Геннадий Орлов: Нам в Москве говорят: «Не много ли вам?»

Поделиться

Выборгу на реконструкцию старой части города выделено 4 миллиарда рублей. Эта новость в конце прошлой недели стала радостным известием для всех горожан. Но ни конкретных сроков получения этих средств, ни списка реконструируемых объектов еще нет. Более того, нет никакой уверенности, что Выборг сможет повлиять на составление этого списка и очередность реконструкции. Эта проблема сегодня особенно актуальна в связи с подписанием министром обороны РФ приказа о передаче Выборгскому району нескольких объектов Минобороны, являющихся культурным и историческим наследием. Накануне в эксклюзивном интервью ivbg.ru глава МО «Выборгский район» Геннадий Орлов пояснил, что достанется муниципалитету вместе с военными объектами и куда пойдут 4 миллиарда рублей.

Глава МО «Выборгский район» ЛО Геннадий Орлов

— Геннадий Алексеевич, каким образом муниципальная казна все-таки пополнилась бывшими военными объектами?

— С 2011 года и администрация Выборга, и администрация Выборгского района забрасывали письмами губернатора Ленобласти и Министерство обороны о передаче разрушающихся зданий и сооружений Минобороны в муниципальную собственность. Даже была странная бумага от военного прокурора, в которой он просил главу администрации района Александра Лысова обратить внимание на здания и сооружения Минобороны, которые уже разрушаются. Странная потому, что согласно бюджетному кодексу, это нецелевое использование наших денег. Итак, на протяжении 3-4 лет мы писали на имя тогдашнего министра обороны Сердюкова, после него на Шойгу, на известную нам всем Васильеву, на Куракина (Департамент имущественных отношений), и осенью 2013 года состоялась моя встреча с Куракиным, где он сообщил, что рассмотрит наши предложения о передаче объектов Минобороны в муниципальную собственность. Речь шла о военном туберкулезном санатории по Светогорскому шоссе, штабе корпуса на Северном валу, комендатуре и земельным участкам в пос. Выборгский, по ул.Островной, в районе Нефтебазы. И 21 марта 2014 года Шойгу в 11:00 подписал этот приказ, а в 12:00 с оригинальной печатью он уже был у нас на руках.

— И мы получили эти здания?

Часть переписки с Министерством обороны

— Нет! Фактически нашими они еще не являются. Без подписания актов приема-передачи они так и числятся за Миноборны. А это означает, что никакие действия по этим зданиям предприниматься не могут. От момента выхода приказа до момента передачи может пройти совершенно неопределенное количество времени. К примеру, по разрушенным зданиям в Харитоново, которые по приказу мы получили 19 апреля 2013 года, до сих пор нет актов приема-передачи.

Но и это уже большая победа. В конце апреля мы должны получить ответ, когда произойдет передача объектов. И параллельно, не дожидаясь действий Минобороны, по распоряжению администрации КУМИГ начал готовить, так называемую, дефектовку. Т.е. мы смотрим наличие тех объектов, которые прописаны в приказе, чтобы не получилось, как с тем же Харитоново, когда на протяжение 1,5 недель мы искали тот земельный участок, который есть в приказе, но в «живых» его нет.

— Что может расположиться в бывших зданиях Минобороны?

