Фото: Baltphoto.ru
Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил, что процесс трансформации системы оценки знаний уже запущен.
По словам парламентария, внедрение интегральной оценки может стать важным шагом в реформировании образовательной системы. Она будет учитывать не только результаты экзаменов, но и общий средний балл за все время обучения, что позволит оценить знания и способности ученика более комплексно.
Еще в начале декабря 2024 года глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека предложил вузам принимать абитуриентов на основе интегральной оценки, включающей средний балл по всем предметам.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева 12 января 2025 года поддержала эту инициативу. Она заявила, что важно учитывать достижения ребенка в комплексе и предоставить учителям больше доверия.
Летом 2024 года депутаты от ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России – За правду» вместе с сенатором Еленой Афанасьевой уже предлагали заменить ЕГЭ традиционными выпускными экзаменами. В своем законопроекте они подчеркнули, что:
- содержание ЕГЭ оторвано от школьного курса;
- подготовка к экзамену требует дорогостоящих репетиторов;
- школа превращается в место «натаскивания» на экзамен, а не полноценного обучения.
Однако в октябре 2024 года инициатива была отклонена. Депутат Яна Лантратова пояснила, что отказ от ЕГЭ может привести к неравенству при поступлении в вузы: «Единый государственный экзамен обеспечивает единство подходов к оценке знаний и равные условия для всех выпускников. Без него процедура сдачи экзаменов станет несопоставимой».
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что ЕГЭ остается современным, независимым экзаменом, результаты которого признаются всеми вузами страны.
Подходы к оценке знаний различаются в странах мира, но Россия не единственная, кто рассматривает реформы в пользу более индивидуального подхода. Эта идея отражает передовой мировой опыт в педагогике:
- Финляндия и Норвегия активно внедряют индивидуализированные подходы к оценке учеников.
- США обсуждают отказ от централизованных тестов в пользу портфолио ученика.
- В Китае практикуется система многокомпонентной оценки, где итоговые экзамены дополняются результатами текущих аттестаций.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, перспективы внедрения интегральной оценки в России обсуждаются в рамках стратегии развития образования до 2036 года.
2.4°