Слово из трех букв, или что такое DTM…

Поделиться

Виталий Петров недавно провел тесты в составе команды Mercedes в немецком кузовном чемпионате DTM. И, хотя со стороны пилота и команды еще ничего не решено, рассматривать такой вариант продолжения карьеры Виталия безусловно стоит.

Итак, что же такое Deutsche Tourenwagen Masters? И почему эта серия считается серией №1 в рейтинге наиболее популярных кузовных чемпионатов планеты?

Фото dtm.com, motorsport.com

В 2014-м году Виталий Петров может перейти в немецкий чемпионат DTM, где будет выступать на машине марки Mercedes. В этой серии он может стать, как собственно и в Формуле-1, первым россиянином, вышедшим на старт гонки, хотя стоит отметить, что еще в 2008 году Сергей Афанасьев провел тесты за рулем Audi в качестве поощрения за успехи в F-Masters.

К сожалению,  несмотря на заинтересованность команд  Формулы 1  и помощь иностранных менеджеров — старого знакомого Винченцо Соспири и «темной лошадки», представляющей интересы Виталия Петрова в паддоке Формулы 1 (по мнению авторов статьи это Энрико Занарини — человек, приведший Эдди Ирвайна в Феррари и Джанкарло Физикеллу в Рено) — официально свободных мест за рулем болидов Формулы-1 не осталось. Но участие в DTM — самой популярной «кузовной» серии в Европе – это возможность посостязаться на равной и достаточно быстрой технике с известными пилотами. Чемпионат DTM входит в 3-ку самых популярных автоспортивных чемпионатов по трансляциям  на телевидении и в сети интернет, общая аудитория просмотров охватывает все континенты, хотя стоит отметить, что подавляющее большинство приходится на Европу.

Краткий курс истории

Современная история DTM ведет свой отчет с 2000-го года. Хотя формально серия существует аж с 1984-го года, когда она была образована на базе изжившего себя чемпионата DRM (Deutsche Rennsport Meisterschaft).  Новый чемпионат стал называться иначе – DPM (Deutsche Produktionswagen Meistershaft), машины строились согласно регламенту ФИА для легковых автомобилей, которые, в принципе, могли принимать участие и в других гонках. Сокращение расходов сразу привлекло достаточно участников – в первую очередь, из «низшего» дивизиона серии DRM, а в первом сезоне на старт выходили сразу несколько экс-пилотов Формулы-1, включая Ханса – Йокима Штука и даже Лейлу Ломбарди.

Спустя два года серию возглавил и поныне здравствующий основатель придворного ателье Мерседеса – фирмы AMG Ханс Вернер Ауфрехт, в названии появилась знакомая аббревиатура DTM (однако, расшифровывалась она немного иначе, чем сейчас —  Deutsche Tourenwagen Meistershaft), а количество участников, звездных гонщиков и рейтинги у зрителей устремились вверх (в том числе и благодаря появлению прямых трансляций на телевидении). Лишь в начале 90-х, когда из-за различных разногласий по поводу регламента чемпионат покинули сразу Audi и BMW, в DTM вступили в силу новые правила, развязавшие руки инженерам —  теперь автомобили позволялось широко модифицировать, превращая их, по сути, в прототипы. С одной стороны, гонки стали более интересными, с другой – расходы на участие только росли. К тому же, руководство стремилось обеспечить DTM мировую популярность (серия даже стала именоваться иначе ITC — International Touringcar Series), были запланированы этапы за пределами Европы, частично контроль над чемпионатом перешел к ФИА. Они же получали большую часть доходов от трансляций и продажи билетов, попутно увеличивая их стоимость. Это привело к тому, что на некоторых этапах не набиралось и двух десятков тысяч зрителей. Фирмы Opel и Alfa-Romeo сначала пригрозили бойкотом выездных гонок, а потом и вовсе покинули ITC к концу 1996-го года, оставив Mercedes в одиночестве. Другие автопроизводители не горели желанием приходить в серию, из-за чего она тихо скончалась.

Возрождение DTM (теперь уже — Deutsche Tourenwagen Masters) состоялось в конце прошлого века. Чемпионат возглавил все тот же Ауфрехт, а среди участников были Audi, Mercedes и Opel. Хотя машины и строились по уникальному регламенту (силуэты были лишь внешне стилизованны под известные модели), главной задачей серии стал контроль над расходами. Тем не менее, Opel из-за слабых результатов покинул первенство по окончанию сезона 2005-го года, не позволив частным командам использовать свои автомобили, чуть позже и Audi задумалась об уходе, едва не поставив под угрозу само существование DTM, но под всеобщий вздох облегчения концерн остался в чемпионате, дабы в очной борьбе с Mercedes выявить сильнейшего.  Под новый регламент в 2012-м году вернулся еще один немецкий автогигант – BMW, они же сходу и забрали титул как в личном, так и в командном зачете. Стоит добавить, что с 2000-го года семь раз выигрывали титул гонщики на Audi, шесть раз отличались пилоты Mercedes и пока один успех на счету BMW. В зачете конструкторов иной расклад – 9 раз первенствовал Mercedes, трижды Audi и два раза BMW. В таком виде DTM вступает в новый сезон.