Здание штаба 30-го гвардейского корпуса

— В первую очередь, нужно посмотреть, каково состояние зданий, и сколько нужно затратить денег на приведение их в порядок. А они, между прочим, являются объектами исторического и культурного наследия. К примеру, крыша здания штаба корпуса «приказала долго жить». Я уже не говорю про разграбленные камины. И фактически денег у нас в бюджете на эти цели нет. Напомню, что бюджет 2014 год у нас «просел» минимум на 150 миллионов: это потеря налога на заработную плату в связи с окончанием строительства Северного потока, потеря по аренде имущества от Светогорского «Интернейшнел пейпер», потери налога на прибыль.  И эти потери надо компенсировать. Думаем это сделать за счет приватизации муниципального имущества. И,  не исключено, что, как один из вариантов, будет рассматриваться включение бывших военных  объектов в программу приватизации, чтобы хоть как-то поправить нашу финансовую составляющую. Будем смотреть, заинтересует ли это кого-то. Второй вариант, в виду заинтересованности наших жителей — обратиться в Министерство обороны с предложением создать у нас в городе филиал Президентского кадетского корпуса. Тем более, что в Крыму сейчас такой филиал создается. Но нужно четко понимать, что, условно говоря, здание есть, однако Минобороны деньги на капремонт своих объектов выделяет очень проблематично. То есть опять это будет упираться в экономическую составляющую. Вся эта идея еще «сырая», ничем пока не подтверждена, но желание такое у нас есть.

— Давайте подытожим. Минобороны передаст свои здания в муниципальную собственность, соответственно, мы будем ремонтировать их за счет нашего собственного муниципального бюджета? Ни область, ни Федерация к ним уже не будут иметь никакого отношения?

Здание военной комендатуры выборгского гарнизона

— Да. Фактически, Минобороны «сбросило» с себя эти объекты. Здания попадают в казну МО, а за все, что есть в муниципальной казне, отвечает район или МО первого уровня.

— Получается следующая картина: Министерство обороны довело эти здания, что называется, «до ручки», и сейчас, вот в таком состоянии, просто перекладывает ответственность за них на плечи муниципалитета?

— Если убрать все кавычки, и все нюансы, то да. Но, не забывайте, что мы были инициаторами того, чтобы эти здания пришли к нам. Почему? Потому что мы прекрасно понимаем, что на протяжении многих лет Минобороны в эти здания не вкладывало ни копейки. И если бы не произошла передача, ни сегодня, так завтра мы бы их потеряли совсем. Вот почему первым из вариантов их дальнейшей судьбы мы рассматриваем продажу. Почему? Потому что на их восстановление нужно будет потратить десятки миллионов рублей. Мы даже пока не знаем сколько денег на это понадобиться. В случае продажи мы планируем прописать в техзадании строку об обязательном наличии определенной суммы на счету покупателя на восстановление здания. Чтобы потом не получилось, как с домом на Крепостной 24, который сменил уже несколько собственников, а здание все рушится и внешний облик города теряется.

— С собственниками разве ничего сделать нельзя?

— Есть у нас при комитете культуры ЛО (руководитель Наталья Кононенко) Музейное агентство, возглавляемое Андреем Ермаковым. Лично с ним я говорил о том, что это здание, которое примыкает к Выборг-банку, и здание главпочтамта, которое находится в центре города, имеют неприглядный вид. Просил оформить бумаги, потому что право подавать в суд имеет только данное агентство, и начать судебные процедуры. По крайней мере полтора месяца назад результата еще не было. И тянется этот вопрос уже долго. Мы не можем прийти и заставить собственника начать ремонт. Это же частная собственность! А если собственник еще и в Москве… К сожалению, в Москве даже не все знают, где Выборг находится. Как бы обидно это не звучало, надо отдавать себе отчет, что не зависимо от того, какая мы там «жемчужина в короне Ленобласти», Выборг настолько для Москвы мелкий…

— Тем не менее, Москва выделила нам на реконструкцию старого города 3 миллиарда рублей…

