Расстреливать и взрывать: откуда берутся «керченские стрелки»

Поделиться

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

Нам легче говорить о «техасском стрелке», чем о «керченском». Привычнее думать, что расстрелянные подростки и учителя не у нас – далеко, например, в Америке, с её дикими нравами. Но ведь это не так… Как уберечь детей от «сна разума», «рождающего чудовищ»? Этим вопросом сегодня задаётся не только Бастрыкин, поручивший своим подчинённым изучить обстановку в семье «керченского стрелка», разобраться в причинах трагедии.  Попробуем и мы покрутить «Колесо обозрения».

Росляков
Источник: politnavigator.net

Общеопасный способ

В минувшую среду студент четвертого курса Владислав Росляков устроил стрельбу и взорвал бомбу в Керченском политехническом колледже. Число погибших – 21 (шестнадцать студентов и пять работников этого учебного заведения). Больше 50 человек пострадали, а сам стрелок покончил с собой в библиотеке колледжа. 

Сначала уголовное дело было возбуждено по статье «теракт», но после первых следственных действий его переквалифицировали. Теперь оно расследуется в рамках статьи об «убийстве двух и более лиц общеопасным способом». 

Что это за способ? В ivbg мы уже сообщали о том, что «керченский стрелок» предположительно использовал неизвестное взрывное устройство и новое помповое ружье турецкого производства Hatsan Escort. Мирные и не бедные люди обычно такое берут на охоту, когда хотят подстрелить среднего или крупного зверя, вроде волка. А стоит такая «игрушка» около 30 тысяч рублей (неясно, откуда у парня из бедной семьи взрывоопасные «игрушки» – впрочем, по одной из последних версий, 20 тысяч незадолго до кровавой расправы он украл у своей бабушки). 

Сообщение о кровавой бойне стремительно разлетелось по свету, обрастая попутно подробностями: к слову, не всегда достоверными. Журналисты в погоне за читаемостью поспешили заявить о собственном расследовании, информационные агентства – опубликовать снимки подозреваемого. Но выяснилось, что это другой парень, у которого теперь есть основания опасаться за свою жизнь. Потому он выложил в контакте видеоролик с таким заявлением: «СМИ перепутали меня с террористом, выложили мое фото, мою ссылку на страницу, хотя я к этому (нападению на колледж, – Прим автора) не имею никакого отношения». 

Ошибочно обвинён прессой некий Владислав Р., сходство с убийцей – разве что в имени. Напортачившие СМИ исправились – дали опровержения, но нет никакой уверенности в том, что с их увидят все прочитавшие ошибочную информацию. Ничего плохого с беднягой, таким образом «попавшим под раздачу» пока, слава богу, не произошло, но как тут не вспомнить известное утверждение: «Словом можно убить, словом можно спасти…» 

Девять жизней кошки 

В своё время ещё один классик предупреждал о том, что «трудно любить подростка», а «керченский стрелок» недалеко ушёл от подросткового возраста – едва достиг совершеннолетия.  

Догадки на тему: зачем он взрывал и расстреливал, множатся: «мстил всему миру», «жить надоело», «завербовали в ИГИЛ», «решил, как египетский фараон, умереть и унести с собой окружающих»; «заигрался в компьютерные игры и заработал «синдром бессмертия кошки», у которой «всего» девять жизней»…

В связи с последней версией вспоминается то, что реальную угрозу для детей 14-18 лет представляют компьютерные игры, подобные тем, что про зомби и «синим китам». «Беги или (и) умри» и «Я в игре» привлекают детей причастностью к неизвестному. Причём опасность уводит за рамки виртуальности, а ведёт к опасным убеждениям: «я никому не нужен, так пусть они ответят за это»; «умру, и все дрогнут». Вместе с тем, виртуальная игра подспудно вселяет ошибочную мысль о даре бессмертия: у её героев ни одна, а несколько жизней – «круче», чем у кошки… 

Варварство человечества

Во время одной из встреч «Петербургского диалога» с Германией (это было после теракта в петербургском метро) я спросила известного политолога и публициста Александра Рара, можно ли остановить террористов и юнцов, расстреливающих одноклассников. Он объяснил, что в основе любого массового убийства – смертельно опасная философия терроризма.  

«Вспомним хотя бы 2011 год, норвежского террориста Брейвика, организатора и исполнителя взрыва в центре Осло. Перед этим он сидел в подвале, часами мастерил бомбу и продумывал, ни с кем не советуясь, не набирая ничьих телефонных номеров, как осуществить убийство. В Ницце отморозок поступил еще проще: разогнался на грузовике, примитивным образом убил 80 человек и 120 ранил. Давил всех подряд: женщин, детей, стариков – просто безоружных, беззащитных, не сделавших ему ничего плохого людей… Время от времени юнцы в разных странах берут в руки оружие и расправляются с одноклассниками. В основе – всё та же философия терроризма. Частой причиной трагедий становится то, что потенциальному убийце не удается попасть в социальный лифт, идущий на верхние этажи. Думаю, нечеловеческая агрессия – жуткая месть за собственную несостоятельность убивающих, их комплексы. А если они ещё и подогреваются террористическими настроениями окружения, в которое попадают потенциальные «стрелки», убийство перерастает в терроризм».

 

Рар считает, что перед лицом этой угрозы люди, правительства и даже спецслужбы беззащитны, и самое страшное, что могут последовать очередные трагедии, причём место, время, страну никто точно не скажет. «Что нужно карателям, уничтожающим большое число людей? Чтобы о них сообщали, – уверен Рар. – Знаете, чем это можно было бы остановить? Если бы СМИ просто не писали об этом. Но представить себе такое сегодня просто невозможно».  

Сон разума 

«Я девяностые пережила!» – говорит героиня фильма «Училка», вступившая в жёсткий психологический бой с учениками, так, что мурашки по коже. Пистолет в классе переходит от одного ученика к другому… Неважно, в какие это происходит времена, и зачастую сценарии кровавых трагедий схожи. Взять хотя бы наиболее резонансные. 

24 марта 1998 года. Школа Джонсборо, штат Арканзас (США). В результате стрельбы, открытой учениками школы, 11-летним Эндрю Голденом и 13-летним Джонсоном Митчеллом, погибли четыре ребенка и учительница. Больше 10 человек получили ранения разной степени тяжести.

7 ноября 2007 года. Лицей Йокела в городе Туусула, Финляндия. 18-летний ученик Эрик Аувинен пришёл в лицей с пистолетом Sig Sauer Mosquito. Он сделал 106 выстрелов, а через 40 минут после начала атаки выстрелил себе в голову в мужском туалете. Жертвами Аувинена стали 8 человек: ученики – пять мальчиков и одна девочка, школьная медсестра и директор лицея.  Накануне трагедии убийца разместил на портале YouTube манифест собственного сочинения под названием «Бойня в школе Йокела – 7 ноября 2007», и назвал себя Natural Selector («орудие естественного отбора») и Sturmgeist («штормовой дух»).

11 марта 2009 года. Училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден, Германия. Семнадцатилетний подросток Тим Кретчмер устроил кровавую бойню в своем бывшем училище, а затем на улицах городов Винненден и Вендлинген. Погибло 15 человек, ранено – 11. После этого Тим покончил с собой.

Стрелял он из отцовского пистолета прицельно, в головы жертвам…  Как выяснилось позже, за три дня до стрельбы девушка, за которой ухаживал Тим, отказалась с ним встречаться. Полиция сообщила, что девушка была убита одной из первых.

20 апреля 1999 года. Средняя школа Колумбайн в городке Литлтон, штат Колорадо. 

Здесь произошла кровавая бойня, одна из самых страшных в истории США (к слову, керченские следователи уже выяснили, что Владислав Росляков наряду с взрывчатыми веществами увлекался темой массовых убийств в учебных заведениях, в том числе, в этой американской школе). 

