«Ледовому побоищу» накануне исполняется 777 лет. Как это было

Поделиться

Автор текста Андрей Болдин

Победе Александра Невского на льду Чудского озера в этом году исполняется 777 лет. Хоть дата и не круглая, но и не рядовая.

Несмотря на отдаленность тех событий, «Ледовое побоище» остается важным элементом нашего «культурного кода». В массовом сознании образ той победы сформирован многочисленными произведениями искусства, главным образом фильмом Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», в котором звучит одноименная кантата Сергея Прокофьева, а также обширной научной и художественной литературой, многочисленными памятниками князю Александру и его дружине.

Сергей Эйзенштейн «Александр Невский»

Не последнюю роль в увековечивании подвига русских воинов сыграла и поэма Константина Симонова:

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй…

 

Число 5 апреля указано автором по «старому стилю», согласно действовавшему тогда Юлианскому календарю. В наше время годовщину знаменитого сражения принято отмечать с тринадцатидневным сдвигом – 18 апреля. Этот день отмечается как День воинской славы России.

Фото: turambar.ru

Ледовое побоище – один из ключевых моментов тысячелетней российской истории. Наряду с Куликовской и Бородинской битвами, Сталинградом и Курской дугой. Почему же именно этот эпизод занял столь видное место в нашей исторической памяти, ведь летопись русского средневековья знает немало других крупных побед над западными агрессорами? Только ли необычное обстоятельство места – лед Чудского озера – заставляет нас выделять эту битву среди иных военных событий Средневековья?

НЕСПОКОЙНЫЙ 13-й ВЕК

Так, 30-40-е годы XIII столетия для Руси было временем весьма драматичным. Ослабленная беспрецедентным по масштабам Батыевым нашествием, раздробленная на княжества страна подвергалась постоянным нападениям с Запада. Области, избежавшие монгольского разорения, оказались мишенью постоянных атак со стороны шведов и немцев. Православные жители северо-западных древнерусских княжеств – славяне и финно-угры воспринимались католиками как «еретики», достойные истребления или порабощения.

Фото: lab-dnk.ru

А еще агрессоров привлекали обширные земли и торговые пути Новгорода и Пскова. В июле 1240 года приглашенный новгородцами молодой князь Александр Ярославич разбил шведов на Неве, за эту победу получив прозвище Невский. Однако уже в августе военные действия против Руси открыл могущественный Ливонский орден – автономный филиал созданного немецкими рыцарями Тевтонского ордена. В войске, вторгнувшемся на территорию Руси в 1240 году, кроме немцев были и датчане, и эсты (предки современных эстонцев, которых на Руси именовали чудью).

Новгород. Фото: nihon81

Немцы взяли Изборск, разбив подошедших ему на помощь псковичей, и осадили Псков. Неизвестно, сколько бы продержался этот хорошо укрепленный древнерусский город, если бы не предательство местных бояр, открывших врагу городские ворота. В следующем году рыцари захватили землю народа водь и крепость Копорье. Не в последнюю очередь на руку врагу сыграли внутренние противоречия, раздиравшие новгородское общество. Когда враг приблизился к Новгороду на расстояние 30 вёрст, новгородцы, незадолго перед тем поссорившиеся с князем Александром, снова обратились к его отцу, Ярославу с просьбой направить к ним сына, столь блестяще одолевшего шведов на Неве. Прибывший Александр вскоре освободил от немцев Копорье. В марте 1242 года молодой князь, получив из Владимира помощь во главе с братом Андреем, взял Псков.

Копорье. Фото: sentstory.ru

Примечательно, что в войске Александра Ярославича были не только новгородцы и владимирцы, но и воины из финно-угорского народа ижора, потомки которого до сих пор живут на территории Ленинградской области. Ижоряне, как и русские, были православными, владели новогородским диалектом древнерусского языка, и славяне не считали их чужаками. Именно ижорский воевода Пелгусий известил русского князя о приближении шведского флота двумя годами ранее, в памятном 1240-м году.

Фото: takprosto.cc

НАША ВЗЯЛА!

Освободив оккупированные врагом территории, князь не намеревался останавливаться на достигнутом. Стремясь разгромить основные силы рыцарей, Александр решил перенести военные действия на территорию противника и повёл войска во владения Ордена – в пределы Дерптского епископства. Однако авангард русского войска потерпел поражение, и князь решил отвести свои главные силы на лёд Чудского озера.

Здесь Александр выстроил свое войско у «Вороньего камня» в ожидании главного удара со стороны рыцарей. О том, как именно он это сделал, русские летописцы и немецкие хронисты повествуют, в общем, одинаково. «Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя», – так повествует о начале битвы рифмованная хроника. Железный клин ливонского войска, состоявший из тяжеловооруженных всадников, прорвал центр русского боевого порядка.