Регламент

В 2012-м году в DTM вступил, можно сказать, в новую эру. Технический регламент поменялся кардинально, в том числе и для того, чтобы у опытных Mercedes и Audi не было преимуществ перед дебютантами. Так, почти полсотни деталей были унифицированы, включая монокок, элементы аэродинамики, тормозную систему, коробку передач и, естественно, шины – корейские Hankook. Четырехлитровый двигатель мощностью под 500 л/с должен без замены пройти весь сезон. Масса автомобиля не должна превышать 1100 кг вместе с пилотом. В серии с 2013-го года используется модная ныне система DRS, разве что немного иначе, чем в привычной Формуле-1 – «откидывать» заднее антикрыло разрешается гонщику, который находится позади соперника не более чем в 2-х секундах на отсечке линии старта-финиша один раз на круге, но в любом удобном месте.

Что касается спортивного регламента, то он не слишком сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в Ф1. Очки так же начисляются первой десятке – 25 баллов победителю, и далее – 18-15-12-10-8-6-4-2-1. В зачет конструкторов идут результаты шести лучших пилотов на финише гонки, в командном же зачете очки начисляются двум пилотам. Квалификация так же разбита на сегменты с выбыванием, разве что их четыре – в финальном остаются четверо быстрейших пилотов, которые по очереди проходят единственный быстрый круг по «чистой» трассе. В гонках есть два обязательных пит-стопа в любое время, за исключением первых и последних кругов для смены резины (коих два типа – мягкие и жесткие, причем единственный комплект «софта» полагается только на гонку), дозаправки запрещены. Дистанция гонки не менее 170 км (временной лимит – 75 минут). Весь уик-энд «компактнее», чем в Формуле-1 – все заезды, а это полуторачасовая практика, квалификация и, собственно, гонка, умещаются в два дня.

Календарь

Сезон 2014 стартует в первый уик-энд мая в Хоккенхайме и завершится там же 19-го октября. DTM возвращается в Китай – одна из гонок пройдет на городской трассе в Гуанчжоу, но для российских болельщиков куда более важным является то, что 13 июля гонку немецкого чемпионата можно будет воочию увидеть на трассе Moskow Raceway под Волоколамском и поболеть за Виталия Петрова на трибунах в случае подписания им контракта. Стоит отметить и наличие в календаре действующих трасс Ф1 – помимо «Хоккенхаймринга» гонки пройдут на «Хунгароринге», «Нюрбургринге» и «Рэд Булл ринге» .

 

Где смотреть

DTM уже не первый год транслирует телеканал «Автоплюс», комментирует неизменно Сергей Беднарук. Увы, но поскольку практически все этапы серии по датам совпадают с MotoGP, которые так же показывает «Автоплюс», вероятно, что гонки DTM будут идти в повторах, если руководство канала предпочтет показывать в прямом эфире мотогонки. От показа квалификаций телеканал отказался еще в прошлом сезоне. Но подробности будут известны ближе к началу сезона.

Но есть и хорошие новости – на Youtube имеется официальный канал серии, где идут прямые трансляции заездов. Так же для пользователей мобильных телефонов и планшетов разработано специальное приложение с новостями, лайв-таймингом и другой полезной информацией, которое находится в свободном доступе.

Главные герои

Бруно Спенглер (BMW). Чемпион DTM 2012 года. Тридцатилетнего канадца с полным правом можно назвать ветераном серии – он с 2005-го года выступает в чемпионате. Бруно выиграл 13 гонок, шесть раз заканчивал сезон в тройке лидеров, но лишь в 2012-м с переходом из Mercedes в BMW смог выиграть вожделенный титул.Гэри Паффет (Mercedes). Чемпион DTM 2005 года. Лидер Мерседеса, неизменно выступает на автомобилях этой марки с 2003 года. В его коллекции 20 побед, 11 поулов и четыре вице-чемпионских звания в комплекте с единственным титулом. В прошедшем сезоне немного сдал, но одну гонку все-таки выиграл.
Маттиас Экстрем (Audi). Чемпион DTM 2004 и 2007 годов. В свою очередь, человек Ауди.  Одержал 17 побед, выиграл 19 квалификаций. В последние годы зачастую уступает своим напарникам по Audi, однако былые заслуги и расположение команды позволяют все еще причислять Маттиаса к числу соискателей титула.Майк Рокенфеллер (Audi). Чемпион DTM 2013 года. Немец дважды выигрывал Ле-Ман, причем в 2010-м году в абсолюте, но вот в ДТМ дела шли не очень – только 4 подиума за пять лет. Лишь с переходом в 2012-м на новый регламент Майк раскрылся и смог выиграть титул за Audi, пять раз поднявшись на подиум.
Аугусто Фарфуш (BMW). Вице-чемпион DTM 2013 года. Бразилец, хорошо знакомый поклонникам WTCC, всего второй сезон выступает в DTM, однако у него не возникло больших сложностей с переходом из одного чемпионата в другой (в отличие от более титулованного Энди Приоля). Фарфуш уже в первый сезон выиграл гонку, во втором отличился еще трижды и уступил только более стабильному Рокенфеллеру.Пол ди Реста (Mercedes). Чемпион DTM 2010 года. Отчисленный за ненадобностью из Force India шотландец возвращается в серию, где он провел уже четыре сезона, только за победами. Пол всегда был стабильно быстр (даже на автомобилях частных команд), практически каждую вторую гонку закончив на подиуме. Он станет главным ориентиром для Виталия Петрова.
Тимо Шайдер (Audi). Чемпион DTM 2008 и 2009 годов. Ветеран, выступающий в серии с самого момента возрождения, переживает не лучший период своей карьеры – лишь один подиум два прошедших сезона. Да и его контракт пока не продлен. Но Тимо из тех гонщиков, которые могут в случае чего «выстрелить», поэтому списывать его со счетов явно не стоит.Тимо Глок (BMW).  Тимо провел лишь один сезон, но смог отличиться в финальной гонке на «Хоккенхаймринге», так же на его счету подиум в Шпильберге. Но вот остальные гонки он закончил вне очковой зоны.

