«Дела обстоят не так хорошо, как могло бы быть»: эксперты поделились мнением о велоинфраструктуре Ленобласти

Поделиться

Сегодня, 3 июня, во всем мире проходит День велосипеда. В честь праздника редакция ivbg.ru связалась с экспертом «Петербургского велообщества» Виктором Поляковым и велотуристом Николаем Минкевичем, которые рассказали о велодорожках в Ленобласти и пояснили, с какими сложностями сталкиваются велосипедисты в регионе.

Что можно сказать о велоструктуре  в Ленобласти в целом?

«Велоинфраструктура в области оставляет желать лучшего: велополосы либо отсутствуют как класс, либо разметка нанесена совершенно бездумно, что доставляет серьезные, а порой даже опасные, проблемы велосипедистам и пешеходам. Как обстоят дела в Стрельне, Петергофе и прочих местах на юге Питера, я доподлинно не знаю. Велосипедная связь между населенными пунктами является либо достаточно опасным мероприятием для малоопытного велосипедиста, либо не возможна в принципе! Да, вы не ослышались. Попробуйте проехать на велосипеде из Питера в Кронштадт — вас развернут обратно инспектора ГИБДД в тоннеле или на дамбе. Легально попасть в Кронштадт можно только на автобусе в обнимку с велосипедом, но там тоже есть нюансы», — поделился своим мнением Виктор Поляков.

Его точку зрения поддержал велотурист Николай Минкевич.

«С велоинфраструктурой в населенных пунктах Ленобласти, честно говоря, дела обстоят не так хорошо, как могло бы быть. В крупных городах области за последние несколько лет попытались создать несколько километров дорожек — в Гатчине, Всеволожске. К сожалению, все они разрознены, имеют небольшую протяженность и носят, скорее, рекреационный характер, а не решают транспортные проблемы», — сообщил он.

Новые города, которые растут на периферии Северной столицы, с безумной этажностью и плотностью застройки, не получают никакой велоинфраструктуры. То есть на планах застройщика это есть, при том красиво иллюстрировано, но по факту присутствуют только велопарковки возле подъездов: и то, в случае дома комфорт-класса с закрытой территорией.

Фото: Виктор Поляков. Велопарковка в ЖК «Эланд», Мурино

Вопрос наличия хорошей велоинфраструктуры в 47 регионе, а особенно в новых населенных пунктах, стал актуален в первые дни пандемии коронавируса и самоизоляции в 2020 году. Тогда резко увеличилось число курьеров на велосипедах. Ближе к концу весны стали возникать локальные островки у точек общепита и магазинов, где число припаркованных велосипедов единовременно составляло от 10 до 30 штук.

Сейчас проблема с отсутствием обособленных велосипедных парковочных мест также присутствует. Велосипеды паркуются скопом. Хаотично пристегиваются к муниципальной собственности, например, к столбам и оградам. Подобный импровизированный велосклад периодически мешает передвижению пешеходов.

«Именно в небольших городах проще создать сеть велодорожек для выполнения транспортной функции: небольшие расстояния в городе способствуют использованию велосипеда для поездок по делам. Несколько отдельно стоит велодорожка в Сосновом бору. Одна её часть, вдоль относительно нагруженной Ленинградской улицы, служит для безопасного передвижения велосипедистов. Другая часть расположена вдоль берега Копорской губы и проходит по сосновому лесу. Несмотря на то, что она скорее рекреационная, ее можно использовать для объезда части нагруженного Копорского шоссе. В целом, на сегодня, эффективной велоинфраструктуры в Ленобласти скорее нет, чем есть», — пояснил свое мнение велотурист Николай Минкевич.

О проблемах велодорожек в регионе

Фото: Виктор Поляков

По словам Виктора, одна из велосипедных разметок в Мурино, которая проходит по улице Шувалова и проворачивает на Петровский бульвар, представляет собой разметку на пешеходной зоне, которую нанесли ближе к домам, а не к обочине. Это может привести к тому, что «любой желающий, выходя из магазина или парадной, с большой долей вероятности рискует оказаться под колесами велосипеда». А ширина велополосы не дает безопасной маневренности двум встречным велосипедистам. Также отсутствуют необходимые дорожные знаки.

