К 8 часам утра 1 февраля 1944 года Кингисепп был освобожден в ходе Ленинградско-Новгородской наступательной операции под кодовым названием «Нева-2». За почти два с половиной года нацистской оккупации жители города и района пережили страшное испытание, но не потеряли силу духа. В районе активно действовало партизанское движение, а внутри Кингисеппа — подполье. Что происходило в тот изнуряющий период и как удалось вернуть город, рассказывает ivbg.ru.
Захват города
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Все жители встали на защиту Родины. Вражеские силы были нацелены на Ленинград. Для обороны города начали сооружать Лужский оборонительный рубеж, который протянулся на 280 км от Финского залива по реке Луга до озера Ильмень. Каждый день советские граждане строили окопы. Чуть меньше месяца понадобилось для создания линии обороны. В помощь Красной армии собралось народное ополчение.
Под Кингисеппом фашистские захватчики встретили упорное сопротивление, в результате чего план по быстрому захвату Ленинграда сорвался.
В середине июля на территории Кингисеппского района начались ожесточённые бои. В 13-14 числах месяца вражеская группа «Север» достигла реки Луга. Неприятельская сторона оккупировала деревню Ивановское, захватив переправы. Продвижение врага сдерживали бойцы дивизии народного ополчения из Ленинграда и курсанты ленинградских военных училищ.
12 августа фашисты приступили к новому наступлению со стороны деревень Большой Сабск и Ивановское. Враг давил танковым и артиллерийским превосходством. За ним также закрепилось воздушное пространство. В результате на следующий день неприятелю удалось приблизиться к железной дороге Ленинград-Нарва и перерезать важный путь, захватив при этом станцию Молосковицы. Давление врага вынуждает наших защитников отойти к востоку и северо-востоку.
14 числа начались сражения за Кингисепп. Через два дня фашистам удалось ворваться в город с южной стороны. Но на западной и северной частях бои шли вплоть до 22 августа. Много сил понадобилось противнику для оккупации Кингисеппского укрепрайона Лужского оборонительного рубежа — важного стратегического пункта, открывающего путь в Прибалтику. Он тянулся вдоль реки Луга от Кингисеппа и Дубровки до деревни Кузёмкино. Защитники Отчизны стояли до последнего, попав в окружение. 30 августа укрепрайон попал в руки врага.
Последствия
В результате вторжения 47 населённых пунктов района из 227 полностью сожгли. Сам Кингисепп фашисты превратили в руины. Большая часть жилой площади подверглась ликвидации, были уничтожены все многоэтажки.
В огне исчезли фабрики и заводы. Враг избавился от нефтебаз, электростанций и всех станций связи — телеграфных и телефонных. С помощью мощных взрывов были разрушили восемь мостов через реку Луга. Бронзового льва с памятника генералу Карлу Бистрому, который находился в усадьбе «Романовка», отправили на переплавку.
Партизанские отряды
По мере приближения нацистов многие жители города и района сплотились в партизанском движении. На протяжении 29 месяцев оккупации отряды партизан активно действовали против врага. Осенью 1941-го вермахт выделил значительные силы для борьбы с ними. Каратели пытались не только истребить партизан, но и уничтожали населённые пункты, уличённые как места базирования и поддержки народных мстителей. Из-за нехватки продовольствия, плохой связи с центром и преследования со стороны врага партизаны могли переходить линию фронта только мелкими группами или в одиночку. Во время таких вылазок множество народных мстителей погибли.
Командиром одного из отрядов, действовавшем в Крикковском лесу, стал К.И. Поляков, а комиссаром — М.И. Седюк. Второй отряд партизан, который расположился близ границ Волосовского и Ораниенбаумского районов, возглавил В. С. Смирнов, комиссаром назначили П.И. Грудина. Помимо них, на территории района имелись ещё партизанские отряды. В результате предательства в декабре 1941 года фашисты расстреляли Седюка вместе с другими народными мстителями в деревне Ганьково. А позже сожгли населённый пункт.
В 1942 году для развёртывания военных действий в тылу врага Ленинградский обком партии организовал Кингисеппский подпольный межрайонный центр. Центр сформировал несколько сильных отрядов, усилиями которых к лету 1943 года было подорвало примерно два десятка фашистских эшелонов.
В тот же год осенью в лесные массивы южнее Кингисеппа перешла девятая партизанская бригада, которой руководил Иван Светлов. Местные жители значительно пополнили её состав: к январю 1944 года начальное число в 40 человек перевалило за две с половиной тысячи.
С ноября 1943-го народные мстители с нескольких районов Ленобласти объединились в 12-ю Приморскую партизанскую бригаду. Во главе встал бывший секретарь Волосовского райкома партии Александр Ингинен. В её состав входили около 1 240 партизан. Деятельность подразделения сыграла важную роль в период наступления советских войск на Ленинградском фронте. Партизаны наносили удары по коммуникациям противника: взрывали железнодорожные пути и мосты, обрезали телефонные и телеграфные провода, а также устраивали засады на дорогах.
Благодаря своей деятельности народные мстители смогли уберечь свыше 10 тысяч мирных жителей от угона в рабство. Гражданских выводили лесами и болотами в Партизанский край.
