущенная в массовое производство 100500 лет назад, а также наличие на дверях, в туалете или других местах технических надписей на непривычных для данной страны языках, в России принято писать «открыть дверь», «смыв» и т.д. на русском и английском. Я летала на самолете, который раньше эксплуатировался в «AeroMexico», в отдельных местах технические надписи сохранились на испанском языке. Это таблички, которые остались в наследство от прежней авиакомпании. Главное помните, что, к примеру, для турецких авиалиний нормой будут надписи на турецком и английском. В Америке все указатели часто дублируются на испанском, в самолетах в том числе. Если вы видите на тележке или каком-то контейнере на кухне надпись с логотипом другой авиакомпании, это не является признаком старого самолета. Это говорит лишь о том, что кейтеринговая служба, обслуживающая питанием сразу несколько авиакомпаний, перепутала контейнеры и тележки или просто не нашла у себя нужного для данного рейса количества оборудования с лого данной компании.

Фото найдено на просторах интернета. Обычная картина для наших авиакомпаний: надписи на русском и английском. Фото найдено на просторах интернета. Плохой пример, но лучше не нашла. Обычно надписи на третьем языке (в данном случае это турецкий) расположены где-нибудь в стороне от основной таблички с указаниями на русском и английском. Это таблички, которые остались в наследство от прежней авиакомпании.

Если говорить о случившейся авиакатастрофе, то вчера почти все СМИ растиражировали новость о том, что причиной стало обледенение. Это в корне неверная формулировка! В случае обледенения Ан-148, скорее всего, не смог бы набрать высоту и упал бы сразу, только оторвавшись от взлетно-посадочной полосы. Насколько я понимаю, высоту ему набрать удалось, и упал он не мгновенно. Поэтому говорить о том, что не была произведена противообледенительная обработка перед вылетом, точно некорректно.

Ставить какие-то диагнозы я точно сейчас не хочу, у меня нет перед глазами необходимых данных, я не была свидетелем катастрофы, не вхожу в состав комиссии по расследованию авиапроисшествий, я даже не авиационный инженер и не пилот. Но одно могу сказать точно. По предварительным данным МАК (Межгосударственный авиационный комитет), «…фактором развития особой ситуации в полёте могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД (приемников полного давления) при выключенном состоянии систем их обогрева…» Это говорит о том, что либо в самолете что-то было неисправно, либо пилоты не включили систему обогрева ППД, либо она не сработала. Обледенение самолета — это когда фюзеляж, крыло, двигатели покрываются тонкой корочкой льда, а не замерзание приемников полного давления. Поэтому даже в самом заголовке статьи нужно писать об обледенении ППД. Упустив одну, казалось бы, маленькую деталь можно кардинально изменить смысл сказанного, сбив всех с толку. Я понимаю, что заголовок должен быть ярким, но не настолько, чтобы врать.

Недавно мне написал один читатель. Надеюсь, я ответила на вопрос.

P.S.: Мне написала жительница Орска, публикую ее длинное, эмоциональное, но очень содержательное письмо.

В завершение хочу выразить искренние соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии».

Если Mail.ru все-таки решится опубликовать мое интервью, прошу дать ссылку на этот материал. Он не содержит возможных редакторских правок.

Желаю всем, чтобы подобные катастрофы больше не повторялись, а количество взлетов всегда равнялось количеству благополучных посадок. Всех с Днем влюбленных! Любви!