«Забыть — это как убить снова»: праправнуки пройдут в шествии Бессмертного полка с героем-бухгалтером в Петербурге

Поделиться

Среди миллионов тех, кто пойдет Бессмертным полком 9 мая в потоке живых — и уже вечно живых — пройдет и имя Леонида Григорьевича Гридасова, погибшего за Родину в 1942 году.

Его фотографию – гражданскую, военной не случилось – пронесет в Санкт-Петербурге его внучка Елена – уже и со своими внуками. Об этом пишет Online47.

Что они знают о жизни и гибели человека, которого никогда не видели? И что это значит для них – идти с именем своего деда-прадеда-прапрадела в Бессмертном полку?

Бухгалтер из Сталинобада

Леонид Григорьевич Гридасов на войну ушел не добровольцем – по призыву: он родился в 1907 году и к началу войны успел и семьей обзавестись, и сына с дочкой родить. И вообще — работал бухгалтером в Сталинабаде, теперешнем Душанбе.

А уж как он в Сталинобад попал… В 30-е перебрался вместе с матерью и пятерыми братьями-сестрами – подальше от беды: отца-то арестовали…

Однако к 1942 году пришла и к нему повестка из военкомата.

Незнаменитый последний бой

Погиб Леонид Григорьевич Гридасов вскорости после призыва – 17 марта 1942 года в одном из тяжелых и неудачных боев под Калугой. Тогда только-только немцев от Москвы отбросили и с великими сложностями поворачивать их вспять стали.

Стрелковая дивизия — 385-я – получила в феврале пополнение и считалась свежей, готовой к боевым действиям.

17 марта приступили к выполнению приказа: выбить врага из деревень Студёное и Сильковичи – это Барятинский район Калужской области.

Артподготовка, как следует из журнала боевых действий 385-1 стрелковой дивизии, прошла, как положено, а вот дальше… Одна ошибка повлекла за собой другие, а в итоге пришлось возвращаться на свои позиции, понеся тяжелые потери. В списках погибших – и рядовой Леонид Григорьевич Гридасов.

Одна из многих незнаменитых и горьких страниц Великой Отечественной: до Победы оставалось долгих три года, побеждать нужно было учиться заново.

О чем думает внучка

Внучка Елена после развала СССР из Душанбе своих родителей и сына вывозила. Кто те времена помнит – не позавидует. Говорят, мужики в контейнеры садились и гранату с собой брали – остатки достоинства и имущества защищать: бандиты в тех краях тогда себя вольно вели.

У Елены мужа к тому времени уже не было, так что – сама…

Много чего было – выжила, сына вырастила. Родители после постсоветской эвакуации тяжко заболели и уже не оправились. Мама только сильно переживала, что так и не съездила на могилу к отцу.

Незадолго до развала страны в газете «Вечерний Душанбе» была опубликована заметка о том, что разыскиваются родные Леонида Григорьевича Гридасова – место захоронения известно…

«Я точно знаю, что это нужно мне – и деду тоже. Пока мы их помним, они — живые. Забыть – это как убить снова. И когда идешь вместе с другими в этом Бессмертном полку – такое чувство родства, одного народа – на-РОДа… Так что когда мы с дедом в ряды встаем, я ему говорю: «Ну, вот мы и на месте».