«Выборгский гром»

Поделиться

Поводом к началу военных действий между Русским государством и Швецией послужил договор о взаимопомощи, заключённый датским королём Иоганном (Юханом) с великим князем московским Иваном III в Москве в 1493 году. Одна из статей этого договора заключала в себе следующее: «И быти им взаимно с братом нашим за один против его неприятелей и против врага Сванта, похитителя и правителя королевства Шведского». В 1495 году, собираясь в поход на шведов, Датский король обратился за помощью к Москве. В качестве награды за помощь в войне со Швецией Дания обещала московскому князю финские провинции.

Иван III шёл на Выборг. Военные действия начались в июне 1495 года. Передовые отряды русского войска, сравнительно небольшие по численности, вошли на Карельский перешеек. Отряды вели разведку, громили шведские пограничные заставы. А в августе в поход выступили главные силы: — «большой воевода» Даниил Щеня с «великолепными полками». Из Новгорода на Выборг вышли отряды воеводы Якова Захарьина, из Пскова – отряды наместника Василия Шуйского. 8 сентября 1495 года русское войско подошло к Выборгу, где засел с гарнизоном комендант крепости Кнут Поссе. Он попытался сделать вылазку из крепости, но она закончилась полной неудачей. «Плохо пришлось шведам тогда, русские их всех перебили», — печально повествует шведский хронист. Началась осада, длившаяся три месяца. Каменные стены и башни Выборга шведы считали неприступными, к тому же русские не имели опыта штурма таких крепостей.

Действия «большого воеводы» Даниила Щени оказались неожиданными для шведских военачальников. При осаде Выборга он широко применил артиллерию, крупнокалиберные пушки и пищали, которые, по словам того же автора шведской хроники, причинили защитникам шведской крепости «много горя». Вместо трудоёмких и опасных из-за обстрела со стен «приметов» — искусственных насыпей, были использованы многочисленные штурмовые лестницы. Таких приёмов осады крепостей ещё не знала история русского военного искусства. Пока главные силы готовились к приступу, конные отряды опустошали окрестные земли, разрушали шведские опорные пункты.

30 ноября 1495 года начался штурм Выборгской крепости. Пушечным огнём были разрушены две башни, в третьей пробит большой пролом. Шведы поспешно возвели насыпь позади пролома, чтобы преградить дорогу внутрь крепости. С трёх сторон русские воины двинулись на приступ со штурмовыми лестницами. Небольшому отряду удалось через пролом ворваться в башню и засесть там. Другие отряды взошли на стены и удерживали их семь часов, несмотря на яростные контратаки шведов.

Самый кульминационный момент осады так был описан шведским епископом Магнусом: «Было очень тяжело. Много бед и разрушений принесли нам русские. Город почти пал под их ударами. В то самое время, когда уже готовы был сложить оружие, на небе появился блестящий крест Святого Андреаса, при виде которого наши противники так испугались, что сразу же обратились в бегство».

Почему же после успешной осады русские бежали? На этот счёт существует ряд мнений. Этим фантастическим «крестом», заставившим русское войско впоследствии отступить, по всей вероятности, был сильный взрыв. Этот взрыв, сопровождавшийся оглушённым грохотом, дымом и пламенем, был запечатлён под названием «Выборгский гром» или «Выборгский грохот». Таинственная природа этого «грома» послужил источником возникновения легенд о пещере «Смеллен», об «адском котле» и о «колдуне-коменданте».

По мнению шведского историка Олауса Магнуса (XVI в.), русское войско сняло осаду Выборга, потому что рядом с этим городом находилась необыкновенная пещера, называемая «Смеллен». Она якобы обладала чудесным свойством: издавала такой шум или грохот, что наводил ужас на окружающих, и тем самым защищал город от неприятеля, поскольку никто не мог вынести этого шума. Чтобы в мирное время пещера не вредила местному населению, правитель закрывал ведущие к ней двери, а пещера была обнесена семью заборами с крепкими воротами.

«Выборгский гром» легенды связывают и с комендантом Выборгской крепости Кнутом Поссе, руководившим обороной города. Финский писатель Захарий Топелиус (XIX в.) о нём говорит: «…Кнут Поссе был столь же ловок, сколь и храбр; он получил образование в Париже. Этот комендант – «колдун» в разгар осады крепости, якобы сварил в огромном котле «страшное зелье», состоящее из «змей, жаб, ртути, золы и соли». Потом, сообщает легенда, он велел отнести это «зелье» под стены единственной уцелевшей башни, а своим подданным приказал уши замазать воском. Тогда-то и раздался оглушительный взрыв. Так называемый «адский котёл».

Есть мнение, что это были бочки со смолой, которые закатили под стены башни и подожгли. Так или иначе, но именно после этого события осада была снята. «Те, которые попадали вниз, потеряли жизнь; те, которые находились на стенах, попадали в воду», — писал автор шведской хроники.

Повторять штурм русские воеводы не стали. Можно только гадать о причинах: то ли потери оказались тяжёлыми (к военным потерям прибавились и потери, вызванные эпидемией чумы), то ли приближение зимы заставило торопиться с возвращением, но 25 декабря русское войско возвратилось в Новгород.

Историки признают, что эта осада – одна из самых серьёзных за всё время существования города. Но чем же она отличается от всех других событий военной истории Выборга? В связи с этим несколько необычно ставит вопрос и даёт на него ответ шведский историк Эйрик Хунборг: «Что случилось бы, если бы русские заняли Выборг?…Имея этот край как опору, русские могли бы господствовать над большей частью Финляндии…Совершенно неизвестно, смогла бы Швеция в беспокойные времена вообще сохранить опору на востоке…». То есть в конце 1495 года событие, которое могло бы изменить историю Финляндии, Швеции и, в значительной степени, России, не состоялось. И Выборг ещё более трёх столетий продолжал развиваться как западноевропейский город.

Кочетова Елена Ивановна

Научные руководители:

Абакшина Эльга Николаевна,

Зайцева Александра Николаевна