Вам будет интересно
Владислав Росляков, 18- летний студент Керченского политехнического колледжа, зверски расстрелял 19 человек и взорвал бомбу в стенах родного училища 17...
18.10.2018 1503

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках учинили бойню, которая длилась четыре с половиной часа. За это время юнцы ранили десятки учащихся и убили тринадцать соучеников и учителя, а потом покончили с собой. 

Готовиться к массовому убийству в школе Эрик и Дилан начали почти за год до событий. Убийцы тщательно подготовились: на странице еженедельника перечислили то, что нужно захватить в школу, — «принести и поставить бомбу», «в 11.17 выйти из класса», «вымыть руки».

7 апреля 2011 года. Муниципальная школа Тассо да Силвейра в Реаленгу, Рио-де-Жанейро, Бразилия. Одетый в чёрное 23-летний Веллингтон Менезес де Оливейра, бывший ученик школы, с рюкзаком за плечами вошел в Тассо да Силвейра. Он пришёл в кабинет восьмого класса, представился новым учителем, достал из рюкзака два револьвера и начал стрелять. Причём выбирал в основном девочек… Получив несколько ранений в перестрелке с полицией, мужчина покончил с собой. Жертвами этого «стрелка» стали 12 человек (10 из них – девушки), и столько же – 12 человек были ранены. 

13 сентября 2006 года. Колледж «Доусон», Монреаль, Канада. 25-летний канадец Кимвир Джилл открыл огонь по учащимся колледжа «Доусон» из самозарядного карабина CX-4 Storm. В результате стрельбы погиб один и были ранены 19 студентов. «Стрелок» покончил с собой…

Позже выяснилось, что он играл в популярные тогда игры: Hitman и Super Columbine Massacre RPG. Кроме того, в его компьютере нашли снимки бойни в школе «Колумбайн». В своём дневнике он написал: «Я ненавижу этот мир». И ещё была найдена запись: «Жил быстро, умер молодым…»

14 декабря 2012 года. Начальная школа «Сэнди-Хук» в городе Ньютаун, штат Коннектикут, США 

Утром рокового дня 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил из винтовки Marlin 22 свою мать, после чего сел в ее автомобиль и направился к начальной школе «Сэнди-Хук». Затем Лэнза ворвался в школу Сэнди-Хук, где ходил по классам и расстреливал детей и учителей.

Итог: 26 погибших (5 учителей, 20 детей и директор школы). Лэнза застрелился за считанные минуты до вмешательства полиции.

3 февраля 2014 года. Школа № 263 в Отрадном города Москвы, Россия. Десятиклассник Сергей Гордеев явился в школу с двумя винтовками. Заставил охранника (тот всё же успел нажать «тревожную кнопку») пустить его в здание. Вошёл в один из кабинетов, застрелил учителя географии, а когда подоспела полиция, второй его жертвой стал сотрудник МВД, и ещё один полицейский был ранен…

Как уберечься и уберечь

Для того, чтобы не допустить подобных трагедий, как считают эксперты, надо строже контролировать процесс получения лицензий на владение и хранение гражданами России огнестрельного оружия; не разгонять, а усилить службу психологов; рассмотреть возможность установки в школах металлодетекторов.

Вам будет интересно
Учебная неделя в средней школе №127 в Перми началась очень страшно. Никто даже представить себе не мог, что одному из...
15.01.2018 9587

Но главный залог «не повторения» кровавых событий, по их мнению, лежит в другой плоскости. «Сон разума рождает чудовищ» – это горькая правда. Как разбудить «спящего»? Ответ на этот вопрос стоит искать, исходя из того, что человеку, взявшему в руки ружье для того, чтобы «замочить» одноклассников, говорить «не убий» уже поздно. Учиться понимать ребёнка, общаться, понимать, что с ним происходит, как это не банально звучит, надо с рождения.