Перерасчет за теплоснабжение: реальность или пустые надежды?

Поделиться

Вопрос о возможности перерасчета платы за теплоснабжение будоражит Выборг еще с минувшей осени. Ажиотажа добавили появившиеся в соцсетях сообщения о том, что кому-то из выборжцев такой перерасчет в декабре произвели. Но одним оплату сократили, другим увеличили. Далее неразбериху усилили квитанции за февраль, в которых некоторые жители города обнаружили просто «заоблачные» счета за отопление. Вместе с тем, аномально теплая зима 2013/2014 тоже поставила вопрос о перерасчете платы за теплоснабжение ребром. Разобраться во всех этих хитросплетениях редакция ivbg.ru попыталась вместе с УК по ЖКХ.

Как нам пояснили в Управляющей компании по ЖКХ Выборгского района, вопрос  о «перерасчёте» за теплоснабжение актуален только для жителей тех домов, в которых введены в эксплуатацию коллективные узлы учета тепловой энергии (КУУТЭ). А именно: с тех пор, как плата за отопление и горячее водоснабжение стала начисляться по КУУТЭ, жильцам некоторых домов был произведен так называемый «перерасчет» —  были сняты начисления за отопление по нормативу и произведены начисления по общедомовому прибору учета.

Устанавливать коллективные узлы учета тепловой энергии в каждом многоквартирном доме обязывает Федеральный закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кстати, отказаться от них нельзя — это нарушение законодательства.

Генеральный директор ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» Илья Дашков

С января по ноябрь 2013 года общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию в 147 домах МО «Выборгское городское поселение», в  9 домах МО «Приморское городское поселение»;  в 19 — в МО «Каменногорское городское поселение» и 21 доме в МО «Рощинское городское поселение». В этих домах начисление потребителям платы за отопление в соответствии с Постановлением правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 «Опредоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах» производится строго по показаниям узлов учета тепловой энергии. В приложении № 2 того же постановления приведены все формулы расчета платы за коммунальные услуги. Согласно этому документу размер оплаты будет пропорционален размеру общей площади жилого или нежилого помещения, принадлежащего потребителю.

«Теплосчетчик измеряет фактическое потребление тепла по разнице параметров прямого и обратного потока теплоносителя. Устройства в автоматическом режиме снимают различные показания — температуру на вводе и выводе, объем использованного теплоносителя и т.д. Основными причинами высоких показаний, как правило, являются старые окна, промерзающие углы, щели под подоконниками, неутепленные входные двери, которые способствуют проникновению холода. Поэтому мы постоянно говорим и пишем о необходимости максимально обезопасить помещения от теплопотерь. Но сами приборы учета вводятся с целью экономии. И она будет особенно заметна в летний период, когда в счете-квитанции в строке за отопление будет стоять ноль», — пояснил генеральный директор ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» Илья Дашков.

Однако, остается вопрос: «Если начисление платы за теплоснабжение производится строго в соответствии с КУУТЭ, откуда взялись столь большие цифры в графе «отопление» за теплый февраль?» Оказалось, что начисление платы производится за предыдущий месяц. То есть в февральской квитанции указано фактическое количество тепла, полученное потребителями в январе. А январь по статистике оказался самым холодным месяцем зимы со средней температурой -8,8°С. Соответственно, далее суммы в квитанциях будут сокращаться до ноля, и появятся вновь только к зиме.

А что же делать жильцам тех домов, где КУУТЭ еще не установлены? Стоит ли им ожидать перерасчета за тепло? В тех домах, где нет узлов учета, начисление будет производиться, как и ранее: по годовому нормативу потребления коммунальных услуг с ежемесячной оплатой в размере 1/12 доли от общегодовой суммы за отопление. Тариф за 1 гигакалорию в размере 2 470 рублей был установлен Приказом №219-п от 20 декабря 2013 года Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) Правительства Ленинградской области. И, к сожалению, пересмотр тарифов на теплоснабжение в зависимости от погодных условий ни областной, ни федеральный законы не предусматривают.

«Уважаемые граждане! Мы призываем вас самих поучаствовать в процессе снижения затрат на тепло. Начните хотя бы со своих квартир: поставьте на батареи терморегуляторы. Так вы сможете сами поддерживать комфортную температуру в помещениях, и не нужно будет открывать форточки и «отапливать» улицу. Установка пластиковых окон также способствует снижению теплопотерь. Кроме того, вы можете обратиться в УК по ЖКХ с просьбой установить погодозависимое оборудование на узле учета тепловой энергии: экономия потребления составит 15-30%. Внедрение системы автоматизации дает возможность регулировать тепловую нагрузку,» — обратился через сайт ivbg.ru Илья Дашков.

СПРАВКА

В соответствии с Актом проверки № 32 от 25.06.2013, проведенной Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в отношении ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» в целях государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для предупреждения, выявления и пресечения нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью применения цен (тарифов), государственным контролирующим (надзорным) органом — ЛенРТК установлено следующее:

— ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» является теплоснабжающей организацией;

— тарифы на поставляемые ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» услуги потребителям Выборгского района Ленинградской области на 2012-2013 года установлены соответственно Приказами Лен РТК № 172-п от 02.12.2011 и № 205-п от 24.12.2012;

— в ходе проверки за период с мая 2012 по апрель 2013 года, нарушений применения установленных тарифов не выявлено;

— по результатам проверки обязательных требований, ЛенРТК, как органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, каких-либо нарушений обязательных требований в сфере теплоснабжения не выявлено, что ещё раз подтверждает законность и обоснованность осуществления ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» регулируемого вида деятельности по поставке компанией тепловой энергии и горячей воды потребителям муниципального образования «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области (и в т.ч. МО «Город Выборг») в 2013 году, а также правомерность и обоснованность применения компанией установленных ЛенРТК тарифов на тепловую энергию и горячую воду.

Часть 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В сложившейся ситуации прокуратура не вправе подменять Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, за которым в силу Закона о теплоснабжении уже закреплены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).

Анализ вышеуказанных норм законодательства свидетельствует об отсутствии совершения со стороны Общества действий, нарушающих законодательство Российской Федерации. Доказательств того, что Общество в период с 01.01.2013 по 18.04.2013 в части расчетов с потребителями вышла за пределы установленных ЛенРТК тарифов на тепловую энергию, либо на их неправильное применение, Выборгская городская прокуратура не приводит.

Таким образом, у ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» нет правовых оснований для производства перерасчета за теплоснабжение с 01.01.2013 по 18.04.2013 на основании Представления Выборгской городской прокуратуры от 09.09.2013 об устранении нарушений законодательства в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию.