
ФНС России может выявлять неофициальную сдачу гаражей, кладовок и другой недвижимости по банковским переводам, объявлениям, данным о недвижимости и обращениям соседей. Об этом рассказал доцент кафедры финансового права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Кирилл Карпов.
По словам юриста, налоговая служба использует комплексный подход.
«В первую очередь это отслеживание банковских переводов физических лиц, в особенности регулярных, частых переводов на одинаковые суммы. Также ФНС России получает сведения обо всех объектах недвижимости, которыми вы владеете. Если у вас есть гараж или кладовка, которые простаивают, а на карту поступают регулярные платежи, то это тоже может стать основанием для проверок», – пояснил Кирилл Карпов
Сотрудники ФНС также отслеживают объявления на «Авито», «Циан» и других площадках и сверяют их авторов с базами налогоплательщиков. С 1 октября 2026 года маркетплейсы также будут ежемесячно передавать налоговой данные об оборотах каждого продавца.
«В рамках СМЭВ данные от МВД о временной регистрации, управляющих компаний, ТСЖ, а также показания счетчиков потребления воды и электричества могут стать основанием для проведения дополнительных проверок. Что касается соседей, они могут самостоятельно пожаловаться. Причин для этого может быть много, они различаются в зависимости от ситуации. Так, соседи, недовольные шумом или поведением арендаторов, могут подать жалобу в ФНС России и иные органы, включая полицию и прокуратуру. Бывшие арендаторы, поссорившиеся с владельцем, тоже регулярно сообщают о факте неофициальной аренды», – рассказал Кирилл Карпов
Кроме того, налоговая может вызвать в качестве свидетелей соседей, нынешних и бывших арендаторов, а также представителей управляющей компании по статье 90 НК РФ. При выявлении нарушений ФНС может проверить доходы за последние три года. Собственнику могут доначислить НДФЛ по ставке от 13 до 22% в зависимости от дохода.
За неуплату налога предусмотрен штраф в размере 20% от недоимки, а при доказанном умысле – до 40%. За непредставление декларации штраф составляет 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 рублей. Также начисляются пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки.
Если сдачу нескольких гаражей признают предпринимательской деятельностью из-за систематического получения дохода и большого количества объектов, дополнительно могут начислить страховые взносы – около 40 тысяч рублей в год.
«Если вы хотите официально сдавать имущество, нужно заключить письменный договор с арендатором, а также предоставить все необходимые сведения о заключенном договоре в Росреестр и ФНС России. Затем вы будете обязаны подавать декларацию 3-НДФЛ, в которой укажете все полученные за прошедший календарный год доходы. Все поступления от аренды нужно подтверждать документами и сохранять их, чтобы у вас были доказательства того, что вы сдаете имущество официально», – подытожил Кирилл Карпов
7.6°