«Как таковой велоинфраструктуры, пригодной для безопасного передвижения на велосипеде самому или с детьми, во Всеволожском районе не наблюдается. Недавно был в самом Всеволожске, ездил на велосипеде. Участок Муринская дорога — Челябинская улица (примерно около полукилометра в обе стороны от места стыковки улиц и сам выезд на Челябинскую — прим. ред.) могут представлять серьезную опасность для малоопытного велосипедиста. Трафик умеренный, но водители нарушают скоростной режим. Дорожное покрытие у обочин в ямах и колдобинах. Вариант перейти на пешеходную зону местами есть, но кроме ям и колдобин там еще и торчащие штыри из асфальта попадаются», — расписал эксперт «Петербургского велообщества».

Виктор отметил, что хоть штыри и небольшие по размеру, но этого вполне хватит, чтобы порвать колесо. Падение для велосипедиста во время движения в этом случае может закончится печально.

Говоря про передвижение на велосипеде в ближайших городах и поселениях Всеволожского района, например, в Новом Девяткино, Буграх и Токсово, специалист пояснил, что это возможно исключительно по трассе, рядом с обочиной.

«Обочина везде, где она есть, представляет из себя грунтовку с ямами, торчащими камнями, штырями и прочим хламом. По ходу движения на трассе отсутствует освещение», — рассказал Виктор Поляков.

Дефекты дорожного покрытия в виде ям и стыков покрытия, где один выше другого, при наезде на скорости может привести к потере управления или пробою колеса.

Фото: Виктор Поляков. Пример последствий велопрогулок по тропе здоровья в Токсово после дождя
«При желании искупаться в Финском Заливе велосипедный маршрут из Мурино подарит массу не самых лучших впечатлений. Например, часть маршрута от Выборгского до Приморского шоссе велосипедной разметки не имеет, равно как и большая часть маршрута в Солнечное. Там помимо ужасного дорожного покрытия, обочина местами переходит в огромные овраги и ямы. Двигаться по ней рискованно. На части маршрута полностью отсутствует освещение, что является опасным для водителей и велосипедистов, если их встреча произойдет в темное время суток. Множество поворотов и перепад высот на маршруте могут привести к неожиданному появлению участников движения. Даже светоотражающий жилет на велосипедисте и действующие передние и задние фонари не способны должным образом повлиять на ситуацию», — поделился эксперт «Петербургского велообщества».

Во время движения авто из-под колес часто вылетают камни. В прошлом году Виктор лишился любимых солнцезащитных очков, в правое стекло которых прилетел камень от перестраивающегося КАМАЗа.

«Но лучше очки, чем глаз», — заметил он.

Маршрут в направлении Зеленогорска от парка 300-летия один из самых недружелюбных для велосипедиста. Имеющаяся отдельная велопешеходная полоса движения за годы эксплуатации пришла в негодность. Разметки практически нет, а знаки, регламентированные нормами ПДД, начинают встречаться ближе к Зеленогорску. В некоторых местах полоса для велосипедов прерывается, поэтому приходиться двигаться пешком, пересекая проезжую часть.

Где же можно в удовольствие прокатиться на велосипеде в Ленобласти?

Велосипедная полоса в Сосновом Бору — единственный путь, который смог назвать Виктор в качестве положительного примера велоинфраструктуры региона. Ей свойственна ровная поверхность с присутствием необходимых дорожных знаков и разметки. Маршрут пролегает вдоль пляжа, где можно полюбоваться живописным видом. Поездка на велосипеде занимает немногим больше трех часов в одну сторону: до Балтийского вокзала оттуда на электричке до Калища.

«Если рассматривать именно то, что маршрут должен быть обозначен знаком 4.4.1 и иметь маркировку на асфальте — мне другие живописные и интересные маршруты неизвестны», — сказал эксперт «Петербургского велообщества».

Тем, кто желает отдохнуть от городской суеты, подышать свежим воздухом, искупаться в прохладной озерной воде и послушать пение птиц, Виктор Поляков рекомендует воспользоваться лесными маршрутами.

«Есть так называемая Токсовская тропа здоровья. Маршрут легкий даже для неподготовленных неофитов. Идет вокруг озера Хепоярви. Есть треки на 10, 20 и 30 километров. Маршрут лучше осваивать в сухую погоду. В случае выпадения осадков следует переждать три-четыре для. Лес от дождя сохнет дольше города», -добавил он.
Фото: Виктор Поляков. Указатели на маршруте