Письмо Губернатора ЛО Александра Дрозденко Президенту РФ Владимиру Путину

— В конце марта состоялась встреча губернатора Ленобласти Дрозденко с Президентом России Путиным, где Дрозденко предоставил Президенту письмо с просьбой о выделении денег на реконструкцию старой части Выборга. В итоге переговоров федерация выделила 3 миллиарда рублей, при условии выделения еще 1 миллиарда рублей из областного бюджета, которые должны быть потрачены в течение 5 лет. Когда эти средства придут – мы не знаем. Поэтому и отправную точку расходования этих миллиардов мы не знаем. 31 марта губернатор собрал совещание, на котором присутствовали 5 вице-губернаторов, и дал поручение к 21 апреля «подготовить и представить губернатору ЛО проект дорожной карты комплексного развития города Выборга по разделам: туризм, культура, коммунальное хозяйство, строительная деятельность и дорожное хозяйство, малое и среднее предпринимательство, социально-экономическое развитие и инвестиционная деятельность…» Мы тоже не сидели на месте (кстати, у нас тоже богатая история по письмам, мы подготовили письма на имя Путина от известных деятелей культуры, от Пиотровского), у нас есть концепции развития туризма в Выборге, на основе который и будет разработана дорожная карта.

— Итак, у нас фактически есть 4 миллиарда рублей. А этого хватит на восстановление Старого города?

— Мы уже выясняли предварительную цену проекта реконструкции старого города. Мы общались с архитектурно-планировочным бюро Меркурьева, которое делало Константиновский дворец, с группой компаний «Интарсия» (реконструкция Смольного), с заслуженным архитектором РФ, почетным реставратором РФ Даяновым… То есть, с людьми знающими, понимающими и имеющими опыт в реконструкции зданий, имеющих архитектурную, историческую и культурную ценность. На настоящий момент примерная стоимость только проекта реконструкции старого города (мы оговаривали здания, постройки до 40-го года, а таких у нас 383) составит около 50-55 миллионов рублей. Подчеркиваю, это только проект! Но в нем рассматривались и перекладка инженерных сетей, и ландшафтный дизайн… вплоть до обоснования, почему ул.Крепостная должна быть пешеходной. То есть большой масштабный проект реконструкции и восстановления старого Выборга.

Выборгская Часовая башня

И по прикидкам архитекторов, это обойдется в 14-16 миллиардов рублей. И перед нами встал вопрос: допустим мы из нашего скромного бюджета найдем эти 55 миллионов на проект, а кто нам даст хотя бы 10 миллиардов рублей? Наш 5-миллиардный бюджет этого просто не потянет. Мы ведь не можем, скажем, два года ничего больше не делать, не выплачивать зарплату бюджетникам, разогнать всех чиновников и направлять средства только на восстановление старого города… То есть весь этот проект, все эти 10-20 папок, может остаться пустым трудом. И мы пока притормозили разработку проекта. Тогда мы уже начали забрасывать письмами вышестоящие инстанции… И губернатору удалось получить 4 миллиарда на первую очередь реконструкции… Первый этап, как мы его видим, это Часовая башня, которая рушится, и все, что есть рядом… Далее, что останавливает. Есть дом, который является памятником и в котором какая-то часть квартир принадлежит частным собственникам. Человек, который считает деньги, в данном случае это Президент РФ, непременно спросит: «А с ними то вы что будете делать? Тратить бюджетные деньги на частников?» То есть, получается, «сбрасывайтесь, ребята, в шапку и ремонтируйте». Но мы понимаем, что пожилой человек, пенсионер, проживающий в этом доме, имеет пенсию 8-10 тысяч рублей, половину из которой отдает за коммуналку… Ты с него как возьмешь деньги на реконструкцию его собственного дома? Как только один человек будет против, возникает ситуация при которой или все сбрасываются «за бабушку», или мы не ремонтируем. Есть, к сожалению, моменты в нашем законодательстве, да и в житейском плане тоже, по которым мы не можем сейчас решить вопрос капремонта. Поэтому решение и Президента, и губернатора правильное: начнем с федеральных культурных и исторических памятников, которые есть у нас. Здесь пока нет никакой конкретики. Конкретика есть только в письме Путину, в котором губернатор указывает Часовую башню и Кафедральный собор. Но это не есть догма. Специальная комиссия под руководством председателя комитета по культуре Кононенко должна составить очередность этих памятников. Было принято решение первое рабочее совещание провести в Выборге. Так что, ждем 21 апреля и надеемся, что мы уже будем понимать очередность и состав памятников.

