Загадочное ралли под Выборгом. Удивительная находка в архивах

Поделиться

История Выборга полна загадок. А попытки разгадать эти загадки порой преподносят совершенно неожиданные находки и открытия. Одну из таких удивительных историй нашли наши коллеги из Motorsport.com. Оказывается, что первое международное ралли в России прошло именно под Выборгом! И этой историей они поделились с ivbg.ru. 

Раскопать подлинную сенсацию из истории ралли в России довольно сложно. Но нам это удалось. Алексей Сергеев расскажет о том, как более двух десятков лет назад чемпионат Европы по ралли тайно посетил территорию нашей страны.

Попытки узнать что-либо об этой гонке увенчались провалом. Российские автоспортивные летописи безмолвствуют, отечественные гоночные журналисты тоже об этом удивительном факте. Официальные источники – организаторы ралли – молчат и не выходят на контакт.

Но сама гонка, промчавшаяся по нашим дорогам в туманном начале 90-х, все же была. Об этом говорят и фотографии, и сохранившиеся кадры кинохроники. Motorsport.com Россия стал первым СМИ, рассказавшем о загадочном ралли.

Но для начала позволим себе напомнить – какими же были раллийные гонки в молодой России в 1992 году.

Российское ралли в 1992 году

В конце января 92-го в Москве состоялось ралли «Русская зима». Победу одержал Вячеслав Прохоров, выступавший на «серийной» Lancia Delta Integrale, подготовленной по группе N – на его автомобиле даже стояло сиденье для задних пассажиров. Вторым финишировал Виктор Малюшитский на уникальной полноприводной ВАЗ-2108-кваттро, ранее использовавшейся в автокроссе.

Но эта гонка не входила в календарь первого в истории чемпионата страны, состоявшего из шести этапов: «Медведь», «Каменный пояс», «Мытищи», «Кром», «Россия» и «Память».

В праздничный уик-энд 22-23 февраля в Ярославле прошло ралли «Медведь». На старте – сплошные «восьмерки», несколько классических моделей ВАЗ, а также «Москвичи» и завораживающие «Волги». Никаких иномарок, никаких звезд российского и уж тем более мирового ралли.

А в эти же выходные в 700 километрах к северо-западу под Выборгом на спецучастках в Ленинградской области «рубились» на могучих Ford, Toyota и Mitsubishi группы А экипажи, только-только проехавшие шведский этап WRC и решившие побороться за победу в гонке европейского раллийного чемпионата.

Hankiralli – что это?

Абсолютно неизвестное большинству российских болельщиков ралли ведет свою историю с 1955 года. Его маршрут традиционно начинается и заканчивается в Хельсинки, а изюминкой является маршрут, проложенный через множество городов страны Суоми.

В списке победителей гонки немало известных имен: Рауно Аалтонен, Паули Тойвонен, Тимо Мякинен, Стиг Бломкивст, Маркку Ален, Ульф Гронхольм, Лассе Лампи, Харри Тойвонен, Себастьян Линдхольм – это настоящий «зал славы» финского ралли.

Афиша Hankiralli 1992

В последний раз Hankiralli состоялось в 1994 году, после чего оно проводится в качестве исторического ралли.

Однако нас интересует гонка 1992 года. Тогда она входила в календарь чемпионата Европы и проходила по территории Финляндии – и России!

Кто и как принял такое решение – остается загадкой. Видимо, сыграла свою роль романтика того периода. Но факт в том, что смелая задумка была воплощена в жизнь, став одной из малоизученных страниц отечественного автоспорта.

Терра инкогнита

Итак, 21 февраля 1992 года в Хельсинки стартовал четвертый этап чемпионата Европы по ралли – Hankiralli. Температура воздуха составляла около 20 градусов мороза, но как организаторов, так и гонщиков больше волновало другое – заключительный день гонки должен были пройти в России, и никто не знал, чего ожидать от предстоящего визита на территорию бывшего вероятного противника.

— Определенный риск с проведением ралли на территории России, конечно же, есть, – говорил перед стартом в интервью финским журналистам директор гонки Йорма Саапикиви. – Но мы решили расширить программу гонки за счет территории нашего восточного соседа, потому что там много хороших дорог.

На старт Hankiralli вышли 56 экипажей, среди пилотов были весьма известные – Себастьян Линдхольм, Маркус Гронхольм, Йоуко Пухакка, Яри Латвала (отец нынешнего пилота Volkswagen Motorsport Яри-Матти Латвалы), Ярмо Кютюлехто, Сеппо Мустонен. Значился в протоколах и эстонец Маргус Муракас, пилотировавший единственную Lada Samara.

Гонщики, к слову сказать, поначалу весьма скептически отнеслись к идее проведения российских спецучастков.

— С точки зрения зрителей очень жаль, что в дневное время гонка будет проводиться в России, – заявил Линдхольм. – Это означает, что допы на территории Финляндии пройдут в темное время суток.

Себастьян Линдхольм на границе. Hankiralli 1992

Дело дошло до того, что участники даже принялись собирать подписи в пользу отмены допов на соседской территории – их напугали возможные трудности при пересечении границы.

Но организаторы, надо отдать им должное, позаботились об упрощении таможенных процедур как для гоночных экипажей, так и для команд – на границе для них была организована отдельная очередь, причем им не требовалось даже заходить в здание таможни, можно было сразу проезжать на территорию России.

Во второй половине дня воскресенья 23 февраля гоночный канал легко пересек в Торфяновке границу, еще недавно казавшуюся неприступной и чемпионат Европы по ралли впервые ступил на российскую землю.

https://youtu.be/JDFjcuG7BIs

Несмотря на не самые лучшие ожидания, на финише первого российского спецучастка Hankiralli гонщики пребывали в хорошем настроении.

— Было здорово, мне не на что пожаловаться, – заявил Маркус Гронхольм. Но именно «Боссе» стал одним из тех, кто выбыл из гонку на российской территории – подвела техника.

После схода Маркуса его двоюродный брат Себастьян Линдхольм спокойно довел гонку, вернувшуюся в Финляндию, до победы. Эса Сааренпяя финишировал вторым, а замкнул тройку призеров Антеро Лайне. Победителем в группе N стал Ярмо Кютюлехто. Всего же финишировало 35 экипажей.

Вышло так, что Hankiralli 1992 года так и осталось незамеченным и только-только появившимся Комитетом ралли РАФ, и российскими болельщиками – они в подавляющем большинстве попросту не знали про эту гонку.

Выборгские спецучастки всегда были популярны у советских и российских раллистов. Однако мировая гоночная общественность по-настоящему узнала о них только через 15 лет, когда здесь состоялся дебютный отечественный этап первенства Intercontinental Rally Challenge (IRC) – Ралли Россия.

Но, как вы теперь знаете, на самом деле это был уже не первый визит мировой раллийной серии в нашу страну.

Алексей Сергеев