Бой у «Вороньего камня». Фото: strana-rf.ru

Дождавшись, когда бронированная «свинья» увязнет в гуще боя, Александр задействовал свежие силы и нанес противнику мощные удары по флангам. «Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили», – рассказывает «Рифмованная хроника». «Наша взяла!», – кричит своим воинам Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна. Вполне вероятно, что именно так он и кричал. По словам летописца, дружина Александра преследовала врага на протяжении 7 верст.

Согласно сообщениям более поздних летописей, озерный лед, не выдержав тяжести закованных в доспехи рыцарей, подломился, и множество вражеских воинов утонуло. Историки по-разному относятся к этой детали сражения. Немецкие рыцари и русские профессиональные воины-дружинники в XIII веке весили примерно одинаково, так что и убегавшие ливонцы, и преследовавшие их русичи имели равные шансы оказаться в холодной воде.

К тому же есть сомнение в том, что этот эпизод не был перенесен летописцем из другой истории – например, из рассказа о сражении на реке Омовже в 1234 году. Тогда под немцами, с которыми тогда бился отец Александра Невского Ярослав Всеволодович, тоже, вероятно, подломился лед. Видимо, летописцам подобный факт представлялся свидетельством божьей помощи русскому войску. Вспомним, что накануне Невской битвы в 1240 году в небе над Невой произошло явление Бориса и Глеба, причем Борис молвил брату своему Глебу: «Пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов». В помощь небесных сил русские воины верили, и в бой шли с уверенностью в победе. Ведь «не в силе Бог, а в правде», как сказал Александр Невский. А правда в тот апрельский день была за теми, кто стал на защиту родной земли.

ТОНКИЙ ЛЕД ИСТОРИЧЕСКИХ СПЕКУЛЯЦИЙ

В смутные 90-е годы XX века появилось немало «разоблачительных» публикаций, посвященных событиям российской истории, в том числе – и Ледовому побоищу. Новоявленные критики писали, что на льду Чудского озера произошла лишь незначительная стычка, размеры и значение которой были впоследствии раздуты летописцами.

Конечно, утверждать, что картина Ледового побоища для нас, жителей XXI века ясна, нельзя. Историки, например, до сих пор не могут определить точное место баталии и понять, что именно следует считать Вороньим камнем, с которого, как повествует летописец, Александр руководил битвой. Безусловно, в описаниях битвы есть нюансы, вызывающие споры ученых, но главную суть произошедшего на льду озера русские летописцы передали достоверно. Попытки приуменьшить масштабы сражения также несостоятельны.

Фото: twitter.com

Да, сообщения немецких хронистов и русских летописцев относительно потерь рыцарского войска разнятся. Одна немецкая хроника сообщает о 20 убитых рыцарях, другая говорит о 70 орденских «господах», погибших при взятии Александром Невским Пскова и на Чудском озере. Казалось бы, не так уж и много. Но надо понимать, что такое рыцарь в Средние века – это не рядовой пехотинец, а хорошо обученный и экипированный всадник, боевая ценность которого была весьма велика.

На каждого немецкого рыцаря приходилось немало простых воинов: оруженосцев, кнехтов, наемников из числа чуди (эстов). Их среди убитых никто не считал, разве что в Новгородской летописи сообщается, что чуди пало «бещисла», а немцев – 500, причем 50 было взято в плен. По подсчетам отечественных историков численность войск на Чудском озере составляла 10-12 тысяч ливонцев и 15-17 тысяч человек новгородцев и их союзников. Это по тем временам – весьма серьезные силы.

Что касается стратегического значения этой победы в непрерывной войне с Ливонским орденом, то умалить его трудно, учитывая, как ослаблена была Русь в результате монгольского вторжения. И если монголы более или менее терпимо относились к религии завоеванных народов, то тогдашние европейцы веротерпимостью не отличались, огнем и мечом насаждая католицизм среди «язычников» и «еретиков» – славян, финно-угров, прибалтов.

Фото: wiki.hi.ru

С разгромом на льду Чудского озера борьба против западных агрессоров не закончилась. Следующую крупную победу Александр Невский одержит в 1245 году в Смоленской земле уже над литовцами. Впереди у князя – короткая, но очень насыщенная и непростая жизнь, наполненная ратными подвигами, административными и дипломатическими трудами.

Отразив нападение с Запада, защитив православие от католической экспансии и заключив выгодный для Руси мир с наиболее сильным врагом – Золотой Ордой, князь по праву считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей России. В Ленинградской области, на территории которой юный князь впервые прославил свое имя, его образ особенно почитаем потомками.