Подпольщики
Важное влияние на ход истории оккупированного Кингисеппского района оказали подпольные организации. Они активно агитировали население против захватчиков. Также подпольщики занимались сбором разведданных. Первым подпольным движением в 1941 году руководил Николай Пасхин. Изначально связь с Ленинградом, чтобы координировать действия, была плохая. С ноября она прекратилась вовсе. В мае 1942-го его с товарищами по деятельности арестовали немцы. В пути в Нарву Пасхин кинул в своих охранников гранату, но уйти от преследования не удалось. Позже его расстреляли.
По словам исследователя, кандидата исторических наук, Всеволода Абрамова, в среде подпольщиков оказались неподходящие люди. Одни в какой-то момент «постарались «забыть» о своём задании, а некоторые просто стали служить оккупантам». После гибели Пасхина «подполье стало складываться стихийно». В роли следующих организаторов деятельности выступили «советские граждане, работавшие в немецкой администрации города Кингисеппа. <..> В основном это были бывшие (до войны) руководители города и его предприятий: B.C. Савельев, В.И. Сарафанников, А.А. Громов и другие. А боевым руководителем подполья стал начальник полиции города И.И. Кудрявцев».
К осени 1943 года подполье сильно разрослось. Многие жители города знали о его существовании. По словам Абрамова, «одна из ячеек подпольщиков была организована при самодеятельном городском театре, которым руководили Владимир Иванов и Ефим Готкевич». В начале декабря в Кингисеппе начались массовые аресты. В результате были расстреляны от 60 до 80 человек — «полицейские Константинов и Овсяников, студенты Калашников и Хайбулов, врач Поклонов и многие другие». Некоторым подпольщикам удалось скрыться и добраться до партизан, где их борьба продолжилась.
Осенью 1943 года многих арестовали. В руки нацистов попал и Титов вместе со своими родителями — Григорием Алексеевичем и Пелагеей Моисеевной. Все прошли через страшные пытки. По одной из версий, Василий во время очной ставки сказал матери по-водски (язык малочисленной народности водь, проживающей в Кингисеппском районе — прим.ред.): «Õõ vait. Nämäd eväd tää mittä», что переводится как: «Молчи, они ничего не знают». В итоге выбить из пленников какие-либо сведения не удалось. Мать притворилась, что не понимает русский. Это спасло ей жизнь.
Василия позже повесили, а его отца расстреляли. Вместе с ними погибли ещё около 40 человек. Лишь отдельные члены группы смогли выжить. Среди них врач Матрёна Дедикова. Она единственная говорила по-немецки, поэтому смогла дважды перейти линию фронта, чтобы передать сведения, полученные от немецких антифашистов. Последние 6 января 1944 года по приговору гитлеровского военно-полевого суда в Таллинне были казнены. Подсудимые успели крикнуть: «Да здравствует Германия, да здравствует коммунизм!».
Освобождение города
Несмотря на все тяготы военного времени и потери, люди боролись и верили, что придет час освобождения. 14 января началась стратегическая наступательная операция советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов. Она проходила при взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия. Её задачами стали: разгром немецкой группы армий «Север», полное снятие блокады Ленинграда и освобождение Ленобласти. При обсуждении операции были разработаны два плана наступления. Первый — «Нева-1» предполагал постоянное прощупывание вражеской обороны, а в случае отхода противника к линии обороны «Пантера» планировалось его немедленное преследование. Второй — «Нева-2» — предусматривал прорыв эшелонированной обороны при удержании врагом своих позиций.
Зимой 1944 года на подступах к Кингисеппу велись сражения. К городу советским войскам удалось подобраться с северо-востока. Нацисты при отходе разрушали за собой мосты, взрывали лёд на водных преградах, заминировали и подорвали дороги на отдельных участках шоссе Ленинград – Нарва. 30 января началось активное наступление советских солдат из района Котлов и Веймарна. Части 109-го стрелкового корпуса 2-й yдарной армии при поддержке авиации Балтийского флота южнее Кингисеппа успешно переправились через реку Луга на левый берег. 31 числа шли уличные бои.
В ночь на 1 февраля части 109-го стрелкового корпуса при взаимодействии с 152-й танковой бригадой и 222-го отдельного танкового полка атаковали противника. В ходе обходного манёвра Кингисепп взяли штурмом, тем самым освободив город от оккупации. Вражеские силы отступили к Нарве. Над зданием бывшего ямбургского казначейства подняли красный флаг. В честь этой победы Москва салютовала 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий. Защитники Кингисеппа и его жители «за беспримерное мужество и героизм» были отмечены Указом Президиума Верховного Совета СССР, получили награды. Восемь частей и соединений 2-й ударной армии, которые участвовали в сражениях за город, стали называться Кингисеппскими.
На границе района ещё продолжались сражения, а жители города с новыми силами взялись за восстановление хозяйства. Они занимались возрождением железнодорожного транспорта, ремонтом дорог и мостов. Первыми восстановленными постройками Кингисеппа стали баня, электростанция и больница.
20 февраля в городе прошло собрание районных активистов, где участники призывали граждан направить силы на помощь фронту.
И все их чаяния были не напрасны. В мае 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.