 

 
Кристиан Фиторис (Mercedes), Роберт Уиккенз (Mercedes), Нико Мюллер (Audi), Антонио Феликс да Кошта (BMW), Выходцы из молодежных чемпионатов (Фиторис из GP2, остальные из WSR), которым не нашлось места в Формуле 1, способны преподнести большие сюрпризы. Собственно, Фиторис и Уиккенз в прошедшем сезоне стали лучшими гонщиками Mercedes.Так же не стоит забывать немного сдавших в прошедшем сезоне Мартина Томчика, Джейми Грина и Эдуардо Мортару.

Чего добились пилоты Ф-1

В «старом» DTM выступало множество известных гонщиков, уже закончивших карьеру в Ф1. Достаточно упомянуть Жака Лаффита, Кеке Росберга, Джонни Чекотто, Алессандро Наннини, Юрки Ярвилехто, Кристиана Фиттипальди, Кристиана Даннера… Многие из них побеждали и поднимались на подиум, но наибольших успехов добились Никола Ларини, который в 1993-м году стал чемпионом, и Берндт Шнайдер, выигрывавший титул аж пять раз (как в «старом», так и в «новом» чемпионате). Стоит отметить, что еще до начала карьеры в Ф1 и Индикаре в DTM пробовали свои силы Михаэль Шумахер, Хуан-Пабло Монтоя, Дарио Франкитти,Тони Канаан, Джанкарло Физикелла, Александр Вурц.

В возрожденном DTM руководство команд, особенно Mercedes, ради увеличения популярности чемпионата среди зрителей все чаще подписывали контракты с бывшими звездами Формулы-1. Первой ласточкой стал Жан Алези, которого в 2002-м году пригласила к себе заводская команда Mercedes HWA. Француз обедни не испортил, на первом этапе поднялся на подиум, а на третьем выиграл как квалификационную гонку, так и основную. Впоследствии он выигрывал еще трижды, но по окончанию 2006-го года сосланный в частную команду Persson Motorsport Алези завершил карьеру.

 


В 2004-м году к Алези присоединился Хайнц-Харальд Френтцен, подписавший контракт с Opel. Увы, «силуэтам», стилизованным под «Вектру» было не под силу соперничать с конкурентами на равных, и всего, что мог добиться «Ха-Ха» – это пара подиумов в 2005-м. Поле ухода «Опеля» немца подобрали в Ауди, но результат был примерно таким же. Френтцен ушел из ДТМ одновременно с Алези.

В 2005-м году в Audi один сезон выступал экс-пилот Toyota Алан Мак-Ниш, который не блистал, но и не провалился, но главным хедлайнером года стал вернувшийся в большие гонки Мика Хаккинен. Финн сразу взялся за дело – на первом этапе набрал очки, на втором заработал подиум, а уже на третьем – на трассе Спа-Франкоршам – одержал первую победу. Еще дважды Хаккинен отличился в 2007-м году, после чего и покинул серию, уступив место Ральфу Шумахеру. Немец три года раскачивался, после чего ударно начал сезон 2011-го, дважды поднявшись на подиум, но смазал его концовку. В следующем году результаты вновь пошли по нисходящей, и Ральф отказался от контракта на 2013 год, уступив место молодому Паскалю Верляйну.

Так же в 2012-м, проведя три сезона за Mercedes, завершил свою карьеру Дэвид Култхард. Шотландец, совмещавший участие в гонках с работой в Red Bull и на BBC выступал слабо, главным образом в квалификациях, но, тем не менее, смог набрать несколько очков и показать два быстрейших круга.

Очевидно, что серия DTM не станет легкой прогулкой за победами и титулом для Виталия. Абсолютно новый тип автомобиля, ограниченное время на трассе плюс очень сильные соперники (по скромному мнению Ханса Вернера Ауфрехта, лишь 10 пилотов Ф1 соответствуют уровню пилотов ДТМ). Но уже на первых тестах Петров показывал очень хорошие времена на круге, опережая маститых гонщиков,  так что шансы на успешные выступления очень и очень неплохие!

Автор: Евгений Надршин, Андрей Глушко