Журналист ivbg.ru поговорил с телефонными лжебанкирами: рассказываем, как действуют и на что давят, чтобы обмануть

Поделиться

Телефонные мошенники позвонили от имени банка ВТБ и действовали по схеме, никогда не описываемой нами ранее. Говорили уверенно и располагали личными данными. Мы вынуждены признать, что в критической ситуации и под угрозой потери денег неподготовленный человек действительно может попасться. Рассказываем, как действовали мошенники, каким образом пытались обмануть, что говорил и на какие болевые точки нажимали.

Первый звонок с номера +7 499 409 … поступил 4 февраля в 12:14. Стандартный определитель номера от сервиса «Яндекс» сообщил, что данных по этому номеру нет. На момент подготовки публикации, данных не было и по другим номерам.

Первый мошенник-мужчина (далее М1) представился сотрудником банка, обратился по имени и отчеству и сообщил, что на имя потенциальной жертвы (далее Ж) оформлена кредитная карта. И поинтересовался, когда Ж удобно ее получить. На вопрос, о какой карте идет речь, М1 описал ситуацию: в отделение банка в уездном городе Н (в данном случае – в Сочи) обратился человек с полными паспортными данными Ж и оформил карту, которая уже выпущена.

Важно! Мошенник говорил очень уверенно, использовал профессиональный банковский лексикон. Он создавал впечатление классического банковского сотрудника, говорящего по скриптам.

На что обратить внимание: при оформлении любых банковских продуктов приходят смс-сообщения от банка. Если на вас оформили карту, почему вам не пришло смс? Предположим, «мошенник с вашими данными» в городе Н указал свой телефон. Тогда почему «банк» звонит вам на этот номер, а не ему на тот?

М1 задал ряд уточняющих вопросов (квалифицированных: например, не поручали ли кому-то действовать от вашего имени нотариально) и «пришел к выводу», что к ним «в отделение обратился мошенник». Он сказал, что заявка на карту будет аннулирована, но выразил уверенность, что персональные данные Ж скомпрометированы.

Далее он спросил, не оформляла ли Ж финансовые продукты банка в последнее время. На отрицательный ответ он удовлетворенно сообщил, что со стороны ВТБ (подчеркиваем, звонок мошеннический и не имеет отношения к банку) утери данных быть не может. Далее М1 спросил, какими банками пользуется Ж, чтобы сообщить им о возможных компрометации данных клиента и опасности мошенничества.

Важно! На этом этапе было понятно, что разговор ведется с мошенником (см. примечание выше), поэтому был назван лишь один крупный российский банк.

Мошенник поблагодарил за информацию, уверил, что передаст данные, попрощался и отключился.

На что обратить внимание: по сообщению настоящего сотрудника ВТБ, банк не обращается с подобными запросами в посторонние организации и не открывает им данные клиентов. Упоминание о «передаче данных в ваш банк» – сигнал о мошенничестве.

Спустя около 18 минут поступили подряд два звонка с номеров +7 495 040… и +7 495 554… Второй мошенник-мужчина (далее М2) представился сотрудником службы безопасности названного Ж банка. Он сообщил, что банк не заинтересован в возможных актах мошенничества. Ссылаясь на постановление Центробанка (обман, такого постановления нет), он сообщил, что для расследования кражи персональных данных ему необходимы ответы на некоторые вопросы.

Важно! Второй мошенник вел себя все также профессионально, использовал банковский сленг и быстро называл номера постановлений.

М2 зашел издалека – начал задавать вопросы о том, не пользовалась ли Ж в последнее время услугами микрофинансовых организаций. Ж ответила, что нет. Тогда он поинтересовался, клиентом каких банков Ж является?

На что обратить внимание: настоящий сотрудник банка не может задавать вопроса о других банках – это конфиденциальные банковские данные. Это сигнал о мошенничестве.

Ж назвала все тот же один банк. Далее М2 перешел к вопросам о банковской карте – какой (зарплатная/кредитная/дебетовая/другая) Ж пользуется, как часто, и сколько осталось денег на счету после последней операции с точностью до 1000 рублей (якобы, чтобы зафиксировать сумму и не допустить хищения).

На этом этапе разговор зашел в тупик. Запрошенные данные мошеннику сообщать было нельзя. Поэтому Ж твердо отказалась отвечать. М2 предпринял еще одну попытку надавить и сообщил, что в таком случае он отметит в «личном деле» и «кредитной истории» отказ сотрудничать. Ж согласилась, предполагая, что разговор продолжится. Но М2 положил трубку, очевидно, не желая тратить время дальше.

Последующий звонок в call-центр ВТБ подтвердил, что оба описанных звонка были произведены мошенниками. Вот такое МЖ получилось.

Редакция ivbg.ru напоминает: никогда не сообщайте по телефону никаких конфиденциальных банковских данных, паролей из смс-сообщений и push-уведомлений в приложении банка. Иногда банки действительно прозванивают клиентам и предлагают банковские продукты. Если в вашем разговоре возник один из перечисленных выше признаков, или если вас пугают потерей денег в любой форме, немедленно прекращайте общение и звоните в call-центр банка по бесплатным номерам телефонов, указанным на сайтах.