Но надо понимать, что на настоящий момент кроме этих бумаг, ничего нет: ни «живых» денег, ни строки в бюджете. Не исключено, что Ленинградская область и комитет финансов ЛО будет заниматься определением списка и очередности реконструкции самостоятельно без нашего участия, как, например, это происходит с Монрепо. Надеемся, у нас будет возможность повлиять на этот процесс. Но проведение конкурсов, контроль исполнения, отчетность и так далее – это правительство ЛО.

— А не разворуют?

— Давайте рассчитывать, что не разворуют. Но как только будут выделены деньги, мы будем обращаться к нашим общественным организациям, к простым гражданам Выборга, болеющим за свой город, с просьбой приходить, смотреть, проверять, сигнализировать, если что-то, на ваш взгляд, будет делаться не так. Опять же, я не знаю, будут ли заявляться на конкурс, будет ли интересно работать здесь всем выше названным мною архитектурным бюро, с которыми мы общались по реставрации старого города. От нас будет зависеть только один фактор – общественный контроль. Это наш город, мы за него отвечаем.

— Итого, что мы имеем. Есть предварительная договоренность на 4 миллиарда рублей. Мы готовим программу развития Выборга по предложенным направлениям. Составляем перечень объектов на реконструкцию с приблизительной стоимостью. Потом предоставляем ее Путину. Все. Дальше деньги выделяются Ленобласти, Ленобласть добавляет свои средства и приступает к реконструкции.

Геннадий Орлов с папкой переписки о реконструкции старого Выборга

— Самое главное, собственно, почему я начал с концепции развития Выборга и с того, что мы от этого получим? Ну хорошо, нам отремонтировали старый город, но, допустим, туда никто не ходил и ходить не будет… Зачем тогда федерации ремонтировать? Но мы планируем, допустим, каждую неделю с субботы по воскресенье проводить то Майское дерево, то Рыцарский турнир, то Ярмарку ремесленников, то Окно в Европу… С реконструкцией исторической части Выборга поток туристов увеличится, что увеличит доходную часть бюджета, потому что начнут работать гостиницы, рестораны и отчислять налоги. Вот о чем мы говорим. А непросто дайте. Мы подводим экономическое обоснование, для чего нам это. Мы хотим вложений в привлечение туристов и получение от этого какой-то прибыли.

— То есть фактически наши реалии таковы, что просто так на восстановление города, просто на сохранение исторического и культурного наследия денег никто не даст? По крайней мере пока с этим объектом не будет связано никакого проекта?

— Советский союз давно закончился. Халявы нет и не будет. У нас что, нет в России проблем, куда можно направить 3 миллиарда? Возвращаясь к Выборгу. Благо, сейчас начинаем строительство спортивно-зрелищного комплекса, конкурс прошел. Сегодня объявляем конкурс на строительство стадиона возле Выборгской, 25 на 71 миллион. И это при том, что Москва не знает, где Выборг находится. Нам так и говорят: «А не много ли вам спортивных объектов?». Это при том, что из 83 субъектов федерации, только у 12 областных центров субъектов есть такой спортивно-зрелищный комплекс, который строится у нас. Конечно, хорошо было бы, если бы у нас еще и асфальт был идеальный, все было отремонтировано… Но простой пример. Еще года не прошло, как мы сдали спортплощадку у 10-й школы. Щит сломан. Кольцо сломано. Искусственное покрытие разорвано. Я уже не говорю про то, что наши детишки за ночь выпускных балов 40 урн разбили в парке, и 4 тумбы мраморные на пересечении Ленина и Ленинградского проспекта были сброшены! Вандализм, варварство или идиотизм? Просто так никто сейчас не даст денег только потому, что мы – Выборг, что мы – «окно в Европу». Надо научиться еще и самим беречь то, что у нас есть.